26 квітня 2020 09:18

Себастьян Дайслер: Великий немец, который разочаровался в футболе

Главный талант Германии, который должен был спасти целую нацию.


Представьте, что на вас навесили ярлык ярчайшего таланта целого поколения. Представьте, какое это давление, когда все ждут от вас свершений, а на каждом шагу вас поджидают папарацци. Каждая ошибка разбирается ведущими газетами страны, а по телевизору в любой момент из героя вас готовы превратить во врага народа. Справились ли вы с такой ролью?

В начале нового тысячелетия Себастьян Дайслер попробовал, каково это. «Суперталант» олицетворял собой будущее немецкого футбола, который в последние годы перестал ассоциироваться с мировыми звездами. Это было аномальное время для бундестим: Die Mannschaft бесславно вылетели с Евро-2000 и вовсе не казались таким уж страшным соперником. Эта сборная была очень, очень плоха – особенно по меркам Германии.

Даже англичане перестали бояться своего вечного врага. А уж когда подопечные Руди Феллера уступили «трем львам» со счетом 5:1, впору было бить тревогу.

***


Тогда Дайслер играл, и он, как и другие, разочаровал. Но если другим это сошло с рук, уроженца Лерраха стали винить во всем подряд. Ведь именно его газетчики сделали спасителем страны и главной угрозой. Он олицетворял с собой надежды на лучшее будущее, но показать что-то он не смог.


Увы, Дайслер еле передвигался по полю, и даже был повинен в одном из голов из-за своего паса обратно Оливеру Кану. Но винить его во всех бедах Германии нельзя – все были хороши. Только один момент понравился абсолютно всем болельщикам бундестим: выдающийся пас через всю оборону Англии. Тогда мяч прошел через Оливера Нойвилла и добрался до Карстена Янкера, который и забил. Видение и техника Дайслера тогда стали очевидны всем, однако итоговый результат не позволил никому думать о хорошем.

Так часто случается, когда хайп вокруг одного человека раздувается до невиданных размеров. Вундеркинд, только что подписавший контракт с менхенгладбахской «Боруссией», не был способен спасти команду от вылета во второй дивизион. Но это не мешало как журналистам, так и выдающимся футболистам называть его одним из лучших в стране. Сам Франц Беккенбауэр называл его «физически и технически лучшим в Германии», в то время как тренер сборной Феллер верил, что Дайслер будет «влиятельной фигурой еще десять лет».


К сожалению для юнца, коуч ошибся. Спустя десять лет после этих громких слов Дайслер куда-то испарился. Уже в 2007 он повесил бутсы на гвоздь, сделав вывод, что профессиональный футбол – не для него. Удивительно, как такой талант мог так сдать, однако это футбол – здесь ошибки прощаются. Когда начинается регресс, очень сложно вернуться на былой уровень. Ну а если тебя называют будущей легендой, каждая твоя ошибка выносится на всеобщее обозрение.

***


Так уж получилось, что с именем Дайслера связана одна из самых грустных историй немецкого футбола. Можно заострять внимание на негативе, но мы все-таки не будем – лучше думать о хорошем. Когда «Гладбах» уже был обречен на вылет в 1999 году, за Дайслером выстроилась очередь из 26 клубов. Чуть ли не каждая команда Европы пыталась его подписать. Их привлекала креативность, которой был известен немец, а также его универсальность. Он не так много поиграл за «Боруссию», но этого было достаточно, чтобы привлечь внимание.


В Бундеслиге он постоянно испытывал оборону соперника на прочность. Он был быстр и точен, и отдавал отличные пасы. Свое умение он стал оттачивать дальше в «Герте», которая выиграла трансферную битву. Она была готова предложить ему многое, и главное – Лигу чемпионов.


«Герта» не была грандом и частым участником еврокубков, поэтому на групповом этапе никто всерьез ее не воспринимал. Можно понять: противостояли ей тогда «Челси», «Милан» и «Галатасарай». Но с Дайслером в атаке и опасной стратегией Йоргена Ребера, а также такими яркими исполнителями, как Али Даеи, Михаэль Прец и Дариуш Вош, команда была готова преподнести парочку сюрпризов. Как результат, немцы прошли по второй раунд групповых матчей.


Сам Дайслер тогда стремительно прогрессировал, пока всё не перечеркнула страшная травма крестообразных связок. Такую травму боится каждый футболист, и многие не были уверены, что молодой игрок вообще сможет вернуться. Зря: возвращение состоялось, хоть и кратковременное. Довольно быстро Дайслер опять угодил в лазарет, на этот раз из-за травмы колена в октябре 2001. Как раз в такое время Bild стал сообщать о серьезном интересе со стороны «Баварии». Несмотря на риски, гранд всё же решился предоставить шанс талантливому – и очень невезучему – футболисту.


***


Когда состоялся трансфер, многие набросились на Дайслера за то, что он никак не озвучивал свои планы уйти. Но он разводил руками: сам тренер «Герты» Дитер Хенесс просил его ничего не говорить. Как впоследствии признавался Дайслер, именно в это время он стал всерьез сомневаться в том, что футбол – для него.


Когда он был совсем юн, казалось, что его ждет яркое будущее. Но чем дальше, тем более одиноким он себя чувствовал. Его разочаровал Хенесс, который был его учителем, и который не смог защитить его от потока критики: «Он стоял и смотрел, как меня вышвыривали из Берлина. Тогда я стал менять свое отношение к футболу. Сейчас я осознаю, что тогда и надо было все бросать» – передает слова Дайслера Die Zeit.


Если ему казалось, что быть мессией Берлина тяжело, то он даже не представлял, каково это стать новой звездой мюнхенской «Баварии».
В новый город Дайслер прибыл на костылях, продолжая испытывать сложности с правым коленом. Оттмар Хитцфельд, прекрасно знающий о многочисленных травмах игрока, все равно надеялся, что именно вокруг него он сможет построить свою новую команду. Ему отчаянно был нужен преемник Штефана Эффенберга, перебравшегося в более спокойный «Вольфсбург».


И пусть многие специалисты осознавали параллели между Эффенбергом и Дайслером, у этих двух были совершенно разные менталитеты. Легенду «Баварии» прозвали «Тигром» не просто так: он всегда выделялся неустрашимым и боевитым характером. Также он был очень придирчив, и не раз ввязывался в конфликт с руководством – именно так он преждевременно вылетел из сборной Германии.

Но Дайслер… он был другим. Уже измученный своим некрасивым уходом из «Герты», он, кажется, вконец растерял свой былой задор и страсть к футболу. Если Эффенберг был неутомим и полон жизни, то Дайслер казался бледной тенью на его фоне. Но об этом, конечно, мало кто знал.


***


В 2003 году Дайслер шокировал мировую общественность, заявив о том, что у него был диагностирован рак. Пришлось разменять «Олюмпиаштадион» на Институт имени Макса Планка в Мюнхене. Здесь он окончательно сник, а его депрессия передалась, кажется, всей стране. Все это случилось через пару месяцев после того, как перегорел другой футболист Бундеслиги – Ян Шимак. Но если чех впоследствии вернулся в спорт, то Дайслер в этом заинтересован не был: он считал, что футбол причинил ему слишком много боли.


«Нет никакого плана. Я не буду больше подвергаться такому давлению. Это – урок последних недель. Я вернусь в футбол еще нескоро – сначала нужно поправиться, – говорил он в интервью. – Я знаю, что испытываю депрессию и болею. Я хочу, чтобы меня оставили в покое. Когда настанет подходящее время, я поделюсь новой информацией».


Как можно видеть, футбол не приносил немцу никакой радости. Только когда настал сезон 2004/05 стало возможно верить в возвращение Дайслера. Кажется, ему было самое место в полузащите вместе с Михаэлем Баллаком. Но – не судьба. Очередная травма, на этот раз синовиальной мембраны колена, вновь вынудила ему отправиться на лечение. Как результат: пропущенный чемпионат мира в родных стенах. С каждой новой травмой росло недовольство игрока, который уже был готов объявить о своем уходе.

В ноябре 2006 состоялся очередной камбэк, но ни зрители, ни сам игрок не верили в то, что это надолго. Поэтому футболист собрался с силами и решился завязать с игрой. В начале он был невероятно хорош, но иногда этого недостаточно. Иногда звезды не сходятся. Дайслер принял череду травм за знак, что ему нужно попробовать что-то другое.

Никто не любит говорить о депрессии, однако важно помнить, что футболисты – тоже люди. «Он – один из величайших футболистов в истории Германии, и нам сложно осознать его решение», – сказал Ули Хенесс. Беккенбауэр же признался, что в клубе не все были уверены в правильность подписания: «Когда Дайслер к нам пришнл, он был очень замкнут и неразговорчив. Никто, конечно, не мог предсказать, что все в итоге решат травмы».


В своей автобиографии Дайслер детально описал, как тяжело ему было в Мюнхене, где постоянное давление сказывалось на его психологическом состоянии. «Я всегда сдерживал все в себе, и всегда страдал под напором требований от клуба. Когда мне было 19-20 лет, немцы верили, что я единолично спасу их футбол. В одиночку».


Карьера Себастьяна Дайслера – пример того, как тяжело может быть профессиональным футболистам. Забудем деньги, талант и славу, и останется простой человек. Далеко не всегда эйфория является главным чувством для игрока – всё всегда начинается с любви, но нередко завершается трагедией.

Текст: TheseFootballTimes
Перевод и адаптация Денис КОШЕЛЕВ