19 січня 2022 12:56

Артем СТАРГОРОДСЬКИЙ: "На моїй позиції в "Динамо" грав Белькевич, а трохи пізніше - Чернат"

(публікується мовою оригіналу)


Минувшим летом полузащитник Артем Старгородский вернулся в большой футбол, став игроком Левого берега. Колоритная команда Анатолия Бузника навела шороху во второй лиге, а Артем в ее составе был незаменимым, в 18 матчах забив 3 мяча и отдав 13 результативных передач. Мастерство ветерана, до этого два года проведшего вне профессионального футбола, помогло клубу выйти в лидеры и стать одним из главных претендентов на повышение в классе. Впрочем, это тема отдельного разговора, а сегодня Старгородский встречает уважительный по футбольным меркам юбилей – 40 лет. О богатой на события карьере и прошел разговор Артема со Sport Arena.


– Первые футбольные шаги делал в футбольной школе Локомотив, это недалеко от центрального вокзала. Выступали на первенство города, в других турнирах. Видимо, получалось неплохо, раз тренер Динамо Александр Лысенко пригласил на просмотр сразу шестерых ребят. Нам тогда было 14 лет. Остались я и Володя Черников. Команда Динамо 82-го года была очень сильной, сперва нас тренировал Лысенко, а когда ушел в Динамо-3, в выпускном году возглавил Виктор Кащей. Дважды были чемпионами Украины – среди 15 и 17-летних, выигрывали турниры за рубежом. Помню матчи во Франции с ПСЖ и Лансом, турнир в Бельгии, «зарубу» в Венгрии с Ференцварошем.


– Кто по юношам в Динамо твоего года выпуска выделялся?


– Ребят сильных много было. Виталий Лисицкий, Дима Пинчук, Саша Дындиков, Андрей Хомин, Павел Кутас, Саша Шевелюхин… Кто-то раскрыл себя, кто-то не сумел, но потенциал был сильный у всех. Затем Юрий Еськин пригласил в Динамо-3, это был совсем другой уровень, Вторая лига. Полгода выступал за Динамо-2 в Первой лиге, а затем ушел в аренду.


– Выше по динамовской иерархии подняться было сложно?


– Тогда был Валерий Лобановский, звездный состав. Огромный поток футболистов, большие физические нагрузки. Особенно на первых порах тяжело давались тренировки, а затем окреп, стало легче. Из нашего выпуска Лисицкий понравился Валерию Васильевичу, он в 18 лет дебютировал в Лиге чемпионов против Манчестер Юнайтед. В Динамо–2 играли очень сильные исполнители, два раза подряд команда побеждала в Первой лиге, да еще с отрывом. Из первой команды постоянно спускались игроки, с нами тренировались Хацкевич, Головко, Федоров и многие другие.


– Кто на твоей позиции тогда играл в Динамо?


– Белькевич, чуть позже Чернат. Валентин невероятный игрок, мастер хитрых передач и неординарных ходов. Игрок топ-уровня.


– И у вас был тренер с именем — Владимир Онищенко…


– Мне Владимир Иванович запомнился строгостью и требовательностью. Ему нужно было показывать игроков для первой команды, а конкуренция-то колоссальная, свозили лучших со всей страны. Так что права на ошибку не было, а наверх шли единицы.


– Помнишь первые заработанные деньги?


– В Динамо у выпускников школы была стандартная ставка, в районе ста долларов. Побольше стало в Системе-Борэкс, плюс премиальные платили. Правда, все это нерегулярно, случались задержки. Мне как киевлянину было проще, плюс очень хотел играть в футбол, был готов закрывать глаза на все неурядицы. Приходилось в Первой лиге играть и против Динамо-2, там были многие мои знакомые, плюс легионеры Юссуф и Эль Каддури. Бородянка стала для меня отличной школой, тренер Виктор Жилин, царство ему небесное, очень хорошо ко мне относился, буквально после нескольких тренировок поставив в стартовый состав. Сыграли 1:1, а из-под меня гол забили, так что следующие шесть игр пришлось наблюдать со стороны. Затем начал играть, он вообще был колоритным человеком, часто наши тренировки продолжались по два с половиной часа.


– Понюхав пороху во второй и первой лигах, как оказался в высшем дивизионе?


– Провел хороший год в ахтырском Нефтяннике. В 2005 году в Таврию пришел Олег Федорчук, набрав под себя практически новый состав. Олега Викторовича знал с самого детства, он в киевском Локомотиве тренером работал, правда, с командой на год старше моей. В Таврии было все по-другому, начиная от мастерства игроков и заканчивая перелетами на матчи и заполненные трибуны. Год провел в Симферополе, затем команду возглавил Михаил Фоменко, оставив из прежней команды двух-трех игроков. У него свое виденье футбола, никаких обид быть не могло. Пришлось идти в первую лигу, в аренду в Крымтеплиц».


– В высшую лигу тебя вернул другой знаменитый динамовец, Александр Заваров. Арсенал при нем выглядел весьма амбициозно…


– Сперва команду финансировал город, но с приходом Леонида Черновецкого Киеву мы стали не интересны, и тогда в клубе появился Вадим Рабинович. Пару раз приходилось с ним общаться.


– В футболе разбирался?


– Он во всем разбирался (смеется). В футбольные вопросы не припомню, чтобы вмешивался, во всяком случае, при игроках. А вот мотиватором был отменным, часто в общении вставлял анекдоты, заводил. Был и юмор, и напор. Оглашал премиальные, на Динамо и Шахтер всегда повышенные. Чувствовался медийный подход, хотел в Киеве составить конкуренцию Динамо. Однажды арендовал Дворец спорта, пригласил артистов, бесплатно раздал билеты, а с ними пиво, мороженое. Вся команда Арсенал в разгар концерта вышла на сцену, нас представили, призывали поддержать на ближайшем матче. Такие акции устраивал первые полгода. На один из матчей чемпионата на Олимпийский пришло тысяч тридцать. Каждый зритель при входе получил гривну, по номеру на которой в перерыве разыгрывались призы. Такие хитрости.


– Кто был самым принципиальным соперником для Арсенала?


– Наверно, Динамо. Победить не удавалось, но бой давали.


– Как игралось против Днепра, фактически у двух команд был один собственник?


– У нас всегда были арендованные у Днепра игроки. Никаких вводных не было, готовились как к обычному матчу. Мы все время забирали у них очки, порой очень важные. В то время похожая ситуация была в баскетбольной лиге, где команды Коломойского слыли самыми принципиальными соперниками.


– Какой из сезонов в Арсенале запомнился более всего?


– Наверно, когда тренером стал Леонид Кучук. Состав был очень приличный, хорошая молодежь, опытные Виталий Рева, Максим Шацких. Тот же Максим был прекрасным примером – лучший бомбардир чемпионата, многолетний лидер Динамо и сборной Узбекистана. Мог бы на заслугах выезжать, но нет, пыхтел и работал вместе со всеми, спуску себе не давал. Настоящий профессионал! Мы были очень дружны на поле и за его пределами, даже в еврокубки пробились. Но уже в первом раунде из-за бумажной волокиты сошли с дистанции.


В первой игре дома выиграли у словенской Муры 3:0, на следующий день собрались на восстановительную тренировку. Видим, приехал Рабинович, подходит к Кучуку и у того при первых же словах глаза увеличиваются. Потом нам сообщили, что в нашем составе вышел отбывавший дисквалификацию игрок (Эрик Матуку, – прим. авт.) и клубу, скорее всего, будет зачтено техническое поражение. Так оно и случилось, так что для общей победы в ответной встрече нужно было отыгрывать три мяча. В середине второго тайма вели 2:0, могли и третий забить, моменты для этого были. Но в итоге – прощай Лига Европы. Фактически выиграть по сумме двух встреч 5:0 и не пройти далее… Это очень сильно ударило по коллективу.


– Удалось узнать, кто был виноват в этом проколе?


– Насколько понимаю, офисные сотрудники клуба. Пришел факс из УЕФА с предупреждением, но на него, по всей видимости, не обратили внимание. В итоге, как всегда, пострадали футболисты и наши болельщики. Первое время команда на каких то эмоциях выступала, на выезде обыграли Металлист 1:0. Но после первого круга Кучук покинул команду, а за ним потянулись и ведущие игроки.


– И снова из столицы на юг, в 2013 году ты в форме Черноморца был близок к первому трофею в карьере…


– В финале кубка Украины Черноморец уступил Шахтеру 0:3. Мне запомнился полуфинал с Днепром, в котором победили 2:1, при этом первыми пропустив. В самом начале матча столкнулся с Яном Лаштувкой, вратарь сразу покинул поле, а я минут 10 еще поиграл, и был вынужден попросить замену. Сделало снимок, вроде с коленом все нормально, но по самочувствию в полную силу играть не мог. И тут перед самым финалом травму получает заменивший меня Сергей Политыло. По сути, против Шахтера я играть не должен был. Но тренер попросил, плюс у меня было огромное желание побороться за трофей. В итоге и повреждение колена усугубил, плюс связку надорвал. В Одессе запомнилось сотрудничество с Григорчуком, очень строгий и требовательный, много внимания уделял теории, разбору игр.


– Но кубок, правда, соседней страны, ты спустя год все же завоевал?


– Сперва было предложение уехать в Иран, даже пробыл там на просмотре две недели. Обо всем договорились, сидел в кабинете президента клуба и ждал необходимые документы от киевского Арсенала. Но в итоге прислали не те бумаги и заявить меня не сумели. В Иране была хорошая финансовая сторона, плюс интересно было попробовать в новой стране, в совсем другом футболе.


Вернулся в Киев, где откликнулся на предложение Шахтера из Солигорска. Сергей Боровский собирал новую команду, пригласил хороших игроков. Капитаном был Александр Юревич, из Украины пришел Илья Галюза. Чемпионат Беларуси был ниже уровнем тогдашнего украинского, меньше было единоборств, больше времени на работу с мячом. Шахтер вышел в финал кубка, который провели на новопостроенной «Борисов-Арене». Победили Неман 1:0.


– Нужно уточнить, что решающий мяч, пожалуй, самый важный в карьере, на счету Артема Старгородского.


– Помню на стадионе прекрасную атмосферу, на открытие приехал Александр Лукашенко, трибуны полностью заполнены. В конце первого тайма пошла длинная передача, защитник Немана головой выбил мяч в свободную зону, куда я вбежал и сходу метров с 30 пробил под перекладину.


– Памятную доску в честь автора первого мяча на «Борисов-Арене» не установили?


– Такого не знаю. Мне больше запомнилось, что в начале матча соперник наступил на ногу, даже бутсу разорвал. Через боль доиграл первый тайм, а в начале второго был вынужден попросить замену. Снимок показал сломанный палец, как раз на той ноге, которой гол забил. Пришлось еще месяц восстанавливаться.


– Кто был самым принципиальным соперником Шахтера в чемпионате Беларуси?


– БАТЭ. Виктор Гончаренко подобрал хороший состав, играли в Лиге чемпионов и Лиге Европы. С минским «Динамо» были интересные матчи, на еврокубки всегда собирали полный стадион. Запомнилась квалификация Лиги Европы осенью 2014 года. Сперва две победы над ирландским Дерри Сити, затем дома ничья 2:2 и на выезде победа 5:2 над Зюлте-Варегем. Бельгийцам я и забил свой первый мяч в еврокубках. В группу Лиги Европы нас не пустил ПСВ, но все равно, пройти два раунда отбора, это успех для клуба. Запомнился и сам Солигорск, посещение соляных шахт, в которых добывают калийные соли, работающие в открытых карьерах БелАЗы. Очень тяжелый и опасный труд.


– Наверняка и в Витебске, выступая за одноименный клуб, посещал «Славянский базар»?


– Да, весь год тихий спокойный город, ничего не происходит. Но на одну неделю все меняется, приезжают тысячи туристов, проводится масса культурных мероприятий и ярмарок. Витебску тогда не хватило двух очков до серебряных медалей в чемпионате, а в финале кубка мы играя дома уступили Шахтеру. После окончания контракта предлагали остаться в Витебске – ассистентом тренера, или возглавить дубль. Но я понимал, что в Беларусь семью не перевезу, а домой очень хотелось. Поэтому и принял решение вернуться в Украину.


– Еще одна яркая страница твоей биографии – две победы на всемирной Универсиаде в составе сборной Украины. Говорят, игрокам даже звания заслуженных мастеров спорта собирались дать?


– За первую победу дали мастера спорта международного класса, а за вторую ходили разговоры про «заслуженного», но дальше них дело не пошло. В 2005 году поездка в Таиланд вообще произошла случайно. Мы с Арсеналом тренировались на Олимпийкой базе, а по соседству к Универсиаде готовились студенты. У нас закончилась тренировка, на следующий день команда собиралась в Луганск на игру против Зари. И тут на базе встречаю президента Системы-Борэкс Виталия Пилипенко, тогда отвечавшего за студенческую сборную, и тренера Владимира Лозинского. Слово за слово, и они предлагают полететь со сборной на Универсиаду. С документами был порядок, я как раз учился в пищевом университете на инженера–электрика. За Арсенал тогда играл не регулярно, Лозинский переговорил с Заваровым и меня отпустили в Таиланд.


Смешно вышло: супруга думала, что еду в Луганск, а я звоню ей и говорю, что чуть дальше, в Бангкок. Сперва не поверила, думала, что разыгрываю. В Таиланде понравилась атмосфера праздника в Олимпийской деревне, все сборные живут вместе, обмениваются сувенирами. Пловцы поддерживают легкоатлетов, борцы гимнасток и так далее. По вечерам собирались вместе, поздравляли чемпионов и призеров. На наши матчи приходили спортсмены других видов спорта. Награда и почетное звание лежат дома на видном месте. Что они дают, толком не знаю. Говорят, проезд в метро бесплатный.


– Кто из известных игроков отстаивал честь украинских студентов?


– Олег Герасимюк, Антон Монахов, Матвей Бобаль, много игроков из Первой и Второй лиг. Второй раз, в 2009 году, должны были лететь в Мексику, но из-за эпидемии свиного гриппа соревнование перенесли в Белград. Здесь все было намного скромнее, без азиатского шика. Мне запомнилось сотрудничество с Владимиром Лозинским, мы за глаза называли его «самым добрым тренером». Умел создать атмосферу в коллективе, на игры выходили раскованные, без боязни. Возможно, именно уверенность в себе нам помогла в Белграде победить в четверть- и в полуфинале в серии пенальти. В общении простой, с юмором, часто с нами в карты играл. Со стороны и не скажешь, что за спиной у него звездная карьера в Динамо.


– Второй раз твои пути с Владимиром Лозинским пересеклись в сборной ветеранов Украины, за которую ты активно выступал. Чем запомнились дружеские матчи наших известных футболистов?


– В сборной все поставлено на профессиональном уровне, кроме игр по выходным мы дважды в неделю тренировались. Заслуга в этом Олега Собуцкого, вложившего в сборную кроме материальных моментов всю свою душу. Мы объездили практически всю Украину, часто приезжали в зону АТО. Встречались с военными, была возможность понять как проходит их служба, насколько она тяжела и ответственна. Впечатления самые лучшие, нас везде хлебосольно принимали, зрители баловали вниманием. Для игроков, которые завершили карьеру, это словно бальзам, очень и очень приятно.


– У тебя два сына, 16 и 8 лет, и оба занимаются футболом. Это было твоим решением?


– Когда подрастал старший сын Максим, у меня был разгар карьеры. Все на его глазах, он часто ходил с мамой на матчи, переживал за команду и меня. Сейчас у него такой возраст, что нужно что-то искать, расти. Занимался в киевской Смене, а полгода назад перешел в днепровский ДВУФК. Играет на моей позиции, атакующего полузащитника. В Днепре хорошая школа, тренеры. У него большое желание стать футболистом и есть мечта – сыграть со мной на профессиональном уровне. Возможно, это и было дополнительным стимулом для меня возобновить игровую карьеру. Младший сын Демьян также осваивает азы футбола в школе Смены.


– А основной стимул какой, в таком возрасте, как говорится, на тренерскую переходят…


– Когда еще Левый берег выступал в аматорах, у нас был разговор с Анатолием Бузником. Предложил поиграть, а по итогу посмотреть, есть ли резон продолжить во второй лиге. Весной мы успешно выступили и клуб предложил заключить контракт на сезон. У нас доверительные отношения, если буду видеть, что на моей позиции есть более сильные игроки, спокойно уйду. Мне нравится передавать опыт молодежи, наблюдать за их ростом. Параллельно с играми за Левый берег осваиваю тренерскую работу, в клубной детской школе.


Дмитрий Шаповал


Фото - Sportarena