9 червня 2017 10:46

Брат Евгения Шахова: "Проходил просмотр у Лобановского, но потом потерялся в динамовской структуре"

Карьера этого футболиста начиналась стремительно, но потом, увы, не сложилась. Аренды, травмы и прочие причины помешали ему реализовать весь свой потенциал. Однако в свое время он выступал в Финляндии, поэтому накануне очередного поединка сборной Украины zbirna.com решила поговорить с ним. Со старшим сыном знаменитого в прошлом нападающего днепропетровского Днепра Евгения Шахова и старшим братом полузащитника национальной команды Евгения Шахова — Сергеем ШАХОВЫМ.


«Примером для Жени не был, но авторитетом его давил»


— Сергей, признайся, тяжело было в семье футболиста не стать футболистом?

— В общем-то да. В какой-то степени имя отца и на меня, и на Жеку давило. Папа с самого детства был моим кумиром и, по сути, моим тренером. Так что футбольная ответственность в нашей семье была раз в 10 выше, чем у обычных мальчишек. На самом деле это со стороны кому-то кажется, что легко, если у тебя отец футболист, и ты занимаешься футболом. Наоборот! Мы с Женей всегда хотели угодить в первую очередь ему. Он не заставлял, ничего такого не требовал, но мы сами не хотели его подводить и расстраивать.


— Ты старше брата на пять лет, а значит, игру папы еще застал?

— Я плохо помню, как он играл за Днепр. Да, мы ходили с мамой на стадион, но сам футбол в моей памяти почти не отложился. Вот его игру в Израиле уже запомнил.


— Женя мне рассказывал, что впервые захотел стать футболистом, когда ты пришел домой в новой форме, которую тебе выдали. Выходит, для него в большей степени примером был уже ты?

— Не то чтобы примером… Но авторитетом я его давил точно (улыбается). Сколько помню, всегда таскал его с собой по всем дворам, где бы ни играли. Вот он со взрослыми ребятами с детства и рос в футбольном плане, и это ему, считаю, помогло.


— Каким тебе брат запомнился, когда он был еще совсем маленьким?

— Характер у него был — огонь. Со старшими ребятами, как я уже сказал, все время играл, но никогда не любил уступать. Всегда расстраивался, а бывало, даже плакал. Характер ему потом и помог. Ты даже представить не можешь, что он пережил, когда играл за Днепр при Владимире Бессонове! Тогда отец был в тренерском штабе команды, разговоры всякие ходили, но Жека терпел и работал. Было очень обидно, но он — сильный парень.


— Ты его прилично гонял?

— Нет, такого не было. У нас в семье всегда было взаимное уважение.


— Самый памятный эпизод из футбольного детства Евгения Шахова назвать можешь?

— Мы до сих пор смеемся, когда вспоминаем, как он не любил опаздывать на тренировки. Приходил на них… за два часа до начала. Стадион был закрыт. Даже кафе еще не открывали, где можно было посидеть, подождать. В общем, он через забор перелезет и начинает жонглировать. Два часа!


— Получается, его нужно было как-то сдерживать?

— Не то слово! У нас телевизор дома нельзя было посмотреть — он смотрел все трансляции подряд. Знал всех израильских футболистов, даже из первой лиги (улыбается).


«Проходил просмотр у Валерия Лобановского»


— Получив футбольное образование в Израиле, ты сразу попал в Динамо?

— Да, причем на просмотр в первую команду к Валерию Лобановскому. Хорошо запомнил один момент, когда мне пожал руку Александр Филимонов — она вообще утонула в его ладони, настолько я маленьким и щупленьким еще был (улыбается). Помню, выдали сумку с формой, а она больше меня оказалась! Надо мной сразу взял шефство Сергей Коновалов, который начинал вместе с моим отцом в Днепре.


— Закрепиться в первой команде не смог?

— Не вышло. Я немного потренировался с основой, а потом меня отправили в Динамо-2. Дело было зимой 2002 года, а когда в мае не стало Лобановского, ситуация поменялась — обо мне в первой команде уже и не вспоминали. Так я и потерялся во всей этой динамовской структуре. А там еще как раз легендарный выпуск Павла Яковенко подошел, мой 1985 год, и шансов у меня было мало даже во второй команде.


— Потом пошли аренды?

— Надо было играть. Сначала поехал к Семену Альтману в Черноморец, затем был в Александрии, но не сложилось. Раньше все говорили: «Молодой, перспективный», — но в один момент я стал старым и никому не нужным (улыбается). Может, я просто не вписывался — привык играть в комбинационном ключе, но на профессиональном уровне в нашей стране такой стиль используют редко. Мне это не подходило. Бежать особо не можешь, а играть — особо никто не играет…


Заиграл уже в ЦСКА. Там прошел отличную школу у Юрия Максимова. Немецкий подход ко всему, хороший тренировочный процесс, постоянные квадраты — мне это было по душе. Как команда мы тогда хорошо развивались, росли в футбольном плане.


— А как тебя в Финляндию занесло?

— Мне сделали операцию. Врачи там что-то напутали. У меня камни из почек пошли, а они поставили другой диагноз и уложили меня на операционный стол. Порезали, словом, меня, и на время я выпал. Восстановился, впрочем, быстро — на ноги встал за полгода…


Через отца на меня вышел агент Денис Галушко, предложил поехать в Финляндию. Сначала я приехал в клуб высшей лиги — Оулу. Там потом еще Дима Бровкин играл, воспитанник Динамо. Впрочем, видимо, мои функциональные кондиции в том момент оставляли желать лучшего, все-таки полгода я тренировался без клуба, самостоятельно. В общем, меня отправили во вторую лигу. Сказали: «Надо помочь команде повыситься в классе». Там я два года и проиграл. Стал лидером, практически после каждого матча получал приз лучшему игроку, и меня позвали обратно в высшую лигу. В то время мне помогал уже другой агент — Валерий Решетнев, который долго играл в Финляндии. У нас была последняя игра, он приехал на матч с контрактом от Оулу, а я возьми да и порви как раз в этом поединке заднюю поверхность бедра…


В общем, так и не сложилось поиграть там на самом высоком уровне. Когда восстановился, меня звали обратно в низший дивизион, но предлагали зарплату 300 евро. В клубе настали сложные времена, и они сделали ставку на молодежь. В общем, я не согласился. Около года ждал какого-то варианта возвращения в футбол, но ничего хорошего так и не нашел. Понял, что все, пора заканчивать. Хватит мучить футбол. Такая вот у меня вышла карьера. У брата намного интереснее (улыбается).


«Даже на матче второй лиги Финляндии всегда полно агентов»


— К брату мы еще вернемся. Но после того как ты в общих чертах опишешь уровень финского чемпионата…

— Мне там больше всего запомнился менталитет — это совсем другой мир. В Израиле за семь лет я стал, по сути, своим в футбольном плане, а вот в Финляндии поначалу было сложнее. Потом привык, готов был остаться и даже жить там, но не сложилось. Там ведь футболисты из стран бывшего СССР и до 40 лет играли, как тот же Валерий Решетнев. Так что уровень, сам понимаешь, там был не очень высокий. Но при этом все было профессионально. Футбол в Финляндии хоть и не на третьем и даже не на четвертом месте по популярности, но если им занимаются, то занимаются серьезно.


— Поля — искусственные?

— Я был в шоке от самого количества полей! Там их точно больше, чем у нас, играй — не хочу. Не мог понять, зачем так много полей при такой численности населения. Причем натуральных газонов там тоже достаточно (качество — вообще супер!), все лето мы играли на зеленых полях, а весной и осенью приходилось переходить на синтетику.


— Говорят, там все боготворят английский футбол. Это правда?

— В некоторой степени — да. К нам часто приезжали в аренду молодые английские исполнители. Даже из Ливерпуля один парень был. Кто-то набирал форму после травмы, кто-то хотел на полгодика получить игровую практику. Конечно, британцы многое дали финскому футболу. Там на каждом матче было по 10 агентов — будь то первая или вторая лига. В Европе знали, что финны — трудолюбивые ребята, поэтому за ними всегда следили.


— За Евгением Шаховым сейчас тоже следят представители ведущих европейских клубов?

— Не знаю. Точнее, это секрет (улыбается). Брат сейчас на хорошем счету в Греции, поэтому неудивительно, что агенты ему звонят.


— Ты бы его поставил в основу на поединок с финнами?

— Спрашиваешь! Женя вырос в футболиста очень приличного уровня, хотя я, конечно, не тренер. Пускай Андрей Шевченко решает — за результат отвечает он.


— Сборная Финляндии нам, разумеется, по зубам…

— Тут двух мнений быть не может. Но нужен коллективный дух, надо, чтобы каждый работал на команду, а не на себя.


— Поедешь на игру?

— Пока думаю. Хотя, может, в самый последний момент и рвану. Будет интересно побывать в Финляндии спустя столько лет. Мне там нравилось. Климат немного сложный, но страна хорошая.


— Ты некоторое время работал агентом. Почему бросил это занятие?

— Понял, что это не мое (улыбается). Но от футбола не отошел. Начал изучать, скажем так, математический подход к этому виду спорта. Разработал аналитическую систему ПРОЭКСПЕРТ, которая пытается максимально точно вычислять самые предсказуемые ставки на футбольные матчи.


— Получается?

— Вроде бы да. У КОМАНДЫ1 пока выигрываю (улыбается).


Евгений ГРЕСЬ