13 травня 2017 10:09
1

Футбол другого измерения. Полтора десятилетия без Лобановского

Сегодня — 15 лет, как этот мир покинул Валерий Лобановский. Великий тренер, гениальный новатор. Человек, по которому сверяли часы многие специалисты в мире, пишет zbirna.com.


Свои часы в сборной Украины он последний раз сверил в Дортмунде 14 ноября 2001 года. Немцы сделали из нашей национальной команды в ответном матче плей-офф ЧМ-2002 отбивную (к 15-й минуте счет был уже 3:0, закончили 4:1), от бессилия хотелось по-волчьи выть…


Лобановский с непроницаемым лицом сидел на тренерской скамье Вестфаленштадиона. В одном из эпизодов телекартинка выхватила его, профессиональным жестом взглянувшего на часы. Потом этот кадр использовали для глумления над ФФУ, над пафосным лозунгом «Наша мета — 2002!», над украинским футболом в целом. Прилично досталось и Лобановскому.


А через шесть месяцев, 13 мая 2002 года, его не стало…


Наверное, его согласие на совмещение двух постов главного тренера — в Динамо и национальной команде — было ошибочным. Лобановский долго упирался. По каким точно мотивам, он нам уже не скажет. Но, возможно, чувствовал, что силы не бесконечны, что двойная нагрузка в его возрасте совершенно не нужна.


…Сборная Украины оставалась без главного тренера более трех месяцев. Йожеф Сабо, контракт которого с ФФУ истекал только в конце декабря 1999 года, написал заявление об отставке еще в ноябре. Через несколько дней после окончания кошмарного плей-офф Евро-2000 со Словенией.


Чтобы понять, какие мысли тогда циркулировали в головах людей, неравнодушных футболу, нужно попытаться мысленно вернуться в ноябрь 1999-го.


Вторая кряду попытка попасть в финальный турнир обрывается самым обидным образом. В 1997-м отыграться в Киеве с Хорватией помешал норвежский рефери Педерсен, спустя два года мы увидели шальной гол Ачимовича на выезде, два удаления, упущенную победу. А в Киеве — сумбурный футбол белым мячом на снежном поле и проклятый рикошет, когда казалось, что все уже в порядке. Грусть и печаль.


Честно говоря, идея поменять Сабо на Лобановского просто напрашивалась. Мы уже видели прецедент. В 1996-м Динамо не могло пройти Рапид в отборе ЛЧ, а после этого Ксамакс — в Кубке УЕФА. В 1997-м эта же команда практически в том же составе громила Барселону и в Киеве, и на ее поле и легко выходила из группы в четвертьфинал. Причем ничего не изменилось в составе. Поменялся только тренер — Лобановский вместо Сабо. И Динамо заиграло совсем иначе.


Магия великого тренера, который в 1999-м довел киевлян до полуфинала Лиги чемпионов (сейчас об этом можно только мечтать), где Динамо по стечению обстоятельств уступило Баварии (ведь было же такое!) в ту пору работала очень сильно. Сабо элементарно находился в его тени (хотя тоже имел свой колорит). Особенно, если учесть, что базовым клубом сборной было Динамо. Убираем из тренерских конспектов киевского клуба Белькевича, Хацкевича и Каладзе — и легким движением руки вместо столичного гранда ЧУ получаем национальную команду страны.


Решение напрашивалось само по себе. Лобановского — в сборную.


Его хотели пригласить еще в 1992-м, когда все только начиналось. Помешал действующий контракт в Персидском заливе. Его регулярно вспоминали, как только становилось плохо или когда приходило время очередных выборов тренера. В конце 1996-го он согласился вернуться в Киев — это уже была грандиозная дипломатическая победа, которую одержал Григорий Суркис. Особенно, если оглянуться на лето 1993-го.


Роль консультанта Лобановский до ноября 1999-го играл четко.


Но после Словении пришло время предъявлять козыри. У ФФУ был только один туз. И Валерий Пустовойтенко, который тогда возглавлял Федерацию, приложил немало усилий, чтобы Лобановский согласился войти в игру. Только в марте 2000-го.


Но это было не лучшее время для украинской сборной.


Это сейчас, уже имея под рукой уйму статистических данных, несложно понять, что Лобановский попал в эпоху перемен. Перемен кадровых. Именно тогда в Украине обнаружился дефицит свежей крови. Особенно — высокого качества. К нам в чемпионат поехали легионеры разных мастей, а в Динамо, из которого на Запад поехали топ-звезды вроде Шевченко, Лужного, Реброва, попытались решить проблему натурализацией Серебренникова, Яшкина и Кормильцева.


Лобановский, который всегда мыслил стратегически, понимал, во что ввязался — он пришел в национальную команду в начало эпохи смены поколений. Насколько быстро она пройдет — зависело не только от него, но и от футболистов.


В первом же матче — спарринге с Болгарией — в сборной дебютировали уже достаточно опытные Сергей Кормильцев и Игорь Костюк, а также молодые Анатолий Тимощук и Андрей Несмачный. В следующем поединке их примеру последовали Вячеслав Кернозенко, Андрей Воробей и Максим Левицкий, а в стартовой игре отбора ЧМ-2002 — Артем Яшкин. Всего за два года сфомировалась группа из 21 дебютанта. Это очень много.


Новый тренер явно критично оценивал имеющийся кадровый потенциал, но для качественной перестройки ему не хватило времени. И — везения. В первой официальной игре, на старте квалификации ЧМ-2002, Украина в Киеве обидно проиграла Польше — 1:3.


Валерий Лобановский совместил работу в Динамо с работой в национальной сборной Украины. Фото Николая БОЧКА


Валерий Лобановский совместил работу в Динамо с работой в национальной сборной Украины. Фото Николая БОЧКА


В двух следующих матчах — в Ереване и Осло — сборной Украины удалось подправить ситуацию, выжав две минимальные победы (3:2 и 1:0). Но 2001 год начался с того, что в Конче-Заспе был объявлен масштабный просмотр ближайшего резерва сборной Украины.


Состоялись пять спаррингов с различными клубами, после которых национальная команда в феврале сыграла товарищеский матч с Грузией, а потом еще и приняла участие в международном турнире на Кипре. Появлялись и исчезали футболисты, колода тасовалась практически в режиме 24/7.


Ни до того, ни после ничего подобного в биографии сборной Украины не было. Тогда, к слову, только-только приступил к работе президентом ФФУ Григорий Суркис, сменивший Пустовойтенко.


В 18-ти матчах, которые сыграла под руководством Лобановского сборная Украины на уровне национальных команд, были задействованы 45 футболистов (напоминаем — 21 дебютант). Это больше, чем у Сабо в 24-х официальных играх за четыре года (42), больше, чем потом у Олега Блохина в циклах ЧМ-2006 и Евро-2008 (29 матчей, 42 игрока).


Тренерский штаб был в постоянном поиске. Старые кадры уже не тянули, новые еще не успели набраться опыта, но постоянные вынужденные перестановки до добра не доводили. Из 45-ти футболистов, которые играли в сборной Украины у Лобановского, больше 50% матчей от 18-ти провели только девятеро (!) — Владислав Ващук (18), Андрей Воробей, Александр Головко (по 17), Анатолий Тимощук (16), Андрей Несмачный (15), Андрей Шевченко (14), Олег Лужный, Сергей Ребров (по 13), Геннадий Зубов (10). Трое в этом списке — Воробей, Тимощук, Несмачный — дебютанты.


Сложно даже представить, чего стоил тренерскому штабу сборной и ФФУ в целом тот отбор. Весь тот цикл ассоциируется с набором осечек, которые в конце концов удалось нивелировать двумя сентябрьскими матчами 2001 года — с Беларусью в Минске (2:0) и Арменией во Львове (3:0). Старожилы помнят, какой ценой дались нам эти победы. А следом за ней — еще и ничья в Хожуве с уже немотивированной Польшей (1:1).


Максимум, что мы могли вытянуть в том цикле, учитывая все факторы, это — стыковые матчи. Третий раз подряд. Но у Германии на счет путевки в финал ЧМ-2002, где она затем стала вице-чемпионом, были другие планы. Нам просто не повезло со жребием. В Киеве мы могли выиграть, но магия Оливера Кана, зверское выражение лица которого заставляло дрожать колени наших форвардов, сыграла свою роль (1:1).


А в Дортмунде случилась катастрофа. Которая стала одной из причин другой катастрофы — в Запорожье в мае 2002-го…


Андрей КУДЫРКО

Что правда, то правда. Это был футбол другого измерения в исполнении ДК.