Александр АЛИЕВ: "Яковенко вылепил из нас футболистов"
Во второй части интервью для bobsoccer.ru новичок «Локомотива» вспоминает тренировки Павла Яковенко и матчи против «Спартака» в Лиге чемпионов, открывает секрет силы своего удара и заглядывает в будущее.
В АКАДЕМИИ ЯКОВЕНКО ПУТАЛИ УТРО И НОЧЬ
- Про спартаковский интернат в одном из интервью вы рассказали много всяких ужасов, а как вам жилось в киевской академии под руководством очень жесткого тренера Павла Яковенко?
- Павел Александрович тогда собрал 14-15-летних ребят со всего СНГ. Перед ним стояла задача - сделать из нас футболистов уровня киевского «Динамо» и в перспективе национальной сборной Украины. Поэтому первым делом мы поменяли гражданство, а потом началась серьезная работа.
- Помнится, в «Уралане» Яковенко практиковал на сборах четырехразовые тренировки…
- А у нас было, по сути, пять тренировок в день.
- Как такое возможно?
- Давайте считать. Подъем в 7:00, тут же тренировка на полтора часа. С 11:00 до 14:00 мы вновь на поле. Три часа – это как две тренировки, правильно? В 17:00 следующее занятие и, наконец, в 21:00 в обязательном порядке бассейн или гимнастика. Вот такие нагрузки! Мы, бывало, путали утро и ночь. Потому что вставали – было темно и ложились спать тоже в темноте.
- Но для подростка это же настоящий ад!
- Это вам так кажется, а лично я благодарен Яковенко. Да, он очень требовательный тренер. Случалось, и кричал на нас, и ругал. Но всегда за дело. И самое главное – он вылепил из нас футболистов. Заложил базу, которая помогала и будет мне помогать на протяжении всей карьеры.
- Ваш коронный удар страшной силы – это тоже заслуга Яковенко?
- Нет, тут надо сказать спасибо отцу. Это он мне поставил удар.
- В чем все-таки секрет вашей богатырской силушки?
- В правильном подходе к мячу и, наверное, в маленькой ноге (у Алиева 39-й размер – прим.Ю.Б.). Но при этом любой элемент нужно постоянно тренировать, иначе пропадет эффективность.
- У вас ведь поставлен не только прямой удар, но и обводящий? Гол в ворота «Марбельи» на этом сборе - лишнее тому доказательство.
- Все зависит от расстояния до ворот. Если близко, почему бы не обмануть вратаря ударом на технику?! Ну а уж если далеко, тогда нужно расчехлять «пушку».
- «Порту» в Лиге чемпионов вы забили с 30 метров, но я так думаю, что это не предельное расстояние?
- Рекордный по дальности гол я провел в ворота сборной Турции на юниорском чемпионате мира. Ударил с 45 метров и попал. Чего только в футболе не бывает!
В «СПАРТАК» МЕНЯ НИКОГДА НЕ ПРИГЛАШАЛИ
- Из Москвы в Киев переезжали с согласия родителей?
- Последнее слово было за ними. Мама и в Москву-то не хотела меня в 12 лет одного отпускать, и от идеи переезда в Киев была не в восторге. Но отец решил, что так будет лучше. Спросил меня: «Поедешь?». Я ответил, что поеду. Мне тогда терять было нечего.
- Родители до сих пор живут в Курске?
- Да, им там комфортно. Они меня в Киеве регулярно навещали, и в Москву на машине добраться не проблема.
- Решение о возвращении в Россию, надо полагать, вы принимали уже самостоятельно.
- Да. Отец только пожелал мне удачи в «Локомотиве». Для него самое главное, чтобы сыну было хорошо.
- Осенью 2008 года перед первым матчем со «Спартаком» в отборочном раунде Лиги чемпионов тогда еще полузащитник киевского «Динамо» Алиев заявил, что понимает всю принципиальность этого противостояния. Но вы же не застали союзный чемпионат?
- Ну и что?! Мне хватило одного разговора с президентом «Динамо» Игорем Суркисом, чтобы все понять. Разница заключалась только в одном: мы бились за путевку в Лигу чемпионов, а другие поколения динамовцев и спартаковцев - за «золото» чемпионата СССР.
- Теперь матчи против «Спартака» будут стоять для вас особняком?
- Нет. Чтобы стать чемпионом России, а именно ради этого я переходил в «Локомотив», нам нужно будет обыгрывать всех. Вот если бы за победу над «Спартаком» начисляли бы не три очка, а четыре – тогда другое дело. Это были бы особенные матчи, а так…
- По слухам «Спартак» несколько лет назад предпринимал попытки заполучить футболиста Алиева.
- Это всего лишь слухи.
- А когда вы стали выигрывать медали чемпионатов Европы с юношеской и молодежной сборными Украины, не предлагали снова стать россиянином по паспорту?
- Лично ко мне с таким предложением никто не обращался. А теперь я уже заигран за национальную сборную Украины. Поезд ушел…
- Вы родом из Хабаровска. Сейчас что-нибудь связывает с этим городом?
- Там живет много друзей отца. Они постоянно звонят и ему, и мне. Последний раз я был в Хабаровске четыре года назад. Город меняется в лучшую сторону. Например, для хоккейного «Амура» построили роскошный дворец. Я в детстве катался на площадках попроще.
- Вы играли в хоккей?
- Да, на первенство города - только по бенди. Хотя в хоккей с шайбой тоже играл. И еще в мини-футбол. А когда наступало лето, переключался вместе с отцом на большой футбол.
- Раньше в «Локомотиве» было много «хоккеистов». Дмитрий Лоськов, Вадим Евсеев, Дмитрий Сычев регулярно гоняли шайбу на «коробке» в Сокольниках.
- Знаю. Если меня пригласят, я с удовольствием с ними покатаюсь.
- Недавно в сборной Украины поменялся главный тренер. Вместо Алексея Михайличенко назначен Мирон Маркевич. Это может как-то отразиться на ваших перспективах как кандидата в национальную команду?
- Я разговаривал с ребятами из «Металлиста», где работает Маркевич. Он приверженец той же тактики, что и Михайличенко. Хотя люди они совершенно разные. Так или иначе, мои перспективы в сборной будут зависеть только от моей игры за «Локомотив».
- Вы вошли в историю киевского «Динамо» как самый молодой футболист, дебютировавший в основном составе. Даже Андрей Шевченко – и тот провел первый матч в более зрелом возрасте…
- Мне было 17 лет и 6 месяцев, когда Алексей Михайличенко сказал на тренировке: «Собирайся, поедешь с основой в Симферополь». Описать свои чувства в тот момент я не могу даже сейчас.