12 серпня 2021 20:38

Маркевич и Пустота

Жил когда-то в Древней Греции скульптор Мирон. Жил себе и творил. Утверждают, что очень достоверно изобразил в бронзе «Тёлку». И куда более знаменитого «Дискобола». Ценителям прекрасного остается верить летописцам на слово, ибо ни одна из работ великого ваятеля не дошла до нас в оригинале, его наследие приходится изучать по копиям или описаниям.

До недавнего времени в Украинской ассоциации футбола тоже числился один «мытэць». Тоже Мирон. Являясь председателем Комитета национальных сборных команд, даже получал более 700 тысяч гривен в месяц. Сумма, согласитесь, не оскорбительная. Даже для заслуженного наставника. Даже на фоне гонораров, которые имел главный тренер первой сборной Украины Андрей Шевченко – кстати, первый зам Мирона Маркевича в том самом Комитете.

Эта субординационная нелепица – далеко не единственный и не главный камень из тех, которыми буквально усеян огород самого, по идее, главного департамента УАФ. Национальные команды – это вершина футбольного айсберга любой страны, наипервейшая забота любой профильной федерации, это тот самый «товар лицом».

По словам Мирона Богдановича, его деятельность на ответственном и почетном посту была достаточно бурной и эффективной, чтобы оправдать статус самого ценного сотрудника ассоциации. И успехи сине-желтых дружин всех возрастов – само собой разумеющийся итог сих титанических усилий. Включая, естественно, чемпионское золото команды Александра Петракова на первенстве мира-2019 и выход подопечных Андрея Шевченко в четвертьфинал взрослого Евро-2020.

Что до последнего турнира, наверняка уместным будет сарказм: неужели пан Маркевич столь пристально следил за выступлением национальной сборной? Поскольку на известие о нежелании Андрея Николаевича продлевать контракт (притом якобы имевший силу как минимум до окончания отборочного цикла ЧМ-2022!) его комитетский шеф лишь развел руками: мол, знать ничего не знаю, ведать не ведаю.

Точно так же Маркевич и клерки из Комитета сборных реагировали на скандальное техническое поражение сборной 17-летних от сербских сверстников, из-за которого наши пацаны остались без заслуженной путевки в финальную часть. И другой «технарь», уже на самом высоком уровне – «ковидные» 0:3 в Лиге наций от Швейцарии – тоже результат коллективной безответственности и головотяпства горе-чиновников.

Если в первом случае виновными объявили четырех администраторов, во втором – женевского кантонного главврача, то в ситуации со внезапным уходом Шевченко назначать козлами отпущения было уже попросту некого: не стрелять же себе в ногу из всех стволов!

И покидая УАФ следом за наставником сборной, Маркевич даже не стал изображать что-нибудь наподобие корпоративной солидарности. Наоборот – хлопнул дверью с нарочитым раздражением, как только понял, что, сменщиком Шевченко собираются назначить не его, а Сергея Реброва. Предложение босса федерации продолжать возглавлять комитет для Мирона Богдановича прозвучало, видимо, как известное служебно-романовское: «Идите вы… в бухгалтерию!»

«С работой функционера пора заканчивать...» «Не сказал своего последнего слова, как тренер...» Такими формулировками отчитавшись о мотивации, Маркевич услал себя, как сам сказал, в творческий отпуск.

Не поторопился ли? Поговаривают же, что с Ребровым не все так просто, а тут – вот он, готовый (на всё) кандидат. Но сдавать назад – уже ж невдобно!

Надеемся, с отдыхом у перетрудившегося главкома сложится, и никакие инсинуации насчет возвращения УАФ к его кандидатуре как наставника сборной не помешают, наконец, творчеству настоящего мастера, скульптора истинных шедевров.

А то в чиновничьем кресле он все же вряд ли чувствовал себя уютно.

Ведь по складу своему Маркевич – человек деятельный, предприимчивый, неуемный. И не его вина, что на посту главы Комитета сборных от него не требовали того, что, по идее, обязаны требовать от специалиста, такими функциями облеченного.

Скажем, выстраивать футбольную доктрину, концепцию функционирования и взаимодействия сборных команд по вертикали: национальная – молодежная – юношеские. С рекомендацией (а где потребуется – и с насаждением) принципов «обратной преемственности». Чтобы игрока, попадающего в структуру сборных, «вели» в одном направлении, и переход на более высокую возрастную ступень давался безболезненно – в плане требований функциональной готовности, тактического арсенала и т.д.

Подобная задача успешно решается уже не только в Испании, Франции, Германии и Португалии, но и во многих, мягко говоря, не совсем футбольных державах. Где на каждой ступени пирамиды, на каждом участке привыкли работать – мыслить и делать, а не только говорить.

Помнится, в советском футболе ведущие тренеры не гнушались выступать с публичными материалами на страницах центральных специализированных изданий. Исследовали тенденции развития футбола, выносили на обсуждение вопросы стратегии и тактики, заодно демонстрируя собственный уровень знаний и подготовленности, соответствие требованиям текущего момента.

При УЕФА и ФИФА уже долгие года работают технические группы, в основном укомплектованные бывшими тренерами. Их функции – анализ состояния современного футбола, вехами на котором являются крупнейшие турниры – чемпионаты мира, Европы, Южной Америки, Африки. По итогам каждого подобного форума выкладывается в открытый доступ объемный релиз – как пособие для всех заинтересованных, с визуальными наблюдениями, подробной статистикой, выводами и прогнозами.

Когда у нас в последний раз можно было ознакомиться с подобными трудами – как от практикующих специалистов, так и от кабинетных «умов»? Когда Комитет сборных в последний раз проводил тренерские советы с привлечением наставников всех национальных команд? Когда от Маркевича и его департамента исходила инициатива назначения наставника для сборных? Нынешний аврал с Ребровым – весьма показательный и, увы, ничуть не удивляющий. В УАФ привыкли «работать» именно так.

Зачем Мирону истязать себя над очередным бронзовым шедевром, если для доказательства полезности достаточно гипсового тяп-ляп? Зачем корпеть над интерпретациями хитросплетений мыслей Тухеля, Манчини, Гвардьолы или Клоппа, если можно раз в неделю копну́ть «по верхам» – то бишь ко́пнуть киевское «Динамо», поведав обывателю, каким тупиковым путем развивается лидер нашего футбола и по совместительству базовый клуб всех сборных Украины. Или озвучить еще какой-нибудь из магистральных тезисов, спущенных сверху...

Зачем, в конце концов, отрабатывать контракт с УАФ – наверняка ведь был таковой! Оказывается, его можно вот так, запросто, похерить с миной обиженного ребенка, у которого отобрали любимую игрушку – уютного плюшевого Ждуна.

Интересно, как изменится риторика «говорящей головы» после «творческого отпуска». Ведь не исключено, что на новом месте работы (мало ли, куда призовут) Маркевичу придется выступать в оппозиции к бывшим работодателям.

Бывшим – теперь уже официально. Еще сегодня на официальном сайте УАФ Мирон Богданович по-прежнему значился главой Комитета сборных. Как, к слову, и Андрей Шевченко – его заместителем. «Вольную» им дали на онлайн-«заседании» Исполкома ассоциации, где на место Маркевича назначили сразу двоих сопредседателей – Олега Блохина и Алексея Михайличенко. Две звезды, два бывших тренера. Как думаете, справятся – на па́ру-то?..

Если с теми темпами и объемами, в которых преуспевал Мирон, отсекая всё лишнее, то, конечно, справятся. Продуцировать копии с оригиналов, которых никто никогда не видел, дело нехитрое. Правда, для начала им бы нового рулевого для национальной сборной Украины найти и утвердить. А это вам не один плюс один. И не дважды-два. Рекбус. Кроксворд.

Оказывается, и свято место бывает пусто. И у нас – весьма часто...

Юрий КОРЗАЧЕНКО