5 січня 2019 14:16

Лобановский. Взгляд из Лондона

Каллум РАЙС-КОУТС (Лондон)

«Философы каждый по-своему лишь истолковывают мир, – писал Карл Маркс в «Тезисах о Фейербахе». – Суть однако в том, чтобы изменить его». Похоже, Валерий Лобановский, великий тренер киевского «Динамо» и сборной СССР в 70–80-х годах, по-настоящему проникся этим постулатом.

В футбольной методике Лобановского и впрямь можно разглядеть элементы марксистских теорий – в том, например, что силу коллектива он ставил выше силы индивидуальности. А еще – часто говорил о влиянии западной философии на его идеи. «Все руководители в мире соглашаются, что самое сложное – это лидерство в мужском коллективе, – замечал он. – Они правы. Но известно ли им, что чтение философских произведений может здорово помочь в этом деле?»


Лобановский не был похож на большинство своих коллег. Он был эрудированным и дисциплинированным. Он стремился уйти от врожденных футбольных эмоций к чему-то более «механическому», более продуманному.


Нельзя сказать, что Лобановский был холодным и закрытым. Играя в нападении, он отличался хитростью, техникой, и, возможно, был склонен к индивидуальным действиям больше, чем кто-либо из его партнеров по «Динамо». Но в восприятии футболистом игры уже тогда просматривалось противоречие: хотя Лобановский и восхищался творческими и элегантными исполнителями, ее он все чаще оценивал с аналитической и прагматической точек зрения.

Молодому человеку давались точные науки, и этот опыт он привнес в футбол. Лобановский изучал теплотехнику в Киевском политехническом институте, где окунался в мир технологических достижений и широких перспектив, которые они открывали.

Уже на старте его карьеры стало понятно, что быть успешным в футболе – не самоцель для Лобановского. Парень хотел большего. Когда Валерию было 22 года, он завоевал первый чемпионский титул с «Динамо», однако счастливым не выглядел и наслаждения славой не выказывал. Так утверждает Владимир Сабалдырь – друг Лобановского, игравший в футбол на любительском уровне, но в итоге вставший на путь науки.

– Да, мы выиграли золото, – констатировал новоиспеченный чемпион. – Ну и что? Временами мы выглядели слабо. Просто заработали больше очков, чем другие команды, которые играли еще хуже. Так что и хвалиться особо нечем.


– Но ведь взять титул – это мечта, – недоумевал приятель.


– Реализованная мечта – уже не мечта, – упрямо парировал Валерий и шел в атаку. – Вот ты как ученый на что нацеливаешься? На докторскую степень? На диссертацию?


– Возможно, – отвечал Сабалдырь. – Но призвание настоящего ученого – внести вклад в развитие науки.


– Вот тебе и ответ.


И в этом был весь Лобановский.

Он стремился поставить футбол на интеллектуальные рельсы и делал это, пожалуй, в самом подходящем городе Советского Союза. Ведь именно Киев стал центром научного прогресса, который охватил огромную страну. Именно здесь была собрана первая в СССР и континентальной Европе Малая электронная вычислительная машина «МЭСМ» – прообраз современного компьютера. Именно здесь в 1957 году был создан Вычислительный центр, спустя пять лет реорганизованный в опять же первый в СССР институт кибернетики [Институт кибернетики АН УССР].

Словом, с учетом всего этого бэграунда научный подход к футболу киевлянина Лобановского кажется вполне естественным. Для Валерия игра стала объектом применения соответствующих знаний. А романтическое отношение к ней в конце концов уступило место желанию насытить футбол диаграммами и уравнениями.


Лобановский возглавил «Динамо» в 1973-м и бессменно руководил им на протяжении 9 лет, прежде чем на короткое время оставил команду ради сборной СССР. И этих 9 лет хватило, чтобы совершить революцию в футболе Восточной Европы. В этой связи крайне важным оказалось сотрудничество Лобановского с Анатолием Зеленцовым – кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры теории физвоспитания Киевского института физкультуры.


– Зеленцов стоял на том, что пауза на раздумья, даже занимающая доли секунды, – слишком большая роскошь для современного футбола. Игрок должен четко понимать, куда двигаться, еще до того, как он получит мяч, – писал Саймон Купер в своей книге «Футбол против врага», увидевшей свет в 1994-м. – Для этого динамовцам приходилось запоминать маневры по секторам и подобно игрокам из американского футбола, направлять мяч в соответствии с привязанными к тем же секторам комбинациями».


Зеленцов был безошибочно дотошен в своем анализе. Он уверял, что команда никогда не проиграет матч, если количество ключевых моментов, в которых она допустит ошибки, не превысит 18%. Совместная работа ученого и Лобановского привела к созданию действительно уникального стиля игры. Последнему были присущи как стремительные и организованные контратаки, так и отточенные маневры без мяча, что очень напоминало тотальный футбол сборной Нидерландов Ринуса Михелса.


– Футбол стал системой из 22 элементов – противостоянием двух подсистем по 11 элементов каждая. Перемещения ограничены площадью поля и правилами игры, – писал в 2011 году Джонатан Уилсон в своем материале для Guardian. – Если две подсистемы будут равны, игра завершится вничью. Если кто-то окажется сильнее, он и победит. Нюанс, который Лобановский считал наиболее интересным и ключевым, заключался в том, что эффективность работы подсистемы всегда будет выше, нежели сумма эффективностей составляющих ее элементов. Это, по мнению тренера, означало, что футбол созрел для применения тех самых кибернетических находок, которые развивались в Политехническом институте. Успех, подытоживал киевлянин, зависит не столько от индивидуальностей, сколько от групп индивидуальностей и связей между этими группами.

Говард Уилкинсон, бывший наставник «Лидса», выразился проще. «Команды Лобановского были сродни баскетбольным, – сказал однажды он. – Их футболисты всегда работали синхронно и при этом отличались потрясающей функциональной готовностью». И, надо сказать, был в той функциональной мощи некий эстетизм…

Все в «Динамо» работало таким образом, чтобы исключить возникновение каких-либо болевых точек или прорех, которыми мог воспользоваться потенциальный противник. В новом учебно-тренировочном центре под Киевом появились бассейн – в основном для применения гидротерапии, современнейшее медицинское оборудование, операционный зал и барокамера, используемая для симуляции тренировок на большой высоте.


Затраченные усилия принесли свои плоды. Свидетельство тому – завоеванные «Динамо» при Лобановском 13 чемпионских титулов, два Кубка кубков и один Суперкубок УЕФА. Это был успех международного масштаба, и Европа оценила его.

Просматривая кадры хроники работы Лобановского в его молодые годы, невольно очаровываешься. Осанка, мимика, уверенные и точные манеры при инструктаже футболистов. Руки движутся так, словно он исполняет какую-то сложную пантомиму. По сути, он ведь был дирижером – не хватало только палочки.


Лобановский скончался в 2002 году, в возрасте 63 лет, но его влияние по-прежнему огромно. На похоронах тренера тогдашний Президент страны Леонид Кучма назвал его «одним из главных строителей независимой Украины».

В своей работе Лобановский опередил развитие игры и в этом контексте достиг безусловного успеха. Он не просто завоевывал кубки и медали – он оставил в футболе свою метку, свой след. Он изменил футбол.

Как верно заметил один из персонажей известного сериала Westworld, мы живы до тех пор, пока жив последний человек, помнящий нас.


Лобановского и его наследие забудут нескоро.

Перевод и адаптация – Константин ПАТКЕВИЧ, «Футбольный клуб»


*****

ПОСЛЕСЛОВИЕ. Последний международный успех Валерия Лобановского датирован прошлым веком, а самого тренера нет с нами уже без малого 17 лет. Однако зарубежные футбольные эксперты продолжают чтить украинского специалиста, отдавая дань его достижениям, а авторитетнейшие наставники, давно причисленные к категории «элит», не стесняются признавать, что учились у нашего соотечественника.

Лобановский тем и уникален, что заставляет говорить о себе по сей день, хотя в его послужном списке не значатся сезоны работы в европейских топ-клубах, да и кубков чемпионов с золотыми богинями в нем тоже нет.


Однако в 2002-м УЕФА без колебаний начал финал своего главного клубного турнира с минуты молчания в память об ушедшем двумя днями ранее украинском тренере. Год спустя Лобановский посмертно был награжден Рубиновым орденом УЕФА «За заслуги», а совсем недавно, в 2016-м, официальный сайт Европейского футбольного союза включил киевлянина в топ-десятку «легендарных тренеров эры УЕФА». Заметьте, в этой представительной компании, в которой не нашлось места даже Карло Анчелотти с Марчелло Липпи, Лобановский – единственный, кто проложил дорогу наверх без, казалось бы, обязательной победы в Лиге чемпионов.


В 2011-м Джон Уилсон посвятил Мэтру показательный материал, подчеркнув, что одной только победой «Динамо» в финале Кубка кубков-1986 Лобановский утер нос всем своим идеологическим противникам. В тексте от 2015-го тот же легендарный матч против «Атлетико» подробно разобрал Блэйр Ньюман, сравнивший второй гол киевлян со знаменитой бразильской комбинацией в финале ЧМ-1970, завершившейся «гвоздем» от Карлоса Альберто. Наконец Эндрю Флинт в опубликованной тогда же статье настаивает, что последствия трудов Лобановского ощущаются даже сейчас, а его методы по-прежнему работают, несмотря на то, что футбольный мир с его беспорядочной миграцией игроков за последние годы круто изменился.


Новаторский подход, вера сложившимся принципам, высочайший интеллект, настойчивость и целеустремленность позволили Лобановскому изменить футбол. Сначала в национальном, а потом и в мировом масштабе. И вся его жизнь в футболе была движением вперед. Именно поэтому об украинском феномене продолжают писать, а из плодов его работы – извлекать уроки.