Резо ЧОХОНЕЛИДЗЕ: "Если Газзаев получит предложение возглавить сборную России, ему придется серьезно подумать"
Скептически отношусь к предсезонным спаррингам. И уж тем более, всегда считал занятием праздным делать к подобным матчам какие-либо превьюшные материалы. Впрочем, из любого правила можно вывести исключение. Игра в Марбелье между «Зенитом» и киевским «Динамо» из этого ряда. Слишком многое связывало Питер и Киев в союзные времена. А ностальгия она, простите, не лечится. Клин клином здесь не выбьешь. Иной случай…
Генеральный директор киевского «Динамо» Резо Чохонелидзе – человек уникальный. Не каждому дано проделать путь от капитана ленинградского «Динамо», игравшего во второй союзной лиге, до одного из управленцев великого «Милана». Два с половиной года Чохонелидзе работает в Киеве. Мы часто общаемся с Резо, и первый вопрос на другом конце телефона стандартный: «Как там в Питере?».
Петр УДОВЕНКО
Звезд из Италии пугают российские морозы
– Считаете Питер своим городом?
– Безусловно! У меня здесь и квартира в историческом центре Петербурга. Очень скучаю по Питеру. У нас существует один обычай. Как только я прилетаю в Пулково, звоню своему большому другу Геннадию Орлову. Перед Новым годом мы всегда встречаемся в гранд-отеле «Европа», в баре на первом этаже и разговариваем на футбольные темы. Геннадий Сергеевич всегда очень интересовался кальчо, его внутренней жизнью.
– Давно последний раз прилетали в Северную столицу?
– Два года уже не был дома.
– Несмотря на то, что Киев поближе Милана будет?..
– В «Динамо» у меня огромный спектр деятельности: от главной команды до детско- юношеской школы. В межсезонье занимаюсь трансферами футболистов. Поэтому вырваться в Петербург не было никакой возможности.
– Резо, как в «Динамо» относятся к товарищеским матчам? В них нужно побеждать любой ценой?
– Возможно, скажу банальность, но это так: для киевского «Динамо» не существует проходных матчей. В каждом ставится задача победить, такова философия нашего клуба. Тем более вы прекрасно знаете, что «Динамо» тренирует Валерий Газзаев. Для него матчи с россиянами принципиальные. В «Зените» новый тренер, с новой философией. Думаю, противостояние Газзаева и Спаллетти придает товарищеской игре более весомый статус.
– Именно о Лучано Спаллетти я и готовился задать вам следующий вопрос. Кому как не вам, человеку почти 20 лет прожившего на Апеннинах, говорить о новом «алленаторе» питерской команды.
– Лучано я очень хорошо знаю, он мой друг. Специалист интеллектуальный, подкованный во всех футбольных вопросах. Мне он запомнился еще по работе в «Удинезе». Спаллетти поднял этот клуб из второй десятки Серии А в европейские кубки. Наш «Милан» постоянно обыгрывал (смеется). В «Роме» Лучано полностью изменил почерк команды. Сделал ставку на сплав молодости и опыта. Открою небольшой секрет: Спаллетти рассматривался, как потенциальный тренер «Милана».
–Получается, «Зениту» повезло, что «россонери» не сумели договориться с синьором Лучано?
–Я не говорю, что со Спаллетти велись переговоры. Карло Анчелотти мог покинуть Милан раньше лета прошлого года. Руководство клуба держало в уме запасные варианты. Лучано был в этом списке под номером один. Между прочим, и «Ювентус» проявлял интерес к персоне Спаллетти. Я абсолютно убежден, что он готов был тренировать большой клуб на Апеннинах.
– Спаллети приехал в Петербург не один. На чем базируется общепринятое мнение, что итальянские тренеры асы едва ни не во всех вопросах подготовки команды.
– В его штабе работаю профессионалы. В итальянских клубах функции четко разграничены. Спаллетти занимается исключительно технико-тактической составляющей футбола. Есть тренер по физподготовке, по работе с игроками отдельных амплуа, физиотерапевт обязательно. Это в советском футболе привыкли, что старший тренер должен был отвечать и за «физику», и за тактику, переходы игроков…
– …А еще устраивать жен футболистов на работу, подрастающее поколение в детский сад, доставать мебельные гарнитуры, продуктовые наборы…
– …Точно, точно (смеется). Все это мы проходили. Сейчас российский футбол постепенно переходит на западную модель подготовки. В московском «Спартаке» работает испанский тренер, в «Рубине» у Курбана Бердыева испанец и немец, в «Локомотиве» Винченцо Пинколини, которого я пригласил в киевское «Динамо». Он здорово сработался с Юрием Семиным и отправился следом за Палычем в Москву.
– Если со штабом у Спаллетти проблем не возникло, то с футболистами-соотечественниками пока что-то не получается. Кого только не сватали в «Зенит»: Яквинту, Пандева, Де Росси, Писарро, Перротту, Бриги и еще человек десять. Реально ли, на ваш взгляд, звезд из Серии А мотивировать отправиться в Россию, пусть и за очень большими деньгами?
– Спаллетти никогда не возит за собой футболистов. Он умеет строить новую команду. Итальянские игроки, с которыми мне доводилось общаться, очень настороженно относятся к перспективе переезда в России. Особенно пугают их климатические условия, что, мол, придется играть при 30 градусах мороза. Деньги – это большая мотивация, но покидать Серию А в расцвете карьеры вряд ли кто захочет.
– Итальянские СМИ отправили в «Зенит» и вашего хорошего знакомого, 32-летнего Каху Каладзе, который практически не играет в «Милане»?
– У меня нет такой информации. Каха действительно сидит на скамейке, но это не значит, что на нем поставили крест. Во-первых, Каладзе восстановился после серьезной травмы. Во-вторых, в «Милане» существует ротация состава. Команда участвует в нескольких турнирах, и все футболисты получают на протяжении сезона игровую практику.
– Хотите сказать, что в будущем подобный альянс вовсе не исключаете?
– Я знаю, что у Кахи есть предложения от итальянских и английских клубов. На мой взгляд, в этом вопросе инициативу должен проявлять именно «Зенит». Если бы Каладзе поинтересовался моим мнением, я бы обязательно ему посоветовал поработать со Спаллетти.
Газзаев и «Динамо» смогут договориться
– Расскажите, как вы сумели из Ленинграда перебраться в Италию? Доводилось читать прямо-таки детективную историю. На Невском проспекте вы подошли к итальянским туристам, и они помогли вам «сбежать» на Апеннины…
– Я тоже слышал подобные небылицы. Люди старшего поколения знают: если бы вы в те годы вы свободно заговорили с иностранными туристами, то вас бы арестовали. Все намного проще: после полутора лет учебы в ВШТ предполагалась стажировка. Я попросился в Италию, за свои деньги, между прочим.
– Прошлой осенью в киевское «Динамо» вернулся Андрей Шевченко. А ведь в «Милане» он оказался не в последнюю очередь благодаря вам?
– Шеву я отслеживал два года. «Милан» вкладывал в этого игрока большие деньги (25 миллионов долларов – прим. «90 минут»), я не должен был ошибиться. Требовалось узнать семью Андрея, его отношение к алкоголю и курению. Не было ли последствий Чернобыля, сказавшихся на его здоровье. Интересно, что до подписания контракта, мы даже не были не знакомы! Я действовал почти инкогнито (смеется). Познакомил нас президент «Динамо» Григорий Cуркис, когда в Киев приехал гендиректор «Милана» Ариедо Брайда и вручил Шеве футболку «россонери». «Все кто приходил в наш клуб, выигрывали «Золотой мяч»: Ван Бастен, Папен, Веа. Ты, Андрей, обязательно станешь лучшим в Европе», – слова Брайды оказались пророческими.
– На первых порах выступали в качестве переводчика Шевы?
– У Андрея был свой переводчик. Просто на встречах или вечеринках я помогал ему быстрее адаптироваться к итальянской жизни. Помню, как мы отмечали первый день рождения Шевы в Милане. Приехал Сильвио Берлускони, собрались все звезды. Пели, танцевали. Либериец Джорж Веа исполнил зажигательную африканскую песню.
– Из напитков употребляли…
– Минеральную воду и свежевыжатый сок. Андрей сам был изрядно удивлен. Уже в конце вечера он подошел ко мне и тихонько сказал: «Резо, у нас, в бывшем Союзе, уже через полтора часа многие лежали под столом…».
– Шевченко сильно изменился за последнее десятилетие?
– Он абсолютно независимый человек, взрослый и солидный мужчина. Чисто психологически он начал приходить в себя. Спина Андрея, конечно, сильно беспокоит, но даже на 30 процентов своих возможностей он сильнее многих футболистов. Думаю, и свое будущее Шевченко связывает с киевским «Динамо».
– Вы полагаете, его семья сможет адаптироваться к украинским реалиям?
– Кирстен Пазик – удивительная женщина. Во многом ее заслуга, что Андрей все-таки вернулся домой. У них прекрасные дети. Пока их семья живет в Лондоне, но Андрюша строит свой дом под Киевом, как только работы закончатся – они переедут в Украину всей семьей.
– Последние три года «Динамо» интересно в России еще и тем, что команду возглавляют отечественные тренеры. Возвращение Юрия Семина в Москву явилось для руководства киевлян полной неожиданностью?
– Горжусь, что я работал вместе с Семиным! Это большой тренер! Честно говоря, мы в клубе не ожидали, что Юрий Палыч после столь успешной работы покинет Киев. Я слышал, что у него были акции в «Локомотиве». Сложно сказать, какую роль они сыграли? «Железнодорожников» без Семина лихорадило несколько лет, у Палыча болело сердце за команду. По-человечески понять его можно. Вот увидите, в новом российском чемпионате «Локомотив» Семина поборется за золото.
– Я не случайно задал предыдущий вопрос. Поговаривают, что и Валерий Газзаев может проследовать обратным маршрутом: Киев-Москва...
– Валерию Георгиевичу уже сделали предложение возглавить сборную России?
– Официального предложения Газзаев не получал, но дыма без огня, согласитесь, не бывает. Одно из московских изданий уже указало сумму неустойки, которую РФС заплатит «Динамо» за расторжение трехлетнего контракта – 5 миллионов евро!
– Не хотел бы обсуждать слухи. Как я вижу ситуацию? Если Газзаев получит такое предложение, то ему предстоит серьезно подумать. Сборная для любого тренера – высший пилотаж! Думаю, Газзаев сможет решить вопросы с руководством «Динамо». Но, повторюсь, говорить о чем-либо можно будет, если поступит конкретное предложение от РФС.
Амелин напомнил Абрамовича
– Вернемся на невские берега. Почему в Питере уже 30 с лишним лет, с тем пор как партийное руководство города сделала ставку на «Зенит», не получается возродить «Динамо»?
– Юрий Морозов, вечная ему память, выстроил эту цепочку: ЛОМО – интернат – «Динамо» – «Зенит». Может быть, он и остался бы в Динамо», но решение принимали наверху. Андреич ушел, забрал с собой игроков, пошла тренерская чехарда, начался хаос, «Динамо» покатилась вниз. Если бы мы сохранили тот состав с Желудковым, Герасимовым, то через пару лет вышли в «вышку» и составили бы конкуренцию «Зениту». Просто руководителей города абсолютно не интересовал динамовский футбол. Приближалась московская Олимпиада и чиновников заботили лишь олимпийские виды спорта. Легкая атлетика (Аксинин), гимнастика (Дитятин), а зачем нужен футбол, где надо кормить 25 человек, и медалей они никаких не принесут?
–Почему же вы вслед за Морозовым не перешли в «Зенит»? Глядишь, стали бы чемпионом страны в 1984-м.
– Состоялся у меня разговор с Юрием Андреевичем. «Резо, я раньше плохо думал о тебе, – прямо-таки сентиментальные слова произнес Морозов. – «Доброжелатели» напели, мол, грузин – любит пить и гулять, но я посмотрел на твою работу и хочу пригласить тебя в «Зенит». Будешь для пацанов дядькой-наставником». Из «Динамо» я не хотел уходить. Хотя вызывали в Большой дом на Литейном проспекте, но руководству не пришлось особо меня уговаривать остаться…
– Думаете, «Зениту» нужен лишний конкурент, да еще и в Петербурге?
– В пятимиллионном городе не может существовать одна команда. Уже в Италии я понял, что такое дерби «Милан» – «Интер», «Сампдория» – «Дженоа», «Юве» – «Торино». Поверьте, и 30 лет назад, и сегодня ажиотаж вокруг дерби «Зенит» – «Динамо» был бы не меньший. Моя мечта, чтобы «Динамо» играло в Премьер-лиге.
– Самый реальный шанс приблизиться к вашей мечте был у президента Сергея Амелина, пообещавшего болельщикам бело-голубых гимн Лиги чемпионов. Кажется, вы неплохо знакомы с Амелиным?
– Да, я организовывал его поездку в Милан. Амелин своим фанатизмом напомнил мне Романа Абрамовича. Я познакомил Сергея со всеми руководителями «Милана» – с Берлускони, Галлиани, Брайдой. Мы уже обсуждали какие-то трансферные моменты. Если бы Амелин остался в «Динамо», то, даже не сомневаюсь, обязательно бы продолжили сотрудничество.
ДОСЬЕ «90 минут»
Реваз Чохонелидзе
Родился 5 июня 1948 году года в Кутаиси (Грузия)
Мастер спорта СССР
Гражданство: Италия
Игровая карьера: «Динамо» (Тбилиси) – 1968-1970, «Торпедо» (Кутаиси) – 1970-1976, «Динамо» (Ленинград) – 1977-1982.
В «Динамо» (Ленинград) сыграл 214 матчей, забил 2 гола.
Окончил Высшую школу тренеров (ВШТ) в Москве и тренерские курсы в Коверчано (Италия).
Тренер «Динамо» (Ленинград) – 1986.
В административном штабе «Милана» (Италия) – 1994-2007.
Генеральный директор киевского «Динамо» с 14 сентября 2007 года.