Александр Панов: "Мечтаю вернуться вместе с "Торпедо" в премьер-лигу"
Вчера ему исполнилось 35. И почти месяц, как он в "Торпедо". После более двух с половиной лет отсутствия вернулся в большой футбол, откуда ушел, как казалось, навсегда.
Разговаривали мы с Александром на трибуне стадиона "Труд", что неподалеку от метро "Тульская" на юге столицы, во время матча его нынешнего клуба с "Никой": это второй дивизион зоны "Центр", где черно-белые бьются за выход в дивизион первый. Панов не мог принять участия в игре из-за травмы. "Микронадрыв приводящей мышцы, - пояснил нападающий. - Но выбыл, надеюсь, ненадолго. Эх, жаль, что не смог против "Ники" сыграть! В лучшие бомбардиры турнира, конечно, не вышел бы, но пару-троечку мячей такому соперничку положил бы". Верю. Даром, что ли, "Ника" безнадежно на последнем месте?
Разговор наш неоднократно прерывался репликами самого форварда, адресованными своим: "Ну зачем ты так? Тут же бить надо", - и короткими фотосессиями: желающих запечатлеть себя рядом с Пановым хватало.
- Саша, скажите, 35 - рубеж?
- Конечно. И возраст хороший. Становишься более понимающим человеком, приходит осознанность того, что происходит с тобой и вокруг. В тридцать - еще так себе: соображаешь, само собой, но не настолько еще по-взрослому. А теперь, чувствую, и жизненный опыт накопился, и взгляды на жизнь иные.
- Как отмечать будете?
- Особых торжеств не планирую. С близкими в ресторане посижу, хорошей кухни отведаю.
- Какую предпочитаете?
- В принципе любую. Люблю в стэйк-хаузы или фиш-хаузы наведываться: рыбку или мясо хорошее покушать.
- Год назад вы говорили в интервью моим коллегам по "СЭ" Юрию Голышаку и Александру Кружкову, что в 35 начнете играть за ветеранов. Получается, невольно обманули?
- Да нет. Я как раз и играл за ветеранов. Правда, выступая за них, ощущал себя не ветераном, а скорее молодым, можно сказать, салагой - разница в возрасте заметна. Там играют Кирьяков, Дима Кузнецов, Василич Лось - Лосев, стало быть… Да что всех перечислять! Наша команда называется "Звезды России" и названию соответствует. Собраны мастера, которые поиграли на серьезных уровнях. Сейчас, разумеется, выступления за эту команду я приостановил - профессиональный контракт подобного не предусматривает.
- Но в том же разговоре год назад вы заявили: дескать, мне проще было уйти, чем кататься по второй лиге, по деревням и так уже намотался. Выходит, не намотались?
- Я тут посмотрел - деревнями их уже не назовешь, хорошие города, по крайней мере в зоне "Центр". И убогих условий размещения не заметил, все пристойно. К тому же пришел я не в абы какую команду, а в "Торпедо", где в свое время меня тепло приняли. Годы, проведенные в этом клубе, не прошли даром. И сейчас, когда "Торпедо" находится не в лучшей ситуации, считаю правильным помочь. Посмотрел, как нынешние торпедовцы играют, и подумал: да мы в матчах ветеранов быстрее двигаемся!
- А ветераны двигаются быстрее?
- Там классные футболисты, и мяч быстрее ходит. Может, сами по себе скорости небольшие, но мозги работают в потрясающем темпе: туда передача, сюда - только успевай. Вот со своим опытом и решил помочь торпедовцам.
- Несколько лет назад, когда в "Торпедо", за которое вы выступали, стали в большом количестве приходить ребята из ФШМ, вы говорили: "Не знаю, чему их там учат, пас на два метра отдать не могут". Как с этим обстоит дело у ваших нынешних партнеров?
- Критических слов заслуживают наши школы. Будущие футболисты там занимаются, к сожалению, не тем, чем надо. Результатов каких-то в соревнованиях пытаются добиваться. Задача школы - научить мальчишек конкретным действиям на футбольном поле, технике паса, умению обращаться с мячом. В общем, заложить базу. Ведь по большому счету между нами и заграничными командами разница одна: они не ошибаются в простейших ситуациях.
- Нехватка самородков?
- Именно. Обратите внимание: сейчас индивидуальностей днем с огнем не сыщешь. Футболисты, которые выходят на поле, - стандартные. Как роботы. Ставь любого, сыграет так же, как и предыдущий. Чуть лучше, чуть хуже, но в целом - одинаково. Яркости нет. А футбол - творчество. Вот российский чемпионат и стал пресным. Сразу видно, насколько Веллитон и Вагнер Лав выделяются на общем фоне.
- "Торпедо" в этом смысле тоже не выделяется?
- Ничем не лучше, нежели другие клубы второй лиги.
- Если сравнить уровень нынешней второй лиги с той, в которой вы начинали свою карьеру в первой половине 90-х, отличия большие?
- Там молодых футболистов вообще не было, играли, по сути, одни мужчины. Мы, "Зенит-2", будучи фактически дублем главной команды, в какие города ни приезжали, выходили против мужиков. Дяденьки за сто - двести долларов бились с нами не на жизнь, а на смерть. Тогда это приличные деньги были. А мы учились у них - быстрее играть, думать. В таких матчах больше шансов было заматереть, чем играя против молодых футболистов. Молодые - бестолковые, играют в свой футбол, уровень слабый.
- Перед "Торпедо" стоит задача по итогам этого сезона попасть в первый дивизион. По силам?
- Если выиграем все матчи, конечно, выйдем. Но, учитывая характер команды, мы еще не готовы. Если просто выйти и заменить имеющихся футболистов на других, то, наверное, можно. Но тут потребуются затраты. Готов ли клуб к ним, а следовательно, и к первому дивизиону? Там другой футбол, другие деньги. А футболисты, которые сейчас в "Торпедо", для первой лиги не подходят, слабоваты. Не все, конечно, но большинство.
- Останетесь ли вы в команде на будущий сезон?
- Не знаю. Если руководство будет заинтересовано в моем присутствии на поле, рассмотрю этот вариант, но если честно, мне хотелось бы поработать в клубной структуре - в селекционном отделе, например. Надо приглашать нормальных футболистов, чтобы решать серьезные задачи.
- Наверняка найдутся злые языки, которые скажут: видимо, Панов просто поиздержался, вот и вернулся в футбол подзаработать чуть-чуть?
- Во второй лиге? Смешно! Здесь капитала не наживешь. У меня все хорошо, есть бизнес, который приносит деньги. Могу назвать себя состоятельным человеком.
- Что за бизнес, если не секрет?
- Недвижимость. Сдача помещений в аренду. В Питере. В Москве ищу другие варианты для зарабатывания денег.
- Сильно ли отличался уровень зарплат во второй лиге, когда вы начинали карьеру, от нынешнего?
- Трудно сравнивать. Когда я начинал, моя первая зарплата составляла двести рублей. Тогда это были хорошие деньги!
- Не удивило, что на домашние матчи "Торпедо" собирается вполне приличная аудитория - тем более для второй лиги?
- Нет. У "Торпедо" всегда были преданные болельщики. Их мало, но они команду всегда поддерживают.
- Как вам Чугайнов-тренер?
- Нормально. Он и футболист был интересный. Ребята его уважают, он ведь футбол не только по тетрадкам и учебникам знает. А если игроки уважают тренера, то бьются за него.
- Вы Чугайнова на "вы" называете?
- Конечно. Я же футболист! Субординация между тренером и игроком была, есть и будет. А когда один на один, могу с ним общаться на "ты", мы ведь и в сборной вместе играли, и в одном номере много времени прожили. Можно сказать, друзья-приятели.
- Как-то вы сказали, что не уверены, что Адвокат хороший тренер.
- Уверенный в себе тренер не будет бегать из одной команды в другую.
- Другими словами, вы в Адвоката не верите?
- Не-а. И не потому, что у меня с ним были какие-то проблемы. Он, считаю, тренер узкого мышления: определил какой-то народ - и больше никого не хочет смотреть и подключать. Для тренера национальной сборной - вопиющий факт. Касаев, считаю, должен был появиться в прошедших матчах. Хоть на 15 минут. Он заслужил это своей игрой в чемпионате России. Но даже в заявку не попал.
- А у вас самого в общении с молодыми ребятами тренерские нотки не проскакивают? Где-то подсказать, "напихать"?
- Проскакивают, что скрывать. В отличие от них у меня кое-какой опыт за спиной имеется, поиграл на разных уровнях, знаю, если что-то говорю. И уж ни в коем случае не хочу молодым футболистам навредить. Конечно, ребята меня слушают - куда они денутся?!
- В трех матчах во второй лиге вы забили один мяч. Не раскочегарились еще?
- Наоборот, психологический момент преодолен - наконец-то забил первый гол за два с лишним года. Тоже важно. Мне мало двух-трех игр. Надо 10 - 12 матчей провести, чтобы все заново прочувствовать. Навык остался, но в каких-то ситуациях медленно реагирую. В той же игре с Подольском мог в одиночку судьбу матча решить, если бы был в хорошей форме. С теми моментами, которые у меня были, раньше шансов сопернику не оставил бы. Но меня сейчас волнуют иные моменты - ожидание игры, болельщики, ажиотаж … Все это очень важно! Знаете, какой кайф испытал от первого гола?! Или чувство разочарования, когда мы проиграли Подольску 1:2. Все прежние ощущения заново испытываю!
- В свое время вы мечтали закончить карьеру в "Зените". Но теперь, похоже, последней командой станет "Торпедо"?
- Ну да. Хотя не стоит загадывать. В принципе-то карьеру я закончил как раз в "Зените" - после него два с лишним года нигде не играл. А то, что сейчас все возобновил… Знаете, хотелось бы с "Торпедо" решать глобальные задачи, этот клуб для меня - второй дом. Я не прочь остаться здесь надолго.
- Вряд ли ошибусь, если скажу, что вы единственный торпедовец, который играл за команду в премьер-лиге, в первом дивизионе и вот теперь во втором.
- Пожалуй. Действительно, уникальный случай.
- Вернуться с "Торпедо" в элиту было бы красиво, не так ли?
- Это было бы супер! Но надо оставаться реалистом. Если мы вернемся, то лет через пять. Мне будет сорок. Уже вряд ли смогу играть на должном уровне. Вот в качестве тренера...
- Что себе пожелаете на день рождения?
- Стать немного лучше, умнее, мудрее. Здоровья, чтобы еще поиграть. Ну и, как вы сказали, вернуться с "Торпедо" в премьер-лигу. В качестве игрока - вообще было бы супер!
Александр МАРТАНОВ