10 липня 2009 14:10
3

Тайны НСК "Олимпийский"

Национальный спорткомплекс «Олимпийский» продолжает оставаться в фокусе внимания всей подготовки к Евро-2012. Напомним, УЕФА пока еще оставляет открытым вопрос, будет ли здесь проведен финальный поединок чемпионата Европы. Тем временем в украинском правительстве арена едва не стала предметом политических заговоров и интриг.

После выводов Главного контрольно-ревизионного управления Кабмин все же утвердил окончательный проект компании GMP, отказав, правда, в выделении дополнительного миллиарда гривен для его финансирования...

Накануне корреспондент «Команды» встретился с генеральным директором НСК «Олимпийский» Дмитрием Чернявским, который ответил на многие интересующие болельщиков вопросы.

– Дмитрий Леонидович, Кабинет министров недавно отменил предложенную Министерством семьи, молодежи и спорта сумму 3,266 млрд. гривен, которую предполагалось освоить для реконструкции стадиона из бюджетной казны. Остановились на прежнем варианте – 2,114 млрд. гривен. На самом процессе работ это как-то отразится?

– Важно отметить, что стоимость утверждена с возможностью корректировки. То есть решение правительства звучит примерно так – вы осваиваете эту сумму, а потом будем, в случае необходимости, выделять деньги еще. Могу сказать, что на сегодняшний день все статьи расходов финансируются в полном объеме. Строители пока работают на тех авансах, которые им были выплачены заблаговременно. Так что движемся!

– Не слишком ли много родителей у «Олимпийского»? Все демонстрируют беспокойство и все хотят по-своему повлиять на реконструкцию – и недавно побывавший на арене Президент Виктор Ющенко, и премьер Юлия Тимошенко... Это только если брать высший эшелон власти...

– Что ж, этого, на мой взгляд, требует специфика данного проекта, его национальный статус. То, что у главного стадиона страны имеется много отцов и матерей, не должно беспокоить. Хотя самое главное, чтобы не получилось, как в той старой поговорке – у семи нянек дитя без глазу. Честно говоря, опасения по этому поводу есть. Основная проблема стадиона – это политические интриги вокруг него. Они, безусловно, не способствуют спокойной работе.

– Отсюда следующий вопрос. Как сейчас идут дела на главной спортивной стройке?

– Процесс не останавливается, все происходит в соответствии с графиком. По некоторым позициям намечается даже незначительное опережение. Пока что идут начальные работы по строительству подземного паркинга, помещений для команд, многочисленных бизнеслож, VIP-сектора, пресс-центра. Кроме того, сейчас на повестке дня едва ли не самый важный вопрос всей реконструкции НСК – это кровля арены. В данный момент подводятся итоги тендера по определению подрядчика, который должен построить крышу. Результаты конкурса станут известны через несколько недель.

– Насколько сложными эти работы будут в техническом плане?

– Очень сложными. В Украине подобного точно никогда не было. К примеру, согласно проекту GMP, амплитуда отклонения овала крыши по отношению к земле предусмотрена не более двух миллиметров! И это на такой высоте! Это, пожалуй, такой же уровень точности, как на космическом корабле. При этом основная техническая сложность: конструкция крыши не должна соприкасаться с трибунами.

– При этом кровля не будет стеклянной?..

– Материал, из которого будет изготавливаться крыша, называется мембраной. Это очень плотная, твердая ткань, которая защищена от возгораний и других возможных ЧП. Гарантия ее использования – 50 лет. Как показывает практика, стекло – более тяжелый, более хрупкий в использовании материал.

– Слышал, у вас появились незапланированные проблемы и затраты, связанные с подземными работами...

– В прошлом году один из научных институтов проводил соответствующие исследования и выяснил, что под одним из участков футбольного поля грунтовые воды находятся всего лишь на расстоянии метра от поверхности земли! К сожалению, это предполагает дополнительные финансовые вложения в реконструкцию газона. Нам нужно постоянно учитывать, что стадион находится в очень сложной из-за своего рельефа местности. Поэтому ощущаются трудности и с большим перепадом высот, и с угрозой оползней. Все это необходимо иметь в виду при строительстве.

– Давайте заглянем в будущее. Сколько новых рабочих мест может обеспечить преобразованный «Олимпийский»?

– Думаю, абсолютно реальная цифра -100 вакансий. Хотя есть вещи, которые пока еще просчитать сложно. Например, требования УЕФА предписывают нам учитывать в проекте стадиона, что в течение 15-минутного перерыва между первым и вторым таймом каждый из 69 000 зрителей должен успеть «съесть сэндвич и сходить в туалет».

Это привело к тому, что сегодня в проекте инфраструктуры «Олимпийского» насчитывается порядка 350 туалетов и около трех тысяч метров барных стоек. Пока не решены вопросы управления обслуживающим персоналом: то ли это будут штатные сотрудники НСК, то ли мы будем нанимать соответствующие фирмы с их собственными работниками. В разных странах эти вопросы решаются неодинаково.

– Как в дальнейшем планируется содержать такую махину – НСК «Олимпийский»? И опыт каких западных арен вы намерены перенять?

– Этот вопрос был актуальным еще на ранней стадии проектирования нашего стадиона. Отвечу так: сооружения такого уровня во всем мире – это планово убыточные объекты. Например, арена в Кельне при бюджете 15 млн. евро в год зарабатывает собственными силами (проведение шоу, выручка от ресторанов, магазинов) всего лишь десятую часть от этой суммы. Остальное пополнение средств обеспечивает дочерний футбольный клуб, а также городской бюджет.

Или другой пример – «Олимпиаштадион» в Берлине с бюджетом 22 млн. евро. Арена является одной из достопримечательностей города – в течение года около 300 тысяч человек приходят туда на экскурсии. Однако все это позволяет заработать не больше 3 млн. евро в год. Остальные источники финансирования все те же – футбольный клуб и городская власть.

Возвращаясь к НСК «Олимпийский», стоит сказать, что ситуация здесь усугубляется тем, что футбольная команда за этой ареной пока что не закреплена. Сейчас мы занимаемся разработкой бизнес-плана, который позволит превратить национальный спорткомплекс если и не в полностью самоокупаемый, то, по крайней мере, в экономически приемлемый проект.

– Кстати, вот еще одна возможная статья дохода – боксерские поединки. Владимир Кличко недавно проводил бой на «Велтинс Арене» в Гельзенкирхене, а Виталий, поговаривают, имеет планы насчет стадиона «Шахтера» – «Донбасс-Арены». А есть еще концерты музыкальных звезд...

– Вакансия директора по эксплуатации у нас еще свободна. Да и говорить более-менее конкретно о реализации подобных вариантов можно будет тогда, когда строительные работы выйдут на заключительную стадию. Хотя задумки на эту тему, конечно, уже имеются.

І ще одне: які ж тоді стадіони зручні були, якщо до реконструкції було більше 80тис. місць.
Да сума ОХЕРЕНІТИ можна, а про клуби, то можна сказати щоб там грав Арсенал, ДК(матчі ЛЧ) і Оболонь (якщо лишиться в Премяр Лігі). Оно на Лужниках не менше 5 клубів грає і я не думаю що він не прибудковий.
Охренеть 2 с копейками млрд. на реконструкцию. Намного было бы проще его полностью снести и построить новый, да еще один где-то построить.