Равшан Ирматов: "В паре с Джумшутом не работал"
На чемпионате мира в ЮАР он отсудил пять поединков, включая матч-открытие мундиаля ЮАР – Мексика и полуфинальную встречу Уругвай – Голландия.
По возвращении домой Равшана Ирматова (32 года) ждала еще одна награда – президент Узбекистана Ислам Каримов удостоил арбитра ФИФА почетного звания «Узбекистон ифтихори» (Гордость Узбекистана). После череды чествований Ирматов ответил на вопросы «БЛИК-Спорта»
– Равшан, сейчас рады, что в 19 лет получили травму голеностопа и закончили карьеру футболиста?
– Известная поговорка «Что ни делается – к лучшему» мне близка. Хотя когда это случилось, мне было не до философских настроений. Травмировал голеностоп во время игры. Подлечился, затем снова угораздило то же самое повреждение получить. С футбольной карьерой пришлось заканчивать. Тогда отец и посоветовал попробовать себя в судействе.
– На Востоке если отец что-то решает, для сына это становится едва ли не руководством к действию?
– Решение я принимал самостоятельно. Отец, судья республиканской категории Сайфиддин Ирматов тогда завершал свою судейскую карьеру. Сейчас папа инспектирует матчи чемпионата Узбекистана. Сомнения же у меня были психологического характера. Сами знаете, как большинство футболистов относятся к арбитрам. Я же еще был в шкуре игрока. Но затем попробовал, мне понравилось. И потихоньку втянулся.
– Еще в союзные времена российские и украинские судьи с явной неохотой ездили судить в Узбекистан. Говорили, что народ там сильно горячий, нередко закидывали арбитров камнями. Какая сейчас обстановка на матчах чемпионата Узбекистана?
– Футбольная. Эксцессов нет. Профессиональная футбольная лига обеспечивает порядок. Чемпионат же у нас интересный – футбол в нашей стране вид спорта № 1.
– В Узбекистане после возвращения из ЮАР вас встречали как героя?
– Так нашу судейскую бригаду в составе соотечественника Рафаэля Ильясова и Бахадыра Кочкарова из Киргизии еще никто не встречал. Мы прилетели в Ташкент в пять часов утра. Там нас ждали руководство Федерации футбола Узбекистана во главе с президентом, около полусотни коллег и несколько сотен болельщиков. Чествовали в национальном духе. Честно говоря, я даже и не думал, что судей могут так встречать. А затем президент страны меня с Рафаэлем наградил. Это дало нам новые силы. Теперь мы должны не останавливаться и идти дальше. Не расслабляться, а добиваться новых успехов.
– Зепп Блаттер озвучил, что на подготовку судей к чемпионату мира в ЮАР было затрачено 40 миллионов долларов. Где вы готовились к мундиалю?
– На самом деле это был долгий процесс. Как только закончился чемпионат мира в Германии-2006, ФИФА составила расширенный список судей–кандидатов. В феврале 2007 года мы встретились на первом семинаре в Швейцарии. После этого были десятки семинаров, 3 турнира ФИФА – первенства мира среди 17-летних, 20-летних и клубный чемпионат мира. Так что мы провели очень хорошую подготовку, благодаря чему сумели достойно отработать на матчах в ЮАР.
– По знаку Зодиака вы – Лев. Это одна из причин вашей психологической устойчивости? Это помогает быстро принимать решения, не боясь последствий?
– На самом деле я не обращаю внимания на знаки зодиака. А психология – очень тонкий вопрос. И очень интересный. Я еще в институте никогда не пропускал занятий по психологии. И мне это тоже помогло. Судить стараюсь согласно своему восприятию правил в футболе. Даю то, что вижу. Никогда не закрываю глаза.
– Последний вопрос – на проверку чувства юмора. Вы никогда не работали в бригаде с ассистентом по имени Джумшут?
– (Смеется.) Нет, такого не было. В нашей Федерации нет судей на линии по имени Джумшут. «Нашу Рашу» я под настроение могу посмотреть. Но в паре с Джумшутом никогда не работал. Так и напишите.
Максим Розенко