1 серпня 2015 13:42

Валик. Вечная память…

Наступил август 2015 года. Пришла печальная пора годовщины той поры, когда «мерзкая старуха с косой» со скоростью пулеметной очереди выкосила трех выдающихся динамовцев – Валентина Белькевича, Андрея Баля и Андрея Гусина. Именно сегодня День памяти Белькевича.

ПРОФЕССОР НА ПОЛЕ  

Валентин… Просто Валик. Трудно себе было представить, что даже незнакомые с ним миллионы болельщиков, называли его по-иному. Так вот, Валик был не просто блистательным футболистом. Он еще был абсолютно неординарным игроком со своей оригинальной манерой. Лучше всех сказали об этом его партнеры, его тренеры.

Андрей Шевченко: «Валик Белькевич был выдающимся футболистом с необыкновенным виденьем поля. Пониманием самой игры, способностью чувствовать партнера».

Анатолий Демьяненко: «Это был великий футболист, техничный, умный, который предусматривал на поле все на несколько шагов вперед. Не зря Белькевича мы называли профессором, потому что на поле он иногда такое делал, чего сходу не понять. Все рассчитывал и предусматривал, это дано не каждому. Таких игроков было мало».

Статистика достижений Белькевича впечатляет. В составе киевского «Динамо» Валентин провел свыше 300 матчей во всех турнирах. В его активе 7 чемпионских титулов, 6 Кубков Украины, 3 Суперкубка страны.

Прибавьте к этому, что до перехода в киевское «Динамо» Валик успел стать четырехкратным чемпионом Белоруссии и дважды завоевывал Кубок страны в составе минского «Динамо», воспитанником которого он был. В 1995 году был признан лучшим футболистом Белоруссии, а в 2001-м – лучшим игроком украинского чемпионата.

А еще он сыграл в футболке национальной сборной своей родины 56 матчей и забил 10 голов. Валентин был одним из лидеров белорусской дружины в квалификации к чемпионату мира 2002 года, когда «красно-зеленые» остановились в шаге от второго места в группе и права сыграть в стыковых матчах.

Звездным для Белькевича, как и для всего «постсоветского» киевского «Динамо», был, конечно, сезон-1998/99, когда они с партнерами добились прохода в полуфинал Лиги чемпионов.

Разумеется, он был настоящим капитаном, лидером команды. Тот же Демьяненко, который сам много лет выводил «Динамо» на поле, справедливо заметил: «Как вы понимаете, повязку дают только лучшим, команда учитывает все качества – и футбольные, и бытовые в повседневной жизни»

ЕДИНСТВО ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ

С детских лет и до последних дней жизни судьба вела его рядом с Александром Хацкевичем. Трудно найти, на первых взгляд, столь противоположных людей. Один – недюжинный конструктор атак, созидатель тонких кружев передвижений мяча к главной цели – воротам соперника, «мозг» команды. Другой – отчетливо выраженный разрушитель атак противника, а если потребуется, то и откровенный «тафгай». Он же – «полицейский», он же «выключатель» самых опасных «чужих» игроков.

Когда довелось познакомиться с этой парой ближе, то удивление – корень интереса – усилилось еще круче. Тот, кто «крутой парень» – в жизни доброжелательный и приветливый собеседник, умеющий ясным и отнюдь не примитивным словесным стилем вести диалог и один на один, и с огромной телеаудиторией. А тот, кто «рафинированный интеллигент» (Валик действительно из образованной интеллигентной минской семьи) и чуть ли не «ботаник» – по первому знакомству показался закрытым молчуном.

Да, Валентин редко давал интервью, избегал телекамер. Но это только относилось к малознакомым ему журналистам. И не только к журналистам. Лишь когда ближе, без суеты, с терпением, исчисляемым не одним годом, познакомишься с ним, когда он почувствует в тебе не ловца сенсаций, а доброжелательного собеседника, то раскроется по-иному: умница, аналитик, с очень тонким и «закрытым» юмором.

О ЧЕМ ПОМОЛЧИМ

Я не хочу касаться двух тем: личной жизни Валика и его отношений с некоторыми тренерами. Конкретно – с Йожефом Сабо и Эдуардом Малофеевым. Первую тему он не любил выносить на публику – будем уважать такую позицию человека. Что до упомянутых тренеров, то кто не знает захлестывающих высказываний, что сверхтемпераментного Йожефа Йожефовича, что фаната «искреннего футбола» Эдуарда Васильевича.

Чего там умалчивать: Белькевич, вырванный в начале 1996 года киевским «Динамо» в жестокой конкуренции со «Спартаком» и другими московскими клубами, при Йожефе Йожефовиче больше протирал скамейку запасных, чем играл. Но то, что не разглядел в футболисте Сабо, сторицей компенсировал заменивший его на тренерском мостике Валерий Лобановский...

БЕЛЬКЕВИЧ-ТРЕНЕР

Завершив карьеру игроков, Белькевич и Хацкевич начали работать тренерами. Саша работал и с взрослыми и с молодежью. Валик – все больше с молодыми и юношами.

Валентин четко знал свою задачу как коуча динамовской молодежки. Эту задачу он внятно и, как всегда, без пафоса, изложил в одном из последних своих встреч с репортерами: «Главная цель молодежного состава «Динамо» – подготовить футболистов, которые могут составить реальную конкуренцию за место в первой команде. А турнирная таблица… «Динамо» во всех матчах без исключения играет на победу, вне зависимости от того, первая ли команда, дубль или «Динамо-2». Но, подчеркиваю, главная цели и главная задача – подготовка исполнителей, способных бороться за место в первой команде».

Казалось бы, карьера Хацкевича более успешная. Вот и сейчас он – главный тренер национальной сборной Белоруссии. Мне же вовсе не кажется, что Белькевич – несостоявшийся тренер, просто он не из тех, кто раскрывается сразу. Ему просто не хватило времени. А лучше всех его тренерский потенциал охарактеризовал именно Хацкевич. На вопрос журналистов:  «Если бы Валентин Белькевич был жив – взяли бы его помощником?» Александр ответил:  «Этот вопрос даже не обсуждался бы. Конечно, мы бы работали вместе. Но, к сожалению, такого уже не будет никогда». 

...Теперь Валик, как и Баль с Гусиным, лежат рядом со своим Мэтром. Чуть поодаль Виктор Банников, еще чуть дальше Евгений Рудаков... Символическая деталь: с участка на Байковом кладбище, где похоронены все эти великие люди футбола, из-за новостроек домов проглядываются трибуны НСК «Олимпийский». Может быть, это не случайно – любимцы миллионов болельщиков наверняка  продолжают смотреть наш футбол, сопереживать ему. 

Семен Случевский