Зачем вам, поручик, чужая земля?
Обозреватель «СЭ» пытается разобраться, что стоит за сенсационным переходом защитника сборной Украины Ярослава Ракицкого в «Зенит».
Давайте сразу договоримся: политики и рассуждений о том, почему профессиональная певица не смогла обучить своего супруга исполнять национальный гимн или не посоветовала потренироваться в домашнем караоке, в этом тексте не будет.
Решение вызывать или не вызывать одного из лучших центрбеков страны в сборную - персональный тест на последовательность, который будут в две руки проходить ее главный тренер и президент ФФУ.
Лучше поговорим о футболе.
Вопрос номер один: почему «Шахтер» все-таки решил продать Ракицкого сейчас? Напомню, что за последние два года в клуб вроде бы поступали шоколадные предложения из Турции. В декабре 2016-го Ярославом предметно интересовался «Бешикташ» (речь шла об аренде с правом выкупа), а в ноябре 2017-го Игор Тудор (возможно, по протекции соотечественника Дарио Срны) настойчиво хотел забрать украинца в «Галатасарай», и близкие к горнякам источники распространяли сведения о фигурировавшей в официальном факсе сумме в 30 миллионов евро (!) и ответе со стороны руководства горняков: «Этот игрок стоит дороже».
Допустим, что на тот момент только пришедший в клуб Паулу Фонсека действительно рассматривал Ракицкого как ключевого центрального защитника, но вкупе с сегодняшними событиями предположим, что отказ «Галатасараю» (если приведенная выше цифра не озвучена уж совсем мимо кассы) - стратегическая ошибка ценою почти в 20 миллионов евро. Так как год спустя дончане продают Ярослава в «Зенит» за 10-12 «лимонов».
Кадровые решения Фонсеки последних месяцев недвусмысленно намекали на то, что португалец не рассчитывает на украинского защитника и ищет ему замену. Недавно «Шахтер» подписал Бондаренко. В придачу к экс-игроку «Александрии» у горняков есть Ордец, Кривцов, Хочолава и Матвиенко, который при живом Исмаилии слева будет играть только в сборной.
При этом статистические показатели Ярослава в этом сезоне в худшую сторону не изменились. Все аспекты в его игре кроме одного даже свидетельствуют о некоем прогрессе. Это касается в том числе и процента выигранных единоборств (53 против прошлогодних 45): хотя для игрока его амплуа это негусто. Единственное исключение со знаком минус - количество потерь мяча (7,1 против 5,6), однако не будем забывать о стиле игры Ярослава и уровне его креатива, сопряженного с риском высокого брака…
***
Дело даже не в цифрах, и не в возрасте: напомню, что в этом году, как и другим представителям «поколения урожайного 89-го» (Ярмоленко и Коноплянке) Ракицкому исполнится тридцать. Ярослав человек с ершистым характером и ярко выраженной активной позицией, что не всегда нравится Фонсеке. И если раньше какие-то вещи могли спускаться на тормозах за счет яркой и полезной игры, то сегодня сеу Паулу может позволить себе не либеральничать с одним из лидеров мнений в раздевалке «Шахтера».
…Летом прошлого года в беседе с Сергеем Ребровым (между «Аль-Ахли» и «Фенербахче») я спросил экс-наставника Динамо»: «Почему донецкий клуб из раза в раз упрямо играет против команды Хацкевича первым номером - раскрывается, пропускает и проигрывает?». На что Сергей Станиславович ответил: «Шахтер» - не та команда, которая способна сейчас варьировать тактикой и пытаться играть от обороны. У Фонсеки просто не хватает сильных исполнителей оборонительного плана, способных долгое время выдерживать давление со стороны соперника».
***
Наличие Тайсона и Марлоса плюс переход Мораэса ситуацию не меняет. В лице Фреда ушла стабильность в центре поля и фактор разгона позиционных атак. Рыхлая середина «обезфреженного» «Шахтера» заставляет горняков проводить больше времени в обороне, рассчитывая именно на скорость Тайсона и технику Марлоса в контригре. Отсюда и количество ошибок, которые стали допускать Ракицкий и компания в позиционной защите и на «стандартах». Грубо говоря, для сегодняшнего «Шахтера» Ярослав устарел не столько физически, сколько морально…
Видимо, поэтому менеджмент клуба избавляется от него по приемлемым финансовым условиям, параллельно облегчая зарплатную ведомость: Ракицкий считался самым высокооплачиваемым украинцем в клубе, зарабатывая, по данным «СЭ», около 2,5 миллионов евро в год.
В «Зените» зарплата украинца вместе с премиальными должна дойти до трех миллионов, так что мотивы самого игрока абсолютно понятны: новый челлендж в карьере с сохранением, а то и приумножением личного капитала. В общем, так, чтобы и язя съесть, и в Эрмитаже побывать.
***
Вопрос номер ноль. Зачем «Зениту» Ракицкий? Команда, у которой есть определенные проблемы с обороной покупает возрастного футболиста, который на эту самую оборону никогда не играл, выполняя функции глубоко оттянутого плеймейкера… Неужели у «Газпрома» закончились средства? Ответ прозаичен: на время скважина закрылась. Жить по принципу «шика дам» могучая контора не готова. Напокупавший аргентинцев Манчини превысил все возможные лимиты, ну а у уроженца Луганска Сергея Семака пока не отросла харизма, чтобы в стиле «итальяно веро» стучать кулаками по столам биг-боссов, требуя себе Давида Луиса или Умтити.
Интересы Ракицкого, понятное дело, лоббирует Анатолий Тимощук. По информации питерских инсайдеров, у экс-партнеров Семака и Тимощука хорошие доверительные отношения, а характеристика, которую дал Ярославу его бывший товарищ по «Шахтеру» и сборной, заслужила доверие главного тренера.
Все понимают, что в качестве центрального защитника Ракицкий далеко не идеален: у него есть проблемы тактического плана - в выборе позиции, и он недостаточно фактурен, чтобы на равных бороться один на один с классными визави. Но у него волшебная левая, он умеет исполнять дальние «стандарты» и обладает высоким игровым интеллектом, когда мяч у его команды.
***
В общем, это игрок хорошего класса, но с весьма определенной спецификой. В хоккее таких раньше называли атакующий защитник. Видимо, Семак хочет играть по схеме 3-5-2 с двумя латералями, и левоногий центрбек, который будет отвечать за первый пас и помогать команде при выходе из обороны, ему даже очень кстати.
Лепить фауст-патрон из того, что есть сейчас, Семаку не с руки. Терентьев и Мевля в «Зените» выглядят «пассажирами» с чужого рейса. Иванович староват и нередко используется на фланге. Нету субтилен - его легко продавливают в силовой борьбе, и он допускает критически много результативных ошибок. Строить защиту остается на молодом, цепком Маммане, вот он и будет зачищать за возрастным интернационалом в лице Ивановича или Нету - справа, а также Ракицком - слева.
В случае логических нестыковок древние всегда учили нас искать тех, кому выгодно. Ответ на этот вопрос вроде бы всесторонне ясен.
Михаил СПИВАКОВСКИЙ, Спорт-Экспресс в Украине