1 січня 2006 08:05

21 год тому назад. Анатолий ДЕМЬЯНЕНКО – лучший футболист СССР

1985 год. Анатолий ДЕМЬЯНЕНКО («Динамо», Киев)

На очередной конкурс–референдум по определению лучшего футболиста сезона откликнулось 209 футбольных обозревателей, представлявших 138 печатных изданий, ТАСС, АМН, радио и телевидение, издательства и т.п.
Победителем по результатам опроса вышел защитник киевского «Динамо» Анатолий ДЕМЬЯНЕНКО, набравший 409 очков (70 первых мест, 83 вторых, 33 третьих). Ненамного от него отстал Олег ПРОТАСОВ («Днепр», Днепропетровск) – 393 очка, третий показатель у Федора ЧЕРЕНКОВА( «Спартак», Москва)–306 очков. На последующих местах оказались киевский динамовец Олег Блохин – 53 очка, московский спартаковец Ринат Дасаев – 30, киевский динамовец Александр Заваров – 16. («Футбол – Хоккей» № 52, 1985 год)

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА
ДЕМЬЯНЕНКО Анатолий Васильевич. Родился 19.02.59. Защитник. Заслуженный мастер спорта. Начал играть в Днепропетровске.
Выступал за днепропетровский «Днепр»–1976 – 78, киевское «Динамо» – 1979 – 90, 1992, «Видзев» (Лодзь, Польша) – 1990, ФК «Магдебург» (Германия) – 1990 – 92. В чемпионатах СССР провел 353 матча, забил 29 мячей. Чемпион СССР 1980, 1981, 1985, 1986, 1990. Обладатель Кубка СССР 1982, 1985, 1987, 1990. Обладатель Кубка кубков 1986. В «33 лучших» входил 7 раз (все – под №1). За сборную СССР сыграл 80 матчей, забил 6 мячей (1984 – 90). 2–й призер чемпионата Европы 1988. Чемпион Европы 1990 в составе молодежной сборной СССР. Был капитаном киевского «Динамо» и сборной СССР.
Тренировал «Борисфен» (Борисполь), с конца 1993 – тренер киевского «Динамо». В настоящий момент – главный тренер киевского «Динамо».
Участник чемпионатов мира 1982 (5 матчей), 1986 (3 матча), 1990 (1 матч), чемпионата Европы 1988 (2–е место), отборочных игр чемпионата Европы 1984.

Об игре этого футболиста в двух словах можно сказать следующее: ощущение такое, что он одинаково сильно сыграет в любой позиции, под любым номером.

– Скажи, пожалуйста, а в воротах смог бы?
– Это – как сказать. Хотя на случай, если команда вдруг останется без вратаря, – может же такое произойти? – я дублер. Дело знакомое – играл в детской команде. Был самым младшим в группе – вот меня и «задвинули» в ворота, не спрашивая согласия. Не скажу, что это занятие было мне не по душе, но очень уж хотелось бегать со всеми, бороться за мяч, забивать. Главное, не мог без движения, потому при первом же удобном случае с воротами расстался.

– Начинал в футбольной школе?
– С «Кожаного мяча» начинал, в жэковской команде. А зимой в хоккей играл, за «Золотую шайбу» – и, между прочим, тоже вратарем. Потом занимался в детской заводской команде у Михаила Федоровича Коломойца, а всерьез – уже в ДЮСШ гороно у Владимира Николаевича Ануфриенко, который когда–то был неплохим защитником, играл в киевском «Динамо».

– А первого своего тренера помнишь?
– Еще бы не помнить! Его зовут... Галина Михайловна Гордеева.

– Вот как! И что же – может женщина тренировать футболистов?
– Наверное, может, коли мы выигрывали областной турнир на приз клуба «Кожаный мяч».

– То были, кажется, годы наших первых референдумов... Воронин, Стрельцов... Мечтал ли тогда об их славе?
– Так далеко мои мечты не простирались, но футбол любил – слов не подберу как. И хотел стать хорошим игроком. А вообще–то увлекался всеми играми с мячом. Это, наверное, и помогло обрести некоторые универсальные качества.

– Но вот стал ты с ними в один ряд... Поделись первыми ощущениями.
– Обычные ощущения... Хотя, конечно, радостно. Но ничего как будто не изменилось...

– Зазнаться можешь?
– Никогда в жизни! Зазнаться – что–то потерять в себе. Играть хуже. А я слишком люблю свое дело, чтобы вот так – за здорово живешь – потерять свою игру. Молодые, случается, зазнаются, а я себя мальчиком давно уже не считаю.

– Судя по всему, юношескую прыть ты не очень–то одобряешь?
– Это смотря в чем. Жажду скорее стать на ноги очень даже одобряю... Как и прыть у чужих ворот.

– Анатолий, а ведь в киевское «Динамо» тебя пригласили еще в юниорском возрасте. Были колебания?
– Если и были, то только в одном: боялся разочаровать своих новых партнеров, не оправдать доверия тренеров. Играть рядом с Блохиным, Веремеевым, Коньковым и заслужить их одобрение было для меня делом чести. Очень хотелось стать полезным, нужным команде. Старался изо всех сил...

– Трудно было войти в игру, в состав?
– Тяжелее всего было привыкнуть к интенсивным нагрузкам, к расписанному по часам распорядку жизни, к требовательности тренеров, к строгой дисциплине – и на поле, и в быту. Но я сразу же ощутил, что все эти требования одинаковы для всех, без различий и заслуг. А вместе – уже легче. И новые друзья помогли. Пока негде было жить, приютил Володя Бессонов, почти полгода вместе прожили. Андрюша Баль, который улыбается, как бы тяжко ни было, научил никогда не вешать нос. Плохое настроение убавляет силы – я тоже теперь умею быть веселым всегда.

– Что, по–твоему, отличает киевское «Динамо» от других команд?
– Я думаю так, что ни в одной, пожалуй, нет столько игроков, которые могут взять на себя роль лидера – повести за собой, увлечь, сыграть за диспетчера. Такими видятся мне Бессонов, Блохин, Балтача, Евтушенко, Заваров... Да, пожалуй, каждый! Тренеры стараются развить в нас эти способности.

– Бытует мнение, что собственно тренировочный процесс в киевском «Динамо» выматывает и вгоняет в тоску, как говорится...
–Несогласен. Тяжело–да, в ученье. Зато в бою легко. Было б так, как говорят, мы бы не «летали» на поле. А тоски, скуки тренеры не допускают – занятия строят разнообразно и живо, избегают монотонных повторений.

– А что конкретно способствовало резкому улучшению твоей игры? Скажем так: почему она стала такой заметной?
– Потому что заметнее стала игра всей команды. Все прибавили в игре – как же можно отстать? Требовательность помогает – к самому себе и всей команды к каждому. Потом какой–никакой опыт накопился, стал шире видеть поле, больше понимать...

Валерий БЕРЕЗОВСКИЙ «Футбол–Хоккей» № 52, 1985г