1 жовтня 2005 22:20

Александр ЯКОВЕНКО: "Стремлюсь не просто повторить, но и превзойти отцовские достижения"


Сын футболиста киевского «Динамо» и сборной СССР Павла Яковенко Александр в свои 18 успешно выступает в элитном дивизионе Бельгии. В составе «Льерса» Яковенко-младший уже провел четыре встречи, а в поединке с «Брюгге» даже заработал пенальти. Корреспондент «2000» связался с молодым украинским легионером по телефону.

— Александр, вы стали четвертым украинским футболистом после Олега Ящука, Сергея Серебренникова и его тезки Коваленко в чемпионате Бельгии. Как вам удалось в столь юном возрасте попасть в команду бельгийской суперлиги?

— В «Льерсе» я оказался транзитом через Германию, где дважды был на смотринах в титулованном «Шальке04». Немцев устроил мой уровень игры, и они даже предложили подписать контракт. Но я реально оценивал свои силы и понимал, что пробиться в основной состав клуба из Гельзенкирхена было бы весьма тяжело. Тогда и решил откликнуться на приглашение бельгийского «Льерса». Здесь у меня не было никаких смотрин — клуб сразу предложил заключить соглашение. Немного поразмыслив, я решил, что сейчас для меня главное — не потерять игровой практики, и отправился в Бельгию. При этом подчеркну, что вариант с «Шальке» не отпал. Немцы будут пристально следить за мной, и в любой момент я могу поменять Бельгию на Германию — в моем контракте с «Льерсом» есть соответствующий пункт.

— Получается, вы решили пойти проторенной Андреем Ворониным дорожкой — игровую карьеру предпочитаете начинать сразу в Европе.

— Действительно, пример Андрея достоин подражания. И я был бы не прочь его повторить. Кстати, у нас с Ворониным один и тот же агент — Андрей Головаш. Он и посоветовал мне перебраться из Украины в Бельгию. Я ведь начинал карьеру в юношеской команде киевского «Локомотива», откуда перешел в харьковский «Металлист». А уже из Слобожанщины взял курс на Европу.

— Слышал, что вы непродолжительное время пребывали в лагере российского клуба «Химки», который тренирует ваш отец.

— Я там занимался всю зиму. Большого желания остаться в Подмосковье не было. Да и, честно говоря, клуб не горел желанием меня удерживать. В России действует лимит на легионеров, в команде первой лиги должно быть не более пяти иностранцев, а в дружине отца и без меня их было гораздо больше. Да я и не хотел оставаться возле папы, чтобы потом не было лишних разговоров и упреков. Впрочем, сейчас об этом и говорить не стоит. Я давно взял себе за правило поговорку «все, что ни делается, — к лучшему». На моем примере она пока подтверждается — я выступаю в не самом худшем европейском чемпионате, нередко выхожу в основном составе «Льерса», а когда не играю в «основе», меня привлекают к матчам за резервный состав.

— Какие задания ставите перед собой в дебютном «взрослом» сезоне? Может быть, забить какое-то конкретное количество голов?

— Хочу сначала закрепиться в основном составе и, конечно, забивать голы. А сколько именно мячей забью — не знаю. Но сделаю все, чтобы помочь «Льерсу» выполнить поставленное учредителями клуба задание на нынешний чемпионат — финишировать в зоне Кубка УЕФА.

— Вы уже познакомились с вашими коллегами-соотечественниками — Сергеем Серебренниковым, Олегом Ящуком и Сергеем Коваленко?

— С Серебренниковым поговорил и обменялся телефонами после поединка с «Брюгге». Та игра, кстати, пока лучшая в моей непродолжительной бельгийской карьере. При счете 1:1 меня сбили в штрафной площадке соперника. Досадно, что одноклубник не реализовал назначенный за это нарушение пенальти и нашей команде не удалось победить чемпиона. С нападающим «Стандартд» Коваленко я тоже познакомился, а вот с Ящуком мне это только предстоит сделать — «Льерс» еще не играл против «Андерлехта».

— Хотите вы того или нет, но вас всегда будут сравнивать с отцом. А поддержать марку Яковенко, учитывая заслуги папы, будет очень сложно.

— Вот потому я стремлюсь не просто повторить, но и превзойти отцовские достижения. Вдохновляет, что уже есть некоторые локальные успехи.

— С будущей профессией вы определились еще в детстве?

— Получается, так, ведь с семи лет все свободное время гонял мяч. Впрочем, школу я закончил без троек, самостоятельно поступил в Киевский институт физкультуры, и даже была мысль уйти с головой в науку. Но футбол все равно пересилил. Наверное, сказались гены, ведь мой младший брат Юрий тоже играет в футбол. Ему 12 лет, и он, как и я когда-то, защищает цвета киевских железнодорожников. Летом брат немного погостил у меня в Бельгии. Юре понравилось все: и страна, и условия, в которых я проживаю. Льерс — небольшой уютный городок. Здесь нет особых достопримечательностей. Но в 15 минутах езды на машине от него находится Антверпен. А там уже есть на что посмотреть.

— В «Льерсе» знают, что вы сын известного футболиста?

— По-моему, нет. Меня никто об этом не спрашивал, а я никому не рассказываю. Зачем? Если кто-то спросит, отвечу правду. Хвастаться же, что мой отец играл за киевское «Динамо» и сборную СССР, не вижу резона.

— В киевском «Динамо» времен выступлений вашего отца многие игроки дружили семьями. Помните, кто из одноклубников папы чаще всего гостил в вашем доме?

— Олег Кузнецов, Александр Заваров и Геннадий Литовченко. С ними мы действительно дружили семьями. Я до сих пор поддерживаю связь с дочкой Олега Кузнецова Катей. Правда теперь мы с ней видимся реже, ведь Катя учится в Киеве, а я живу в Бельгии. Да и мой отец, к сожалению, сейчас не очень часто общается с друзьями, так как основную часть времени проводит в Подмосковье.

— Бельгийская командировка не станет преградой для ваших выступлений за юниорскую сборную Украины?

— Скорее наоборот. В клубе приветствуют то, что я регулярно привлекаюсь в сборную своей страны, ведь в скромном «Льерсе» таких футболистов немного. Я же планирую плавно перейти из юниорской команды в молодежную, а главная мечта — дорасти до уровня национальной сборной.

P.S. Вчера Павел Яковенко вышел на замену на 65-й минуте в выездном матче с "Гентом", а на 84-й минуте забил гол и тем самым спас свою команду от поражения.