29 липня 2010 10:55

Станет ли Семин менеджером по английскому образцу?

О том, что Николай Наумов покидает должность президента "Локомотива", стало известно во вторник вечером. На состоявшемся днем ранее заседании совета директоров выявились разногласия по части использования финансовых средств, и контракт с Наумовым, срок действия которого истекает как раз сегодня, было решено не продлевать.

"Сороки" стали приносить на хвосте фамилии возможных преемников. Вариант с Сергеем Липатовым, хотя и озвучивался, представлялся абсолютно неприемлемым. Это было бы вызовом болельщикам, с которыми у главы компании "Транстелеком", когда он занимал пост председателя совета директоров, отношения совсем не сложились. Главное же - несовместимость с Юрием Семиным, сначала назначенным Липатовым президентом без реальной власти, а затем уволенным вместе с Анатолием Бышовцем.

Ранее же из клуба был удален Валерий Филатов, в тандеме с которым Семин и добился больших побед. Но воссоздание этой связки, о которой заговорили в связи с освобождением президентского кресла, не состоялось. При мощной инвестиционной роли "Транстелекома", который, в частности, выкупил клубные акции, ее возрождение изначально вызывало сомнения.

Реальным выглядел вариант с назначением человека из РЖД, менеджера, не связанного прежде с футболом. Собственно, и Наумов, пришедший на президентский пост в ноябре 2007 года, - человек из бизнеса, лично знакомый с президентом железнодорожной компании Владимиром Якуниным.

Наумовская кандидатура у многих вызывала скепсис. Один футболист даже выразил недоумение, как может руководить клубом человек, который путает имена игроков, не узнает их в лицо. Но Николай Алексеевич вошел в курс дела, и, пусть его правление не стало "великой эрой" в истории "Локомотива", поскольку за минувшие два с половиной года клуб ничего не выиграл, свой след теперь уже бывший президент оставил.

Как умелый хозяйственник, Наумов многое делал для того, чтобы стадион в Черкизове становился более современным и уютным, глубоко вникал в проблемы, связанные с содержанием поля. Он создал Малую спортивную арену, тренировочный зал, собирался строить гостиницу и второй проход на стадион. "Стараемся задействовать каждый квадратный метр площади, чтобы зарабатывать деньги, - говорил он в предновогоднем интервью "СЭ". - Сейчас, вот, залили каток".

Экс-президент много внимания уделял детско-юношескому спорту, ратовал за подключение в состав воспитанников "Локомотива", требовал от подчиненных вести работу с родителями и объяснять им, как избежать кабалы от агентов, пестовал детский турнир "Локобол", который, кстати, дорог и Якунину. При нем был создан и заявлен для соревнований во второй лиге "Локомотив-2", который вобрал в себя воспитанников клуба, переросших по возрасту молодежную команду, но недотягивающих по уровню мастерства до основного состава. 
Предполагаемое назначение Ольги Смородской вписывается в продолжение наумовской линии. Начальник "большого" ЦСКА с 2002 по 2006 год, она имеет репутацию антикризисного менеджера, под началом которого производилась реконструкция клубных баз и комплексов, был возвращен к жизни спортивный интернат. Впоследствии она возглавила благотворительный фонд "Новое поколение", призванный привлекать подростков к занятиям физкультурой и спортом. В то же время нельзя не заметить, что ПФК ЦСКА существовал обособленно от "большого" армейского клуба, так что трансферная политика для Смородской, должно быть, дело совсем новое.

Между тем у Семина с Наумовым возникали определенные трения как раз по вопросам, связанным с приобретением футболистов. При этом Наумов был связан бюджетными рамками и необходимостью рутинного согласования расходов на различных уровнях в РЖД. Тренер же привык решать проблемы оперативно - будь-то с Филатовым или президентом киевского "Динамо" Игорем Суркисом.

По слухам, уход Наумова из "Локомотива" продиктован как раз тем, что ему хотелось большей свободы в трансферной сфере. Но как дело будет обстоять теперь? Может быть, Семин получит в селекционной области права менеджера по типу главных тренеров английских клубов и наконец-то почувствует себя полновластным хозяином в кадровых вопросах? Что-то сомнительно.

Что касается Наумова, то в прошлом партийный работник (а это вовсе не обязательно киношный бюрократ), он стремился укрепить дружеские отношения между игроками, насколько возможна семейная идиллия в границах коммерческого предприятия, коим является нынче профессиональный футбольный клуб. На людях держался просто, без снобизма, и мы, журналисты, признательны ему за отзывчивость и понимание задач прессы.

Александр Просветов