Одемвинги: "Россия может опозориться на весь мир, приняв мундиаль"
Нигерийский экс-форвард «Локомотива» ярко дебютировал в английской премьер-лиге и с ходу завоевал расположение болельщиков «Вест Бромвича». На бомбардирском счету Питера значится гол, а также двукратное признание лучшим игроком матча. Но сосредоточиться исключительно на футболе в ближайшее время ему вряд ли удастся – он невольно вовлечен в информационную войну между державами, соперничающими за право проведения чемпионата мира 2018 года.
Cыр-бор разгорелся из-за баннера, публично продемонстрированного болельщиками «Локомотива» по случаю продажи Одемвингие в «Вест Бромвич»: к благодарности английскому клубу прилагалось изображение банана. Реакция нигерийской федерации футбола была болезненной, англичане же – претенденты на право проведения ЧМ-2018 – получили еще одну возможность уязвить конкурента и указать на его слабые места.
По интонации Одемвингие чувствуется: тема баннерных скандалов ему не особенно приятна, поэтому ее мы оставили напоследок.
Начали же с житейского.
– Можете меня поздравить: я переехал! – поделился радостью Одемвингие. – Только-только получил квартиру и обживаюсь. Подруга скоро в Англию приедет – поможет обставить. Вещи из отеля в квартиру я перенес сам – тут пешочком совсем недалеко. Друга о помощи не пришлось просить.
– Вы уже нашли друзей в Англии?
– И не одного. И произошло это не сегодня и не вчера, а много лет назад.
– Когда вы успели завести столько знакомств? Я часто слышу о ваших друзьях – французах, бельгийцах, нигерийцах, американцах, южноафриканцах…
– Мне немало пришлось поездить по свету. И повсюду находил добрых и интересных людей. Окажусь завтра, скажем, в Кишиневе – и не пропаду: и там друзья!
ОТВЕТ ЛОВЧЕВУ: Я ВСПОМНЮ «ЛИЛЛЬ»!
– Обозреватель «Советского спорта» Евгений Ловчев хорошо помнит вас, Питер, по юношеским турнирам в составе ЦСКА, а также по чемпионату Франции. Так вот, по отзывам Евгения Серафимовича, в «Лилле» вы были веселым, взрывным, инициативным и т.д., но с переходом в «Локомотив» все эти качества куда-то подевались. Вопрос от Ловчева: куда?
– Я приехал в «Лилль» и на первой же тренировке ощутил комфорт. Моя команда побеждала почти во всех матчах, мы с ходу заняли второе место в чемпионате. При тренере Ле Гуэне футбол был такой: хочешь не хочешь, а тебя непременно заставят жить игрой каждую секундочку. Мне как центрфорварду адресовалось множество подач с флангов и передачи из глубины. На всю жизнь запомню призыв Ле Гуэна с бровки. Он то и дело выкрикивал: «Алле! Алле!». Вперед то есть. Как правило, к 70-й минуте меня или напарника по атаке Масилу меняли – силы иссякали по полю носиться. Не скажу, что в «Локомотиве» были слабые или неэффективные фланги, но они не держали меня в тонусе каждое мгновение. В России другая игра, и у меня не все получалось…
Мне, признаюсь, мешал негатив – часть болельщиков была настроена ко мне враждебно. Отсюда и нерезультативность. Я так устал в «Локомотиве» психологически, что, оказавшись в Англии, не смог сразу переключиться на царящий здесь позитив. Сейчас я потихоньку забываю обо всем плохом и стараюсь вспоминать только хорошее. Надеюсь, вы еще увидите меня, «лилльского»...
– По итогам последнего матча с «Тоттенхэмом» (1:1) вас признали лучшим на поле. За какие заслуги?
– Первый тайм у меня не особенно получился – прогадал с бутсами. Да и начали мы как-то боязливо, памятуя об авторитете соперника. Но в перерыве я поменял 13-шиповки на «шестерку», и игра пошла живее.
– С Романом Павлюченко повидались?
– Пообщались до игры, пожелали друг другу удачи. Я загорелся идеей обменяться с Романом майками. Но в перерыве он увидел Габриэла Тамаша, с которым не один год играл в «Спартаке», и решил обменяться с ним. После матча я заглянул в раздевалку «Тоттенхэма», но Романа там не оказалось. Ничего страшного, подождем второго круга. А я буду ждать новых встреч. Из интервью Динияра Билялетдинова в «Советском спорте» знаю, что он не отказался бы обменяться со мной футболками. Я только за! Буду с нетерпением ждать игры с «Эвертоном».
– Три года назад все шло к тому, что вы с Павлюченко должны были составить дуэт нападающих в «Спартаке».
– «Спартак» искал нападающего с рабочей левой ногой. Я обратил внимание на то, что Роман не левша, и понял, почему «Спартак» проявил ко мне интерес.
«МНЕ СОВЕТОВАЛИ ПЕСНЮ О ЛЮБВИ, Я ВЫБРАЛ – О ЖИЗНИ»
– Каким именем окликают вас англичане?
– Питер. Но близкие знают меня как Осаз.
– Ваше посвящение в «Вест Бромвиче» позади?
– О, это большая британская традиция! В клубе заведено так: каждый новичок обязан станцевать или спеть песню. Ребята советовали мне: спой про любовь, это легче всего. Но я решил – спою о жизни. Волновался, конечно, размышлял о репертуаре. В конце концов выбрал песню под названием «Это – нелегко», которую исполнили мои приятели из одной популярной нигерийской группы, кстати, бывшие футболисты. О чем слова? «В жизни не бывает легко… Будь готов преодолеть сложности… Благодари Господа за то, что ты имеешь… Умей довольствоваться малым… Работай на совесть». И вот наступил час икс. После ужина собралась вся команда, я вышел в середину зала…
– Карло Анчелотти вспоминал о том, как прошло посвящение в «Челси» Юрия Жиркова. Пение Юры тренер сравнил «с криком кошки, тонущей в реке, и свиньи, застрявшей в изгороди».
– Ха-ха-ха! Меня, к счастью, ни с кем не сравнивали. Я пошел на хитрость: включил мобильник и на низкой громкости завел мелодию. Это помогло мне почувствовать ритм и попадать в ноты.
– Не ровен час вас допросят об истории основания клуба.
– Пока я не брался за изучение, но понимаю, что это неотвратимо. У «Вест Бромвича» очень страстные болельщики. Они грамотно оценивают каждый эпизод в матче и наверняка требуют от игроков хорошо знать историю клуба.
– Сколько билетов полагается игроку «Вест Бромвича» на домашний матч?
– Сколько попросишь, столько и дадут. Когда ко мне приезжали друзья, выдали пять штук.
«КУЛЬБИТ МАРТИНСА – ЗАЛОГ ХОРОШЕГО НАСТРОЕНИЯ»
– Главный тренер «Локо» Юрий Семин не так давно посетовал: Одемвингие уехал раньше срока. Оказывается, Юрий Павлович рассчитывал на вас в матчах со «Спартаком» и «Лозанной» в конце августа.
– Разговор на эту тему состоялся с одним из сотрудников клуба. Но в то же время торопил «Вест Бромвич». Англичане очень хотели, чтобы я сыграл в первом туре против «Челси». Но я все равно опоздал к этому сроку из-за товарищеского матча сборной Нигерии.
– Вы, кстати, участвовали в последнем, с Мадагаскаром (5:0)?
– Провел 90 минут. Этот матч состоялся в рамках отбора к Кубку Африки. Я располагался на правом фланге, а впереди сыграл Мартинс из «Рубина». Он забил свой гол.
– Российские болельщики находятся под впечатлением от кульбитов Мартинса. Они, кажется, даже эффектнее, чем у Зазы Джанашия!
– Мартинс уже забил за «Рубин»?! Признаться, это новость для меня. В последние годы Мартинс все реже празднует голы кульбитами. Раз прыгает, значит, в «Рубине» у него очень хорошее настроение. Мартинс мне со смехом рассказывал, как обживается в Казани. Его поселили в квартиру; он было заскучал немного, а через пару дней обнаружил, что его сосед по дому – южноафриканец Макбет Сибайя.
«РАССПРОСИТЕ ВЕЛЛИТОНА О ЛЮБВИ К РОССИИ»
– Совет игроков сборной России постановил: спартаковца Веллитона в команде не ждем, а Одемвингие сгодился бы – у него мама из СССР. Решение огласил, как и полагается, капитан команды Андрей Аршавин.
– Впервые слышу об этом собрании, но его итогам не удивлен. Ребята из сборной неплохо меня знают и не считают чужаком. Тем более я говорю и думаю на русском. Как и они, я был и октябренком, и пионером – это тоже важно! Но вместе нам не быть – я заигран за Нигерию.
Что касается натурализации Веллитона, то, на мой взгляд, ей не стоит противиться. Если у игрока и федерации появилось взаимное желание, то какие могут быть проблемы? Посмотрите, что происходит в сборных европейских стран – там и бразильцы, и африканцы. Рано или поздно весь мир придет к этому. Но натурализация ради одной лишь выгоды – чтобы результаты поправить – в корне неправильный подход. Важно, чтобы футболист любил страну, за которую собирается выступать. Надо расспросить Веллитона: ты принял Россию в свое сердце?
– На русском расспросить?
– Важно, чтобы Веллитон хорошо знал русский язык.
– Полагаете, болельщики сборной России примут Веллитона?
– У нас большое общество и полярные мнения. Многие будут против. Мы затронули сложную тему…
«УБРАТЬ РАСИЗМ СО СТАДИОНОВ РЕАЛЬНО»
– А впереди – еще сложнее! На матче «Динамо» – «Локомотив» внимание зрителей привлек баннер с благодарностью в адрес «Вест Бромвича», вероятно, за то, что выкупил ваш трансфер. Также на баннере красовался банан.
– Остается поблагодарить так называемых болельщиков, которые это вывесили. Что они хотели сказать этим посланием, сказать не берусь. Но факт остается фактом: спровоцирован никому не нужный скандал.
– Вы считаете баннер расистским?
– По большому счету мне на него плевать. К моменту его появления я уже вовсю осваивался в Англии и забил первый гол.
– По мнению Алексея Сорокина, возглавляющего заявочный комитет проекта ЧМ-2018 в России, существует такая чисто русская поговорка – «Получить банан», что означает неудовлетворительную оценку за работу.
– Что-то не слышал я таких поговорок… Понимаю, что появление едких или оскорбительных баннеров часто связано с тем, какие результаты показывает команда. Я привык воспринимать «Локомотив» единым коллективом – и в дни поражений, и в дни побед. И банан, видимо, адресован всем нам, локомотивцам. Люди, которые действительно уважают себя и клуб, за который болеют, не стали бы рисовать этот баннер. Мой «Локомотив» – это люди, которые достаточно воспитаны и преданы своей работе, это разбирающиеся в футболе болельщики. Совершенно естественно, что у меня нет отношений с горсткой злобных юнцов, которые не приучены даже здороваться.
– Чем вызвана столь оперативная реакция на баннер чиновников футбольной федерации Нигерии?
– Они сделали так, как посчитали нужным. Им небезразлично мое состояние. Посчитали, видимо, что подобные баннеры мешают мне играть и наносят психологическую травму. Не думаю, что Нигерия, поддержав меня, тем самым выступила против России.
– Тем не менее стало известно, что Нигерия не поддержит заявку России в борьбе за право проведения ЧМ-2018.
– До голосования еще далеко. И случай в Химках не из той серии, что способен склонить чашу весов.
– Вы уже в курсе, что болельщики «Вест Бромвича» готовят ответный баннер со словами поддержки в ваш адрес?
– Да, там еще будет призыв изгнать расизм со стадионов. Вообще болельщики «Вест Бромвича» встретили меня очень тепло. Во многом благодаря им сразу возникло ощущение, что у меня здесь все получится.
– Как вы относитесь к перспективе проведения в России чемпионата мира?
– Я не против. Но при этом задумываюсь: как в такой атмосфере можно провести турнир столь серьезного уровня? Ведь в Россию приедут тысячи африканцев, азиатов, латиноамериканцев. И что будет, если в их адрес – будь то участников или болельщиков – раздадутся эти звериные выкрики? Или баннер очередной кто-нибудь сочинит. Россия опозорится на весь мир. Жаль, что в России – а, я считаю, здесь моя родина – так сложилось.
– Насколько глубоки, на ваш взгляд, проблемы расизма в нашей стране?
– С проявлениями расизма, наверное, можно столкнуться во многих странах. Я не государственный деятель, чтобы указывать, как следует изменить отношение граждан к этой проблеме. Но, думаю, футбольные власти в состоянии убрать со стадионов все, что не относится к спорту.
– Вы сталкивались с проявлениями расизма в обычной жизни?
– Случалось, злой народец попадался. Когда я переехал в Набережные Челны, то был обречен на чрезмерное внимание сверстников. Я выделялся в школе цветом кожи, был единственным мулатом. Прямо во время урока из-за двери могли показаться ученики из других классов, которые рассматривали меня, показывали пальцем. Случалось, дразнили. Это, конечно, задевало. Но я справился. С возрастом я перестал переживать. В России у меня осталось много друзей. И характер у меня сложился добродушный, веселый.
ХРОНИКА «БАНАНОВОГО СКАНДАЛА»
ЧТО СДЕЛАЛИ БОЛЕЛЬЩИКИ «ЛОКО»
22 августа в начале матча 18-го тура «Динамо» – «Локомотив» на трибуне болельщиков гостей был вывешен баннер с надписью «Thanks, West Brom» и подрисованным бананом. «Творение» провисело на видном месте почти всю игру и было замечено мамой Питера Одемвингие.
КАК ОТРЕАГИРОВАЛ ДЕЛЕГАТ МАТЧА, ГЛАВНЫЙ СУДЬЯ И ФУТБОЛЬНЫЕ ВЛАСТИ
От делегата матча «Динамо» – «Локомотив» Баркалова и судьи Карасева никаких рапортов по поводу баннера не поступало. КДК РФС не рассматривал вопрос о баннере, не выносил санкций в отношении авторов затеи или клуба «Локомотив».
Председатель КДК Владимир Катков заявил: «Если б болельщики хотели оскорбить Одемвингие, сделали бы это абсолютно по-другому. Может, изобразили бы банан, но надпись сделали совершенно иную… В данном случае таких слов не было. Этот баннер скорее ироничный».
О ЧЕМ ЗАЯВИЛИ НИГЕРИЙЦЫ
Федерация футбола Нигерии сообщила о подаче жалобы в ФИФА. «Мы осуждаем расизм, поэтому готовим письмо в ФИФА с просьбой принять меры дисциплинарного характера», – заявил пресс-атташе федерации Робинсон Окосун в интервью BBC Sport.
Позднее нигерийские чиновники заявили о том, что не поддержат российскую заявку на право проведения ЧМ-2018.
ЧТО СКАЗАЛ ГЛАВА ЗАЯВОЧНОГО КОМИТЕТА ЧМ-2018 В РОССИИ АЛЕКСЕЙ СОРОКИН
«В этом (баннере. – Прим. ред.) нет ничего расистского. Будь это игрок из России, Дании, Норвегии или, например, Японии, реакция оказалась бы такой же. В России «получить банан» означает «провалить тест». Российский футбольный союз не приемлет проявлений расизма и активно борется с ними», – сказал глава заявочного комитета чемпионата мира-2018 в России Алексей Сорокин.