К футболистам я пойду — пусть меня научат
Футбол сегодня считается одним из самых популярных и массовых видов спорта. Среди игроков и болельщиков — люди разных возрастов, полов и весовых категорий. Есть, конечно, и те, кто называет эту игру «бестолковой беготней 22 идиотов». Кто знает, может, у них на это — свои причины? А какую бурю эмоций испытываешь, когда выигрывает любимый клуб! Заряжаешься позитивом, как минимум, на неделю вперед. Но ежели команда терпит поражение, тогда другой разговор: «Как же так? Ведь они практически ни за что получают такие деньги!»
Однако, справедливости ради, следует заметить, что далеко не все представители футбольных команд (в частности, украинских) получают за свою работу такое уж высокое вознаграждение. Зарплата многих игроков чуть выше среднестатистической, и «майбахов» на юбилей своим родителям они не дарят. Хотя, возможно, и физические нагрузки у них не столь высокие, как у грандов украинского первенства.
Без шика, но с комфортом
Чтобы как следует вникнуть в тонкости тренировочного процесса, я напросилась провести стандартный день вместе с коллективом киевского клуба «Оболонь». Предварительно созвонившись с главным тренером команды Юрием Максимовым, узнала, что сбор намечен на 15:00 возле клубного стадиона, а сама тренировка запланирована на 17:00. «Нормально, — подумалось мне. —Начинать рабочий день в три часа — далеко не самый плохой вариант».
Надо сказать, что тренируется команда в Буче (городок под Киевом — Авт.), так как их столичный стадион не приспособлен для этих целей. Там находятся поле для проведения матчей, трибуны и небольшие вагончики-раздевалки для футболистов.
В три часа я уже была на стадионе. Мирно пообщалась с охранниками и прибывшим раньше других полузащитником Сашей Клименко. «Саш, сколько у вас тренировка длится?» — «Часа полтора-два». —«И это все?» — «Да». — «А чего так мало?» После этого вопроса Саша посмотрел на меня так, как смотрят на коллегу, который в ответ на сообщение «Зарплату в этом месяце не выдадут» говорит: «Ничего-ничего. Я поработаю за идею».
Время постепенно приближалось к 16:00. Почти все футболисты подтянулись к автобусу, подъехал на черной «тойоте» и тренер. «Знаете, забыла вас предупредить, — обратилась я к Юрию Вильевичу. — Можно будет с ребятами потренироваться?» — «Так я ж форму не брал». — «Так я ж буду тренироваться, а не вы». «Хорошо», — улыбнулся Максимов и направился к автобусу, где тут же сообщил подопечным о моем желании.
— Ну, в автобусе ты не поедешь, — сказал Максимов, подойдя ко мне. (О! А я как раз думала: как справятся с убеждением, что «женщина на корабле приносит несчастья»?) — Тебя подвезут на машине.
Полчаса езды — и мы на месте. Футбольное поле, лес вокруг и… вагончик охранника. У меня тут же возникло два вполне логичных вопроса: где можно переодеться и куда сходить в туалет? С первым определилась достаточно быстро — переоделась я в «каморке» стража порядка. А вот со вторым… «Да тут, собственно, можно, где хочешь», — успокоил меня охранник и, улыбнувшись, обвел рукой лесные просторы.
Вернувшись, я скромно пристроилась у кромки поля, пока Юрий Вильевич давал футболистам установку. «А ты чего в стороне? — посмотрел на меня Максимов. — Присоединяйся». В шеренге прошел легкий смешок — информация была принята, и мы стартанули на пробежку. Одни игроки просто наматывали круги, другие — перепасовывая при этом друг другу мяч. И тут (о, боги!) почитаемый мною еще по своим выступлениям за запорожский «Металлург» полузащитник Андрей Демченко откатил мяч на меня. «Что это? Знак зачисления в семью?» — мелькнуло у меня в голове. Ура!
«Не живешь!»
Все шло (точнее, пробегалось) нормально, но дело застопорилось на ускорениях. Нет-нет, я не спасовала и не села ждать следующего упражнения за кромкой поля. Только вот если команда дружной толпой срывалась с места и таким же организованным коллективом прибегала «из точки А в точку Б», то я гордо несла знамя, замыкая колонну, и тащилась метрах в десяти от остальных. М-да, над ускорением еще нужно поработать...
Потом началась разминка с прыжками, поворотами и тому подобными «подвывертами». Прыгать я люблю. Правда, с места. А тут — идешь и подпрыгиваешь, прижимая колени к груди. Я с такой резвостью принялась скакать, что, разогнавшись, один раз чуть было не приземлилась прямо на плечи прыгающего впереди Паши Онысько. Мы рассмеялись. «Смотри, не перестарайся, а то завтра крепатура будет», — предупредил Паша.
После разминки спортсмены разбились на две группы: первая отправилась играть в «квадрат», а вторая — проводить «двусторонку». Тренер двинулся за последними. Меня, естественно, туда уже не приняли — это ж серьезное дело! Я осталась наблюдать за перепасовывающимися. «Не живешь! Не живешь!» — твердил (временами — с сумасшедшей настойчивостью) один футболист другому. «Ну, — думаю, — жестокий. Если он не живет, ему, небось, и без того несладко. Зачем же человеку постоянно об этом напоминать?!» Что это значит, я поняла чуть позже: «Не борешься за мяч на каждом кусочке поля, не полностью выкладывается в игре. Не живешь футболом». Во как!
Вся тренировка-игра сопровождалась шутками и смехом. Но один раз двое «оболонцев» не сошлись в вопросе: пересек мяч линию или нет. Начали спорить. Причем, с таким энтузиазмом, что дошло до крика. Мне, как человеку, у которого на истерики аллергия, стало стыдно и за парней, и за себя, что оказалась в этот момент рядом. Но решение этого спора меня своей гениальностью просто поразило. Многим советую взять на вооружение. Ребята стали играть в… «камень, ножницы, бумагу»! И когда на третьем «выбросе» определился победитель, проигравший спокойно занял положенное место. На самом деле, вы только представьте, скольких ссор, склок и обид нам бы удалось избежать, если б все споры решались таким детским и добрым способом.
Позже я спросила одного из тренеров, почему в команде такая добрая и веселая атмосфера, на что получила ответ: «Игроков же выбирает тренер, и перед тем как принять его в коллектив, естественно, смотрит и на человеческие качества футболиста. Хотя, как говорится, в семье не без урода, бывают и исключения. Но это все равно, что больной зуб — его легче вырвать».
«Лупя по мячу что есть мочи…»
Эта тренировка не была установочной перед каким-то определенным матчем. Туда, где тренер расписывает подопечным тактику и прочие нюансы, рассказывает, как нужно играть непосредственно с этим соперником, меня бы попросту не пустили. А вот уже на следующий день после игры у футболистов — восстановление: сауна, массаж и другие процедуры. Те, кто провел на поле все 90 мин, делают пробежку и разминку — нагрузка облегченная, а те, кто не играл или выходил на замену, — дорабатывают на тренировке. Если команда потерпела поражение, то занятие после матча будет сложнее, чем в том случае, если бы выиграла. Знаете, физическая нагрузка для меня — не проблема и, уверена, на полноценную тренировку в составе «Оболони» «дыхалки» вполне бы хватило. Но… Каждый должен заниматься тем, на что учился, а задачи сбить профессионалам темп подготовки передо мной не стояло.
410 - 450 граммов весит Футбольный мяч
- Для игры необходимы две команды по 11 (10, 9 ... 1) игроков.
- Матч длится 2 тайма по 45 (30, 10, до первого гола) мин. Плюс время, добавленное судьей из-за различных остановок в игре.
- Поле для игр профессионалов обычно имеет стандартные размеры — 100 х 70 (любая площадка)м, но его допустимые размеры могут находиться в пределах от 91,4 до 118,8 м в длину и от 45,7 до 91,4 м в ширину.
- Высота ворот равняется 2,44 м, ширина — 7,32 м.
- Во избежание травм игроков высота флагштоков для угловых флажков составляет не менее 1,5 м.
- «Точка», 11-метровая отметка, с которой пробивают пенальти, находится на расстоянии 10 м 98 см от ворот.
- В настоящее время регулярно играет в футбол каждый 20-й житель планеты (около 300 млн человек).
Андрей Несмачный, защитник киевского «Динамо»:
«Ввиду того, что сейчас у нас очень плотный график игр, тренировки достаточно легкие: где-то по часу в день, и больше тактики. Приехали на базу, пообедали, отдохнули и в 17:00 — на тренировку. На сборах, естественно, режим немного другой: по 2 занятия, в 11 утра и 5 вечера. Многие говорят о знаменитых нагрузках Валерия Лобановского. Было такое. Каждая тренировка отличалась определенным видом нагрузки. На одной, например, проводилась работа на скорость, на второй — на атлетизм, на третьей — на выносливость. А в межсезонье было по три занятия: утром — кросс, в 11:00 — тренировка и в 17:00 — еще одна».