7 квітня 2017 20:57

МОХА: "Я был в шоке, когда приехал зимой в Донецк"

Легионеров хорошего уровня в украинском чемпионате на данный момент не так уж и много, а тем более легионеров не в составе грандов – «Шахтере» и «Динамо». Поэтому марокканский полузащитник «Олимпика» Кадфи Мохаммед Рхарсалла, или просто Моха, выделяется на фоне других игроков.



Моху любят болельщики, и есть за что – в его арсенале великолепная техника, скорость и точный удар. Своей игрой он добавляет красок нашему чемпионату и помогает «Олимпику» бороться за места в еврокубках. О Мохе не так много известно украинским болельщикам. FootBoom решил восполнить этот пробел и пообщаться с марокканцем не только о футболе, но и о жизни – Марокко, его переезде в Украину, красивых девушках.



Говорят, что в Марокко самая обсуждаемая тема футбол. Правда?
– Да, конечно. Там только и говорят о футболе. Это почти религия.



Расскажи о своем детстве, ведь о тебе практически ничего не известно украинским болельщикам.
– Я родился в Уджде, марокканском городе неподалеку от границы с Алжиром. Мама рассказывала, что я начал тянуться к мячу с самых малых лет, уже в два-три года бегал, рвался бить ногами по всем, что попадется. В Марокко я не занимался футболом, потому что у моей семьи не было денег, жили мы бедно. Бегал только с друзьями во дворе. Лишь когда мы переехали в Испанию я начал играть в футбол, тренировался уже на серьезном уровне.



В Марокко так сложно пробиться в футбол?
– Если ты играешь на улице и очень талантлив, то тебя могут заметить. Но это большая редкость. В Марокко очень много футболистов, большая конкуренция, и если ты не использовал свой шанс, приходится идти работать в какой-то другой сфере.



Ты перебрался в Испанию. Почему?
– Раньше в Марокко было очень сложно жить. Папа работал в Испании, занимался абсолютно всем, зарабатывал деньги. А мама нас воспитывала.



Кто-то в семье кроме тебя занимается спортом?
– У меня есть старшая сестра (ей 25 лет) и две младшие сестрички (им 20 и 18 лет соответственно). Но их деятельность не связана со спортом. Все они – студентки. Учатся в Брюсселе. Самая старшая уже закончила обучение, у нее есть диплом косметолога. Вторая сестра – будущий преподаватель в университете, она знает арабский, французский и английский языки. Самая младшая на начальном этапе обучения, выбрала экономическое направление.



Где живет твоя семья сейчас?
– В Брюсселе. Почему? Там есть отличные возможности для студентов, молодежи, которая хочет развиваться. Там говорят на французском языке, это достаточно комфортный город для жизни.



В команде тебя называют Моха. Родители тоже так зовут?
– Нет, мама и папа называют меня Мохаммедом. А друзья Мохой кличут с самого детства, иногда – Мохито.



Считаешь себя больше испанцем или марокканцем?
– Я – марокканец. Во мне течет марокканская кровь.



Марокко мусульманская страна. В Рамадан сложно играть в футбол?
– Очень сложно. Особенно в теплое время года. Во многом себе приходится отказывать.
«Когда неподалеку от Донецка был сбит самолет, следовавший рейсом МН17, конечно, мама очень волновалась»



Ты начинал в испанском «Депортиво». Что можешь рассказать об этом времени?
– Я провел там год, было сложно, но ребята в команде мне очень помогали. Это первый опыт. Команда играла в четвертом дивизионе, всегда буду только положительно отзываться о своем первом клубе.



Как вообще появился вариант с переходом в «Олимпик»?
– Я играл в испанском «Депортиво» (Уэтор-Тахар), мой знакомый предложил мне вариант с переездом в Украину. Почему бы и нет? Я люблю риск, подумал – если получится, то хорошо, если нет, значит, получу опыт.



Ты приехал в Украину в начале 2014 года, когда в стране разворачивались события в Крыму и на Востоке. Не пугал этот факт?
– Нет, совершенно. Мне было комфортно, я старался не замечать то, что происходило. Родные переживали, но я их успокаивал, говорил, что все в порядке. Когда неподалеку от Донецка был сбит самолет, следовавший рейсом МН17, конечно, мама очень волновалась. Она была в недоумении – как такое может произойти? Но папа говорил, что все будет хорошо, что не стоит переживать. Он у меня большой фанат футбола.



Сейчас родные уже спокойны?
– Да, они регулярно интересуются новостями об Украине, в курсе всех событий. Они знают, что я живу в Киеве, что здесь все хорошо.



Адаптироваться в Украине тебе было непросто?
– Первое время было очень сложно, конечно. Непросто было привыкнуть к местной погоде, низкой температуре. Да и украинская кухня для меня была новой, непривычной. Но затем освоился и сейчас уже чувствую себя в Украине очень комфортно, мне все нравится.



Кто помогал тебе адаптироваться?
– В Донецке я жил на базе, там были хорошие условия. Мне помогала вся команда, а особенно наш администратор Максим Коваленко. Ну а понять новую для себя страну мне помогал агент Фабио.



К легионеру в «Олимпике» относились хорошо?
– Вполне, я не чувствовал себя каким-то особенным. Мне помогал Иса Шериф, который к тому времени уже освоился в Донецке и в команде в целом. Он говорил, как нужно вести себя, что делать. Я очень ему благодарен.



С проявлением расизма в Украине сталкивался?
– Никогда. Здесь со мной такого не было.



Что было непривычным, что удивило больше всего в Украине?
– Погода! Я был в шоке, когда приехал зимой в Донецк. Было −15, я никогда не чувствовал такой температуры. А еще и нужно было выходить на тренировку! Кроме того, поразила меня «Донбасс Арена», это феноменальный стадион, самый лучший в Украине. Я никогда не играл на нем, но был внутри. Даже в Европе таких арен не так много.



Помнишь свой дебютный матч в составе «Олимпика»?
– Да, это было в первой лиге, мы играли в Донецке. А вот соперника не помню (дело было 5 апреля 2014, матч с «Десной», которую команда Мохи обыграла со счетом 1:0 – авт.).



Свои голы считаешь? Знаешь, сколько забил в футболке «Олимпика»?
– Не скажу, что считаю, но знаю, сколько забил – шесть голов. А свой первый гол провел в Запорожье, мы тогда сыграли вничью с «Металлургом» (2:2). Мне пас отдал Дорошенко, а я убежал на свидание с вратарем и перебросил его. Получилось неплохо.



Первые полгода ушли на адаптацию, а затем ты провел два неплохих сезона в «Олимпике». Что запомнилось больше всего за это время?
– Самые приятные эмоции я пережил, когда мы вышли в Премьер-лигу. А еще очень запомнился первые полгода в элите, когда мы шли в топ-4 и вышли в полуфинал Кубка Украины, достойно играли с «Динамо». Никто в нас не верил, а мы смогли всех удивить.



Нынешний успех «Олимпика» также особенный для тебя?
– Конечно! Я хоть и покидал команду на полгода, но чувствую, что «Олимпик» сейчас стал сильнее. В первую очередь, за счет замечательной атмосферы в коллективе. На поле мы бьемся друг за друга.



После того, как ты здорово себя проявил в начале своей карьеры в «Олимпике», предложения от более статусных клубов были?
– Да, был интерес со стороны нескольких клубов, однако до конкретики дело не доходило.



Почему не остался в «Химнастике», в котором провел полгода на правах аренды?
– Сложно сказать, я рад, что сейчас вернулся в «Олимпик». Постепенно набираю форму, прибавляю в своей игре и помогаю команде.



Твой контракт с «Олимпиком» действует до конца 2018 года. Планируешь его отработать полностью?
– Да, я пока здесь, не планирую никуда уходить. Хочу добиться с командой успеха, помочь ей завоевать право выступать в еврокубках и дебютировать с «Олимпиком» на евроарене.



Ты уже три года живешь в Украине. Можешь назвать себя чуточку украинцем?
– Конечно могу (смеется)! Если я когда-то уеду из Украины, то буду скучать. Мне очень нравится Киев. Красивый город. Где я бываю? В основном дома (если вы следите за Инстаграмом Мохи, то наверняка знаете, насколько классный вид на Днепр открывается из окна квартиры марокканца, расположенной в одной из столичных высоток – авт.), но люблю и прогуляться где-то на Позняках, пройтись по набережной Днепра.



Дай совет другим легионерам, как выучить русский язык?
– Наверно, мне легче. Я знал арабский язык, затем учил испанский. Поэтому выучить еще один язык для меня не составило труда. Чтобы учить чужой язык, нужно любить ту страну, в которую ты приехал. Когда ты любишь страну, у тебя есть мотивация, тебе намного легче учиться. А если тебе не комфортно, то будут проблемы.



В Марокко достаточно распространен французский язык. Сколько языков знаешь ты?
– Я знаю арабский, испанский, немного французский, английский и русский.



Украина славится красивыми девушками. Уже успел найти себе спутницу в Киеве?
– О, в Украине очень красивые девушки (смеется)! А про личную жизнь я предпочитаю не говорить, пусть это будет секретом.



Что знал об Украине до того, как приехал сюда?
– О стране я мало что знал, в основном все, что связано с футболом. Знал, что Украину представляют такие клубы, как «Металлист», донецкий «Металлург», «Шахтер» (Моха произносит название этой донецкой команды на украинский лад – «Шахтар» – авт.), «Динамо». Знал, что Украина располагается не так далеко от Германии.



С чем ассоциируется у тебя Украина?
– Борщ и холодно!



Чем занимаешься в свободное время, какое у тебя хобби?
– Люблю сериалы и кино.



Кто в «Олимпике» главный весельчак?
– Мой друг Эммерсон. Забавный парень, всегда шутим друг над другом.

Осенью 2014 года ты получил приглашение в олимпийскую сборную Марокко. Провел один матч против Египта. Почему дальше не срослось?
– Это был товарищеский матч. В Кубке Африки мы не играли, не попали в финальную часть. А год спустя меня также приглашали в сборную, но я получил травму и так и не сыграл.



А возможность попасть в национальную сборную Марокко была?
– Когда я был в расположении олимпийской сборной, мы тренировались вместе с национальной командой. За нами внимательно следили, говорили, что рассчитывают на нас, нам нужно играть. Что дальше мы будем представлять национальную команду.



Сейчас активно обсуждается тема возможной натурализации Марлоса, Бланко Лещука и других футболистов-легионеров. Ты бы согласился выступать в составе сборной Украины, если бы была такая возможность?
– Думаю, что нет. Я очень мало времени провел в Украине, чтобы играть в сборной. Но если пройдет пять лет... Нужно думать, пока я еще не затрагивал эту тему. Нужно взвешивать все «за» и «против», смотреть по ситуации. Никогда не говори никогда.



Сколько твоих соотечественников играло в чемпионате Украины?
– Трое. Бадр Эль-Каддури и Юнес Беланда в «Динамо» играли, а Хишам Махдуфи выступал за «Металлист».



Как зовут короля Марокко?
– Мохаммед VI.



Говорят, что его любят местные, потому что он остановил войну, но он ворует деньги. Это так?
– Даже не знаю. Но он действительно пользуется популярностью и уважением у своего народа.



В Марокко давно был?
– Когда меня вызывала в олимпийскую сборную, чуть больше полугода назад.



Где посоветуешь побывать всем туристам, собирающимся в Марокко?
– Это отличный выбор для тех, кто хочет отдохнуть, провести свой отпуск на море. Там замечательный климат, прекрасные пляжи, чистое море. Там вкусная еда. Сейчас туризм в Марокко на подъеме, пляжи Кассабланки – это супер! А самый лучший город для отдыха – Ужджа, где я родился (смеется). Там тоже недалеко море.



В Марокко распространено многоженство. Хотел бы иметь не одну жену?
– Нет, мне хватит одной жены (смеется).

Недавно ты помогал девушке, которая больна раком. Часто занимаешься благотворительностью?
– Да, стараюсь помогать людям. Увидел в инстаграме, что она требует помощь, решил помочь. Собрали с ребятами в команде определенную сумму ей на лечение, на днях передам девушке деньги.