27 серпня 2010 10:18
16

Больше, чем поражение

 
 Погода была под стать настроению - беспросветной и мрачной. С неба сыпал противный мелкий дождь, и немногочисленные болельщики «Динамо», покидавшие одновременно с репортерами «Амстердам Арену» и узнававшие нас по ноутбукам в руках и русской речи, задавали только один вопрос: «Скажите, Газзаев не объявил после матча об отставке?»
 
***
 
Назвать виновником поражения одного лишь главного тренера было бы слишком просто - пусть недовольство его работой в Киеве и зреет в болельщицких кругах не первый день, да и он сам, когда на пресс-конференции кто-то из коллег спросил, в чем наставник видит собственные ошибки, и видит ли вообще, эмоционально ответил: «Ответственности за результат я с себя не снимаю. В том, что «Динамо» не вышло в групповой турнир Лиги чемпионов, виноват один человек - главный тренер. Раз нет результата, значит, ему за все и отвечать». Но после паузы добавил: «А по игре мы сегодня заслуживали большего, чем поражение».
 
Невольно вспомнилось, как осенью далекого теперь уже 1993 года Газзаев, работавший в ту пору с другим «Динамо», московским, после убийственного проигрыша «Айнтрахту» со счетом 0:6 пришел на встречу с прессой с уже готовым решением: надо уходить. «Тот матч стал для меня страшным душевным потрясением, - признался он годы спустя моему коллеге Игорю Рабинеру. - Было ущемлено самолюбие. Я не стал искать причины в ком-то или в чем-то другом и иного выхода не видел. Решение об отставке было зовом сердца. Тренер «Айнтрахта», помню, воскликнул: «Что вы делаете? Мы недавно тоже в важном матче 2:5 проиграли, но я же никуда не ушел!» Нет, решение уже было принято».
 
Спустя три года в жизни Газзаева было еще одно схожее потрясение: вместе с «Аланией» он проиграл - и снова на своем поле - «Глазго Рейнджерс» со счетом 2:7. Какой это был удар по самолюбию, излишне говорить, но сердце в отставку не позвало. «Было тяжело, работать уже не хотелось, но я все-таки решил посмотреть, как отреагируют болельщики, - это еще одна цитата Газзаева из книги Рабинера «Жизнь замечательных тренеров». - Наш следующий матч чемпионата проходил дома. Когда на разминку вышли игроки, стадион засвистел. У меня сжалось сердце. Но когда за семь минут до начала игры я направился к скамейке, весь стадион зааплодировал. У меня даже слезы на глаза навернулись...»
 
***
 
Болельщики в Киеве не так великодушны, как в обожаемом им Владикавказе, и свистят, так уж получается, несколько чаще, чем аплодируют. Но еще чаще они задают вопросы - на форумах в интернете, на баннерах и в нелицеприятных речовках с трибун стадиона имени Валерия Лобановского. Им многое непонятно. Зачем, например, следовало ломать команду, дошедшую до полуфинала Кубка УЕФА, создавая на ее месте новый коллектив? Это ведь практически то же самое, что, получив в наследство квартиру с великолепным евроремонтом, вместо косметических изменений - подбелить, подкрасить или заменить оставшийся от старых хозяев ламинат дубовым паркетом - приниматься рушить стены. Дело даже не в лишних тратах: апартаменты на какое-то время становятся непригодны для жилья, и, кроме того, вам будет очень неловко приглашать гостей в помещение, где не все еще доведено до ума. Даже если вы проведете гостям экскурсию по комнатам и подробно расскажете, что и как тут будет выглядеть со временем.
 
Поклонники киевского «Динамо», несмотря на «экскурсии» в интервью и регулярных пресс-конференциях Газзаева, из которых становится ясно, какой он хотел бы увидеть команду, допустим, через год, полета фантазии в большинстве своем лишены. Они все равно видят вместо будущей хрустальной люстры под потолком и шикарных картин на стенах крюк и оголенные провода из-под недокрашенных сводов да недоклеенные пока обои. Или, если обойтись без лишних аллегорий, замечают вместо сияющих перспектив и намерений выиграть вскоре Лигу чемпионов лишь явные минусы в сегодняшней игре. Тем более, что минусы эти видны порой невооруженным глазом.
 
«Болельщики хотят всего и сразу» - эта фраза Игоря Суркиса в интервью «СЭ» была не всеми понята так, как хотел президент «Динамо». Поскольку имел он в виду отнюдь не завышенные запросы публики, а необходимость идти к поставленной цели шаг за шагом - раз уж к ней выбран именно такой путь. Суркис принципиально не критикует Газзаева - более того, подтвердил после амстердамского матча, что тот доработает в Киеве до конца контракта. А это - еще год и три четверти, за которые, в принципе, можно и ничего толком не сделать, и создать команду, о которой заговорят в просвещенной футбольной Европе. А пока - президенту приходится мягко поправлять главного тренера, когда тот, например, говорит об арбитрах, плетущих вокруг команды нити заговора. «Претензий к судьям быть не должно», - сказал Суркис после поражения от «Ворсклы», высказавшись в схожем духе и на прошлой неделе, когда «Динамо» сыграло вничью с «Днепром».
 
***
 
В то же время он не дает ни малейшего повода быть заподозренным в том, что хоть в мелочах влияет на решения главного тренера: «Мы отвечаем за разные участки работы». Грань в этом смысле проводится четко: «Назначая наставника, президент клуба дает ему полномочия - если хотите, карт-бланш. Ответственность за ре­зультат несет только тренер, поэтому вмешиваться в его работу и давать советы в области, где я сведущ в значительно меньшей степени, чем он, мне не с руки. Скажу вам больше: доверив тре­неру, президент в какой-то сте­пени должен подчиняться его требованиям. При этом, конеч­но, руководитель клуба может и ошибиться с назначением - тог­да с руководителя и спрос. Но пока не вижу никаких предпо­сылок к тому, чтобы выставлять работе Газзаева невысокую оценку. Не получи­лось сегодня - получится завт­ра, ведь история футбола знает немало примеров, когда серьез­ные команды создавались и че­тыре года, и пять лет. Просто с нашего клуба спрос больше, чем с любого другого…»
 
Много говорилось о том, что 16-дневный предсезонный сбор в Австрии измотал игроков «Динамо» до крайности, и тяжелое вхождение в сезон - поражение на «Кубке Яшина» от московских одноклубников, ничью с «Оболонью» и в некоторой степени даже натужную домашнюю победу над «Таврией» - можно считать предвестием глобальных неудач. Но в игре киевлян на какое-то время произошли разительные перемены, они дважды обыграли «Гент» с общим счетом 6:1, а забивавший тогда в каждом матче Андрей Шевченко вновь после долгого перерыва стал лауреатом нашей «Звезды». А затем - у публики появилось прежнее ощущение: в команде что-то неладно, и проблемы, похоже, не столько с формой физической, сколько с психологической.
 
Разговоры о динамовском микроклимате тоже ведутся не первый день. А начались они, собственно, еще в тот момент, когда черная кошка пробежала между Газзаевым и одним из ведущих на тот момент игроков команды Александром Алиевым. Характер у парня, и это ни для кого не секрет, далеко не сахар, но весьма показательна ситуация, с которой у тренера и футболиста якобы начался конфликт.
 
Первым для Газзаева официальным матчем в «Динамо» стал поединок за Суперкубок Украины с «Ворсклой», в котором, напомню, все было решено в серии 11-метровых. Алиев уже на 19-й минуте был заменен из-за травмы, оставившей футболиста на долгое время вне игры. Но дело не в этом: в послематчевом интервью для «СЭ» на вопрос, как тренер, еще недостаточно знакомый с возможностями новых подопечных, делал выбор пенальтистов, игрок признался: «Я ему называл фамилии, а он записывал. Потом даже мою последовательность игроков не изменил». Вы скажете - ничего особенного? Менее амбициозный тренер, наверное, даже не обратил бы внимания на эти слова, сказанные в пылу радостных эмоций. Однако Газзаев, говорят, припомнил Алиеву эту фразу, когда тот восстановился после повреждения, но в нескольких матчах кряду не попадал в заявку.
 
***
 
Когда же футболист неплохо проявил себя в сборной Украины, и ссылаться на последствия травмы уже было сложно, возникло другое объяснение: Алиев не соответствует игровой модели команды. Газзаев дал согласие на его трансфер, и полузащитник, результативные штрафные которого теперь радуют болельщиков «Локомотива» уехал в Москву. За 8 миллионов долларов, половину из которых российский клуб заплатит только в 2011 году.
 
Точно так же, в рассрочку, хотели железнодорожники приобрести и Артема Милевского, но Суркис с таким вариантом расчета категорически не согласился. Точная трансферная цена форварда доподлинно не известна и вряд ли будет обнародована в скором времени: из гонки за игроком «Локомотив», по словам агента Дениса Лахтера, уже выбыл, а другие клубы, включая «Зенит», в нее даже не вступали.
 
Не столь важно, подписал Милевский накануне новый пятилетний контракт с киевлянами или играет по старому, срок действия которого истекает в августе 2011 года. Значительно важнее, что Газзаев изменил к нему свое отношение. Но прежде изменилась риторика. Это раньше он говорил: Милевский не в форме, ему еще предстоит набрать кондиции, что при некоторой доле прозорливости можно было интерпретировать как отчетливое нежелание ставить на потенциального дезертира. В канун ответного матча с «Аяксом» наставник дал понять, что рассчитывает на Артема, а желтая манишка на нем во время тренировки лишь подтвердила подозрения.
 
Впрочем, привыкшему играть на рояле сольные партии Милевскому пришлось этот самый рояль в Амстердаме прилично потаскать. В роли подносчика снарядов он выглядел ничуть не менее убедительно, чем на позиции остроатакующего форварда. И главное - не дал ни одного повода критикам вроде Виктора Леоненко напомнить, что слово нападающий все же происходит от слова «нападать», а не от слова «падать»…

Дмитрий ИЛЬЧЕНКО из Амстердама

Потому что, если рассматривать сугубо данное поражение, то оно не такое уж "поразительное". Скорее, не логичное с точки зрения человека, случайно посмотревшего матч. От Ахметова дует по этому поводу со всех сторон. Не навязчиво, но стабильно. Работают люди. Не то, что некоторые.
Waleo, :))
Кому эта статья выгодна? Ясное дело не клубу, да и болейщикам ДК. А выгодна клану Ахметова, что бы еще больше психологически разбаланссировать команду и так в сложный для неё период. Вывод - заказуха крото-харьками.
"У всякого святого есть прошлое, у всякого грешника - будущее." :))
Он хотел сказать и сказал, что у Динамо нет будущего с Газзаевым. Впрочем, скорее с Суркисом.
Сховати
с обоими нет...
А это мы ещё посмотрим...!;)
Сховати
Так куда уж дальше смотреть? Готов на пари с тобой, Вадим, что Динамо не выйдет из группы ЛЕ.
Сховати
Я пари не заключаю, но наши выйдут из группы! Потом вспомнишь мои слова:)
Сховати
Выйти конечно выйдут. Вот только куда...
Сховати
Выйдут, моё мнение... Полностью согласен с Вадимом
А вот в чем можно упрекать ИМС в данном случае? Ну разве мог предугадать Суркис, что Газзаев - уважаемый тренер, с регалиями, с достижениями - не сможет ничего предложить команде, кроме пресловутой 4-3-3, для которой в Динамо нет нужных исполнителей?! Поставив себя на место Суркиса можно легко ощутить, что сейчас у него очень непростое время и очень витиеватые мысли. С одной стороны, он наверняка понимает и видит, что результатов нет нигде, а прогресс на горизонте даже не мерцает. С другой стороны, наверняка в его приемной нет очереди из высококлассных тренеров, которые спят и видят себя на мостике ДК. Мы ведь можем припомнить, как ИМС окучивал Улье, покупал под него игроков, а в итоге старик Жерар взвесил "за" и "против" и дал от борта. Т.е. вопрос в том, где искать нового тренера для Динамо? На мой взгляд, Суркис уже все понял о перспективах нынешнего Динамо, но вот с поиском нового наставника наверняка глухой затык. Есть конечно Блохин, Яковенко, тот-же Калитвинцев, но видимо к ним особого доверия у ИМС нет.
Сховати
Яковенко, в одном из интервью, заявлял, что пока в Динамо Суркисы, его ноги здесь не будет.
И что аффтар хотел сказать этой статьёй?((
Сховати
Он хотел сказать, что ему не нравится Газзаев как тренер. А может, просто по..говорить. Денежки, наверное, работодатель платит за количество строк
Сховати
Наверное. Количество строк, в его профессии, - немаловажный фактор!))