28 жовтня 2016 14:49

Александр ЗИНЧЕНКО: "Главный и единственный минус - пока у меня недостаточно игровой практики"

«Чемпионат» навестил в Эйндховене Александра Зинченко и расспросил о голландской жизни, ПСВ и «Манчестер Сити».


«Эйндховен – компактный, будто нарисованный»

Александр Зинченко встречает меня на вокзале Эйндховена. Типичные Нидерланды – станция с открытыми турникетами, рядом — громадная велостоянка, на здании вокзала громадные зелёные часы, через дорогу от него – пара причудливых зданий. Эйндховен – город маленький, так что за два месяца здесь Александр уже освоился, нашёл любимые места.

– Здесь есть итальянская пиццерия, где ужинает половина ПСВ. И многие известные игроки ели там раньше – и Роналдо, и Мемфис Депай. Так что пойдём говорить туда.

Уже весь Эйндховен знаете?
– Да чего тут знать. Город компактный, будто нарисованный, за полчаса можно весь объехать. Здесь всё дышит
футболом, а это главное. В остальном я неприхотлив. Главное, чтобы были душ, кровать, полотенце. И здоровье. Даже мяч не обязательно – всё равно найду его.

– Языковой барьер чувствуете?
– Да не особо. В раздевалке общаюсь на английском, на бытовом уровне уже неплохо говорю на нём, понимаю, что говорят.

– Игровую приставку с собой в Эйндховен взяли?
– Сейчас без неё вообще никуда. Но пока в ПСВ никого не обыгрывал, как Стерлинга.

Подходим к пиццерии. Внутри – фотографии её владельца со многими игроками, пожившими в Эйндховене, развешанные футболки Боатенга из «Милана», сразу двух Траоре, несколько маек ПСВ. Снаружи за столиком сидит Анатолий Патук – помощник Юрия Гаврилова, курирующего дела Зинченко. На столе – паста, пицца, апельсиновый сок, чуть позже принесут чай. Здесь кроется одна из причин, почему Александр прямо сейчас нужен ПСВ. Режим не нарушает, все напитки в его рационе – чай, сок, минералка. Тщательно следит за своим питанием.

– Иваныч (Патук. – Прим. ред.) приехал ко мне в гости. До этого приезжала мама, показывал ей город. Так намного веселее. Они меня и психологически поддерживают, и на кухне помогают.

– Спится только ему хреново, потому что ни одного спора выиграть не может, – смеётся Патук.

– Не верь ему, на самом деле спится мне очень крепко. Не знаю, как Иванычу после приседаний и отжиманий, – отбивается Александр. У них налажена отличная «химия», ни минуты не проходит без какой-нибудь едкой шутки и задорного смеха Зинченко.

– В раздевалке ПСВ есть весёлые ребята, без них никуда. Но надо мной они не шутят, бутсы к потолку не подвешивают. Меня тут Иваныч и так разыгрывает.

«Играть по 15 минут – не то, чего я хочу»

– Нужно родиться с внутренним стержнем. Бывает, что кто-то начнёт со злости всё ломать в раздевалке, когда не получит места в составе. А он другой. Всю злость, негативную энергию проводит через себя, чуть позлится – и на следующий день отыгрывается уже на мяче, на тренировках. Всё надо начинать с себя, даже в негативе искать позитив.

Когда Патук это говорит, краем глаза кошусь на Зинченко. Заметно, что Александр пока слегка застенчив, ему некомфортно слушать, как его хвалят. Глаза направлены в пол, пальцы чуть нервно сжимают чайный пакетик… Когда к нему подходит официант, Зинченко меняется в лице – улыбается, задорно отвечает на его вопросы про Украину, сам спрашивает официанта, как долго он тут работает, сколько клиентов в день обслуживает.

Скромность Зинченко пропадает, когда разговор заходит о его делах в ПСВ, в голосе появляется уверенность, вызов. За день до нашей беседы ПСВ играл с роттердамской «Спартой», Филипп Коку бросил Зинченко в очень сложный матч на 15 минут, доверив ему место в центре поля. До того Александр провёл в голландском чемпионате чуть меньше часа – не самая благоприятная статистика, чтобы считать командировку в Эйндховен удачной. Спустя пару минут ПСВ додавил-таки дерзкую «Спарту», потом Александр перехватил неудачную передачу защитника «Спарты», разогнал быструю контратаку, и Стивен Бергвейн, ещё один джокер ПСВ (и потенциальный конкурент Зинченко за место в составе), не забил лишь чудом. По такой игре показалось, что 15 минут – крохи. Что Александр заслуживает больше.

– Мне здесь очень комфортно, хотя условия города для меня не так уж и важны, – говорит Зинченко уверенно. – Главный и единственный минус – пока у меня недостаточно игровой практики. Когда я буду получать больше времени на поле, буду чувствовать себя ещё лучше.

– Со «Спартой» Коку выпустил вас на 15 минут, и такое уже не в первый раз. Это давит?
– Не давит. Но это просто не то, чего я хочу. Есть здесь и объективные причины. Например, когда получил вызов в сборную Украины на матч с Исландией, четыре дня тренировался на уколах, сыграл, приехал сюда и дёрнул приводящую мышцу. То есть весь сентябрь лечился. Буквально перед самым отъездом в Ростов-на-Дону взяли на выезд – как переводчика. Сейчас главное, что здоровье уже не беспокоит, я готов играть. Но у тренерского штаба своё видение, они дают столько времени, сколько считают нужным.

ПСВ нынче играет по два матча в неделю, так что наутро после матчей Филипп Коку проводит короткую тренировку, а потом распускает команду на отдых. Зинченко уходит с тренировочного поля очень поздно, занимается дополнительно. После матча со «Спартой», например, он с Патуком решил устроить соревнование на точность.

– Мы сначала били на спор по перекладинам. А тут Иваныч смотался на рынок, накупил резинок, из резинок сделал мишени, развесил по девяткам. Мы били по этим мишеням – и я разок не попадаю, а Иваныч забивает раз, второй, третий. И говорит мне: «Ты хоть сними на видео, а то опять никто не поверит!».

– В наших спорах постоянно такой стимул — приседания, подтягивания, плавание. Что-то детское. Футбол – это игра, от которой надо кайфовать, даже от тренировок.

– Это ещё что. Когда мы были в Манчестере, Иваныч на спор бежал тест Купера. И пробежал. В 50 лет. Спорили на поход в ресторан, я до сих пор не расплатился.

«Говорили ему: забудь Евро и контракт с «Манчестер Сити»

Год назад Зинченко по-ребячески рассказывал в интервью, что его карьерная мечта – попасть в «Барселону» транзитом через «Арсенал». Идеальный план чуть-чуть повернулся не туда, но разве «Манчестер Сити» с тренером, построившим «Барселону», чем-то хуже?

– «Арсенал» и «Барса» – это же детская мечта, – не скрывает Зинченко. – Но я уже усвоил важный алгоритм. Сначала мечта, потом цель, потом задача, затем – исполнение задачи.

Алгоритм у Зинченко уже отскакивает от зубов. Когда Александр уходит оплачивать счёт, попутно болтая с официантом о его графике работы, Патук рассказывает, как перед стартом прошлого сезона перед Зинченко очертили круг серьёзных задач, чтобы он поднимался шаг за шагом. Выбиться в лидеры среди неприметного, серенького состава «Уфы». Настолько сильно заиграть в Премьер-Лиге, чтобы получить вызов в сборную Украины. Попасть на чемпионат Европы. Стать там важным игроком, а не массовкой. Сыграть так, чтобы начать следующий сезон в топ-клубе. Все эти задачи Александру Зинченко нужно было решить за сезон – у многих игроков, которых мы к 25 годам по привычке называем молодыми, от этого глаза вылезли бы на лоб.

Впрочем, половину задач Зинченко едва не завалил. Не по своей вине.

– Как сейчас помню: 29 апреля «Манчестер Сити» отправил первое предложение по Саше, 30-го – второе, на которое «Уфа» согласилась, а на следующий день Руслан Камболов сломал ему мизинец на ноге, – восстанавливает хронологию событий Патук. – Две недели в гипсе. Рычал на докторов, чтобы забыли про тренировки и игры, но перед матчем с «Амкаром» Саше делают два укола в палец, скотчем приматывают его к безымянному, делают накладку и выпускают на искусственную крошку, где два тайма его пытаются убить.

А утром Саша не чувствовал ногу – ни палец, ни стопу. Сказали ему: «Спартак» забудь – а «Спартак» было важно поставить на место, Сашу даже не хотели смотреть там, когда мы полгода шатались по дворам в Москве, – чемпионат Европы забудь, контракт с «Манчестер Сити» тоже.

Расстаться пришлось лишь с мечтой обидеть «Спартак» – пока «Уфа» выигрывала без самого Зинченко, Александр лежал в одинцовском госпитале, а доктор по три часа в день колдовал над его ногой. Он так и не долечился до конца, когда Михаил Фоменко, уже бывший тренер сборной Украины, позвонил ему, позвал на сбор и прислал билеты на самолёт. Пришлось лететь со шлёпанцем на ноге – мизинец всё ещё был распухшим, никакая обувь больше не налезала. В таком состоянии Зинченко забил в «товарняке» румынам самый «юный» гол в истории сборной, побил рекорд Андрея Шевченко, выгрыз путёвку на Евро, а потом получил контракт с «Сити».

«Он хочет играть с травмами, с переломами»

Садимся в машину и едем до стадиона «Филипс». Год назад пресс-атташе «Уфы» Сергей Тыртышный рассказывал, как Зинченко хотел водить машину, но не покупал её, предчувствуя скорый отъезд в Европу. В Эйндховене Александр водит сам.

– И водит, как бог! – говорит Патук. – За месяц очень сильно прогрессировал в вождении. Уже и новые диски себе купить успел.

«Филипс» здорово вписывается в архитектуру города – на фоне зданий причудливой формы ночью он выделяется яркой красно-белой подсветкой. Выходим, чтобы сфотографироваться. Зинченко позирует для нескольких кадров у ворот стадиона, но быстро замерзает: «Ох, свежо-то как… Давайте быстрее в машину!».

Уже на пути к вокзалу Зинченко подъезжает к светофору, видит стоящую слева машину, говорит: «Смотри, как надо доминировать!» – и берёт резкий старт на зелёный. «В нём ещё юношеский максимализм играет», – смеётся Патук. Это и в футбольном плане иногда проявляется.

– Он всегда хочет играть. С травмами, с переломами. В этом плане ПСВ поступает разумно, прежде всего думает о здоровье футболиста, чтобы не усугубить травмы, а потом уже о результате. Ему дали время, чтобы перезарядить пушку и полностью восстановиться – это разумно.

***

Сейчас Александр Зинченко старается пробиться в основу ПСВ, а не «Манчестер Сити», но его амбиции простираются очень далеко.

– «Манчестер Сити» в паре слов – это что?
– Империя футбола. То же самое, что здесь, только на уровень выше. Но пока задача – выгрызть место в составе ПСВ. Мне никто ничего не давал просто так.

На Фабрегаса, который был вашим кумиром, на Давида Сильву в нынешнем «Сити» смотрите
– Как на людей, у которых нужно брать всё лучшее, набираться опыта. Раньше я звал Иваныча съездить на матч, кого-нибудь посмотреть, сейчас такого уже нет.

Не было опасений ехать в «Сити», зная, что клуб любит раскидывать по арендам молодёжь?
– Ну так волков бояться – в лес не ходить.

Может, Зинченко и скромен, но внутри он переполнен амбициями. И готов воплощать их в реальность. Вы же знаете алгоритм: мечта – цель – задача – исполнение задачи.

Сергей Титов