Стороженко: куда девалась мораль?
В своем выступлении на Конгрессе ФФУ первый вице-президент ФФУ Сергей Стороженко подвел итоги деятельности вверенных ему комитетов, а также высказался о злободневных и актуальных проблемах нашего футбола, в частности, указал на конкретные нестыковки в предложении руководителя ПЛ с требованиями вышестоящих международных футбольных органов.
– Давайте оставим эмоции, и попробуем понять: какие цели и задачи у клубов, которые хотят стать прямыми коллективными членами Федерации футбола Украины, – взял слово Сергей Стороженко.– На эту тему уже сломано много копьев, этот вопрос, считаю, нужно тщательно проработать и вернуться к нему, когда будут реальные основания для его рассмотрения на законных основаниях. Я полностью разделяю тревогу насчет состояния клубов первой и второй лиг: то, что там происходит, заслуживает серьезного внимания со стороны руководства федерации футбола и ПФЛ. Но я не рассматриваю критические выступления, как камень в свой огород, как председателя комитета по аттестации футбольных клубов, потому как с первого дня было задекларировано: ФФУ не является полицейской организацией. Мы хотим оказать каждому клубу помощь в том, чтобы он был аттестован. К сожалению, и здесь наша протянутая рука, порой, натыкается на формальное отношение и полное не восприятие и противодействие. В таких условиях, принимать в коллективные члены клубы, которых 2000-м году было около ста, а сейчас осталось всего пятьдесят три, и многие из них находятся на грани исчезновения с футбольной карты страны, является неправильным.
С пониманием отнеслись к присланному запросу от клуба «Карпаты», в котором спрашивалось о том, на какие цели мы тратим средства, которые были перечислены в качестве заявочного взноса? Мы предоставили отчет, и он удовлетворил Петра Дыминского. Сейчас мы находимся в интенсивном обмене информацией, но обмениваться ею и идти рука об руку с клубами можно только тогда, когда клубы соблюдают необходимые условия для получения аттестации. Я согласен с Александром Бандурко, который считает, что контрольно-дисциплинарный комитет очень лоялен, он словно танцует вокруг всех клубов, не замечая, что те нарушают сроки предоставления документов. Из всех команд Премьер-лиги только одна – «Металлист» – прислала письменное уведомление, что является членом Премьер-лиги и признает ее устав. Остальные пока не внесли изменений в свои уставы.
Безусловно, с правовой точки зрения проблем много, но не хотелось бы заострять на них внимание, поэтому мы индивидуально работаем с каждым клубом. Но я хочу попросить президентов команд, Премьер-лиги и ПФЛ совместными усилиями помочь украинскому футболу стать профессиональным. Что касается вопроса о региональных федерациях, то я согласен с Анатолием Дяченко, который говорит, что каждый футбольный клуб – это коммерческое предприятие, которое развивает свою структуру. Но ни один профессиональный клуб не развивает футбол на территории – это могут подтвердить представители региональных федераций. Также неверно говорить, что региональные федерации живут за счет профессиональных клубов.
Могу сказать, что я характеризирую работу Аттестационного комитета как такую, которая полностью соответствует пожеланиям клубов, она направлена на удовлетворение их интересов и развитие профессионального футбола. Но такая дружеская позиция не может быть улицей с односторонним движением – рассчитываю на то, что члены Аттестационного комитета и руководители профессионального футбола поймут: если мы не проявим принципиальности с точки зрения подходов равенства клубов, мы сделаем серьезную ошибку по итогам аттестации этого года.
Что касается спортивно-медицинского комитета, то он ведет анализ травматизма в нашем футболе, анализ лечебно-профилактических мер и изменчивости наиболее характерных и серьезных травм, которые имеются в футболе. Налажен контакт с медицинским персоналом каждого клуба, создана медицинская книжка для каждого футболиста. Это дало свои результаты: удалось минимизировать количество тяжких последствий от травм. Комитет настоял на том, чтобы к медицинской книжке была приложена кардиограмма.
Теперь о проблеме допинг-контроля. Считаю, нет никакого скандала в том, что игроки «Оболони» оказались замешены в применении допинга, были дисквалифицированы, но впоследствии оправданы. Я категорически не согласен с решением Контрольно-дисциплоинарного комитета и Апелляционного комитета, так как нужно понимать, что означает допинг – это любое проникновение в организм спортсмена с целью улучшения его физиологических или умственных способностей для подготовки к конкретному матчу. То есть то, что делалось в «Оболони» поголовно – игрокам впрыскивали неотон для того, чтобы восстановить силы перед предстоящим матчем. Самое печальное, что этот случай не получил должной оценки со стороны профессиональных лиг, но УЕФА, ФИФА и ВАДА уже затребовали все материалы и я, полагаю, проблема будет серьезнейшая.
Что касается комитета по делам безопасности стадионов, то мы подготовили новый регламент, основанный на всех современных требованиях в европейском футболе – Регламент по стадионам и безопасности, который был разослан всем коллективным членам ФФУ. Также подготовили проект закона о «Недостойном поведении зрителей во время спортивных соревнований», который проходит комиссию в комитетах Верховной Рады.
В завершении хочу сказать, что я никогда не даю оценок арбитрам, не говорю о том, кто из них и как трактовал правила, но я категорически не согласен, как юрист с тем, что ПФЛ и премьер-лига по договору имеют право на ввод арбитров. Это грубейшее нарушение директивы ФИФА и если о нем станет известно, последуют жесточайшие санкции вплоть до приостановления членства ФФУ в ФИФА и УЕФА. И тот, кто берет на себя смелость подписывать подобные договоры, ставит под угрозу существование федерации футбола Украины. Это ведь не рекомендация, а четкая директива, в которой говорится о том, что ни правительственные органы, ни клубы, ни лиги не имеют права вмешиваться в арбитраж – тем более назначать арбитров. Я прошу пересмотреть этот пункт договора между ФФУ и Премьер-лигой. Либо, как человек принципиальный и юридически образованный, буду вынужден обращаться в Контрольно-дисциплинарный комитет.
Также много у нас говорится о том, что арбитры коррумпированы. Но арбитры не коррумпируются на ровном месте, так как всегда есть две стороны – одна дает взятку, вторая ее берет. Есть еще посредники, но не в этом суть. Обвиняя во всех грехах арбитров, которые берут взятки, хотелось бы знать, кто их дает. Я согласен с Александром Ярославским, который в интервью недавно сказал, что обсуждать судейство – это удел профессионалов, но не могу понять Сергея Куницына, который недавно заявил, что его команду засуживают в каждом матче. Да ведь он правил никогда в руках не держал!
Хочется спросить: куда подевалась мораль в нашем футболе? Один тренер говорит во всеуслышание о борцовских способностях своего президента, давя на арбитров, второй так выражается в технической зоне, что детей и жен на футбол страшно приводить. На одном стадионе руководитель клуба бросает бутылку в игрока. Я не вижу, чтобы в Премьер-лиге дисциплинарная практика соответствовала степени правонарушений, которые допускают футболисты, тренеры и руководители клубов…
«СЭ в Украине»