17 грудня 2009 18:50
11

Денисов: "Жаль, что критику Суркис воспринимает как оскорбление"

Год старта для любого нового проекта – период испытания. Для канала «Футбол» он выпал на кризисный год. В интервью «МедиаБизнесу» директор канала Александр Денисов рассказал, каким выдался этот период для проекта и что его ждет в 2010 году, объяснил почему Sky Sports – образец для «Футбола» и как на программный продукт влияет собственник группы – Ринат Ахметов.

- Когда Вы создавали канал «Футбол», на какие зарубежные каналы ориентировались?
- Образцом для нас был британский Sky Sports. Мы считаем безупречными картинку канала, присущую ему форму подачи и профессионализм. Поэтому мы чётко понимаем, в каком направлении движемся в развитии телеканала Футбол.

- Насколько спортивные каналы востребованы в Европе?
- Это очень прибыльный бизнес. В той же Румынии, Болгарии, Польше – очень много разноплановых спортивных каналов. В Польше, только у Polsat, их около четырех. У нас по разным причинам это направление развито хуже. Не успел «Мегаспорт» встать на ноги, его тут же переформатировали. Во многом активному развитию нишевых каналов, в том числе и спортивных, помешал кризис.

- Существует такое мнение, что делать в Украине спортивный канал – убыточно.
- В нынешних кризисных условиях все телевидение, в той или иной степени, убыточно. Если говорить о канале «Футбол», мы задумали его не потому, что хотели потешить свои футбольные сердца. В 2008-м рынок рекламы равнялся $600 млн. Когда мы выстраивали канал, мы планировали выйти на показатель доли телесмотрения равный единице. Вот вы уже можете посчитать – какие деньги мы могли бы получить на рынке. Этих денег вполне хватило бы, чтобы канал стал через пару лет самоокупаемым. Очень сильно упал. Поэтому, на сегодняшний день «Футбол» остается инвестиционным проектом. Но мы строим его развитие таким образом, чтобы к 2012 году, когда у нас будет Евро, выйти на окупаемость.

- Сколько было инвестировано в канал?
- Это коммерческая тайна. Могу лишь сказать, что в 2009 году мы занимались исключительно закладкой фундамента – закупкой контента, формированием команды, работой над качеством трансляций. Перед нами не стояла задача по завоеванию доли 2009 году. На сегодняшний день, в среднем она составляет – 0,5-0,6%. В следующем году мы сделаем все возможное, чтобы дорасти до 1% доли.

- 1% доли это – ваш максимум?
- Скорее норма. Контент высокого качества дает нам такую же долю, какая порой бывает у второго эшелона национальных каналов. Например, матч «Англия-Хорватия» дал «Футболу» долю до 5%. На сегодняшний день это – самые потенциально высокие показатели, которые мы можем получить, учитывая то, что находимся только в кабеле и наша целевая аудитория – мужчины в возрасте 18+, проживающие в городах с населением более 50 тыс.

- Вы собираетесь расширять вещание?
- В аналоговой кабельной сети мы присутствуем на 75%. Если говорить о цифровом кабеле – на 100%. Когда мы выиграли тендер на показ украинской Премьер Лиги, мы почувствовали, что этого покрытия не достаточно. Ведь там где прокладка телевизионного кабеля невозможна, например, в горной или сельской местности, болельщики не могли получить доступ к просмотру «Футбола».

Последние несколько месяцев мы потратили на то, чтобы решить эту проблему. Результатом стало подписание контракта с компанией Viasat (спутниковый оператор на территории Украины – авт.). Это взаимовыгодное сотрудничество для обеих сторон, так как Viasat нуждался в спортивном контенте для своих подписчиков, а мы достигли своей цели – увеличили покрытие.

- Сколько Вы платите за присутствие в кабеле?
- На самом деле, там все построено на взаимозачетах. Кабельщики не делятся с нами прибылью. Наша цель на сегодняшний день – это быть максимально доступными. Поэтому зарабатывать телеканал «Футбол» в будущем будет от рынка рекламы и спонсорства.

- В этом плане в 2010 году маленьким каналам будет еще тяжелее, чем 2009 год.
- У нас есть страховка. (Смеется). Мы находимся «под крылышком» большого брата – ТРК «Украина». А ТРК «Украина», наращивая свою мощь в сегменте нишевых телеканалов, может тем самым усиливать свою рекламную привлекательность. То есть, если раньше пакет включал только национальный телеканал «Украина», то сейчас мы можем идти либо бонусом, либо доплатой.

- Каким будет объем инвестиций в 2010 году?
- Я не могу вам этого сказать — это конфиденциальная информация. Но у меня есть хорошая новость: инвестиции прогарантированы со стороны нашей медиа-группы на следующий год и экономическое развитие канала продолжится.

- В этом году на производство телетрансляций национального чемпионата Украины был потрачен миллион?
- Эти инвестиции будут использованы и в следующем году, потому что в футболе – как и на ТВ – сезон начинается осенью и длится до весны. Поэтому миллион был выделен на осень 2009 – весну 2010 года.

Посмотрим какая ситуация будет с телеправами внутри Премьер Лиги. Но мы хотели бы расширить наш пакет максимально. Сейчас мы продюсируем и производим своими силами четыре матча в каждом туре. При чем делаем это настолько качественно, что рейтинги этих матчей, превышают рейтинги ведущих европейских чемпионатов. Хотя у последних – уровень игры и картинка лучше, но украинского болельщика волнует больше национальный футбол.

- Вот собственно, говорят, что Вы неактивно боролись за права на трансляцию Лиги Чемпионов, потому что в нее не попал «Шахтер».
- Не боролись, потому что цена была абсолютно нереалистичной для сегодняшнего рынка. А кризис научил все телеканалы сначала считать – сколько будет стоить достижение цели и оправдывает ли она средства. Мы вовремя поняли, что это – убыточно. Как видите, от покупки прав на трансляцию ЛЧ и ЛЕ отказались не только мы, а также все остальные национальные каналы из ведущей шестерки.

- Но почему тогда цена была настолько высокой?
- «Поверхность» победила в тендере на реализацию прав трансляции и, наверняка, эта победа далась ей слишком дорого. Очевидно, что они переплатили, это в свою очередь говорит об умении эти права продавать теми, кому они изначально принадлежали – то есть УЕФА. Я не могу утверждать, но готов предположить, что в условиях кризиса «Поверхность» просто пыталась вернуть те деньги, которые изначально были вложены в покупку прав Лиги Чемпионов.

- Какие переговоры Вы ведете относительно покупки телетрансляций на следующий год?
- У нас долгосрочный контракт на показ ведущих европейских чемпионатов: Испании, Германии, Франции, чемпионата Украины. Этого уже много для канала «Футбол». Поэтому в сентябре 2010 года будет запущен еще один канал – спутниковый «Футбол Экстра». Это позволит нам более рационально распределять тот контент, которым мы располагаем. Ведь, допустим, в чемпионатах Испании и Франции центральные матчи проходят в вечернее время по выходным. Они накладываются один на другой и, соответственно, один из топ-продуктов, за который заплачены деньги, мы вынуждены ставить просто в записи. А футбол не терпит к себе такого отношения. Футбол хорош, когда он транслируется в прямом эфире.

- Но на канале рак раз очень часто крутят несколько дней подряд одну и ту же запись. Это было бы еще не так скучно, если бы вы показывали ретро матчи… Как будет изменятся это уязвимое место в программировании?
- Ротация матчей в записи это – не ноу-хау. В этом формате работают без исключения все спортивные каналы в мире.

- Но это же не музыкальные клипы, чтобы показывать их настолько часто.
- Да. Но, тем не менее, эта ротация даже согласно данным GfK – востребована. Повторы матчей будут и в 2010 году. Хотя их станет меньше. В следующем году мы запускаем собственное производство. Планируем выпускать около четырех программ. В первую очередь – футбольные новости: рассчитываем делать 3-4 выпуска в день. Далее программу, которая будет направлена на обсуждение «горячих» тем футбола. Мы планируем ее в форме ток-шоу в прямом эфире.

Так же у нас будет передача с рабочим названием «Один на один». Она будет в формате более приватной беседы ведущего и гостя (футбольного функционера или футболиста). Но их беседа будет не столько о футболе, сколько о жизни вообще.

- Из-за кризиса Вам пришлось сократить расходы, персонал?
- Приоритетом для нас была своевременная оплата по нашим контрактам. Потому что кризисы приходят и уходят, а репутацию необходимо сохранить. Что касается штата – мы избежали сокращений. Сейчас у нас работает свыше 20 человек. С открытием второго спортивного канала будет около 30.

- Как давно Вы знакомы с Ринатом Ахметовым? Он влияет на канал только финансово?
- Я лично знаком с Ринатом Ахметовым: порядка шести-семи лет. Он абсолютно не вмешивается в редакционную политику. Он не является ни редактором, ни цензором того, что появляется в эфире группы ТРК «Украина». Да, Ахметов – человек с большим футбольным сердцем. На заре канала «Футбол» он высказывал свои пожелания. Как собственник, он мог сказать: хорошо бы, чтобы мы показывали такой зарубежный чемпионат или такой. Но не более. А дальше он смотрит на результаты телеканала в целом. Как мы его строим, как развиваем. То есть, дальше – начинается бизнес.

- Как это влияет на закупки матчей «Динамо» и отношения с господином Суркисом?
- Я пригласил господина Суркиса в студию в прошлое воскресенье. Очевидно, он увидел для себя в этом риски. Но смысл приглашения заключался не в том, чтобы давать в студии некое определение его действиям. Я хотел услышать от него ответы на мои острые вопросы и, самое главное – на вопросы болельщиков. Очень жаль, что критику он воспринимает как оскорбление. Для него не существует понятия – другое мнение. Это плохо для развития украинского футбола, более того, от этого в первую очередь страдает сам президент ФФУ.

Горбатого только могила исправит.