15 липня 2016 16:55

Отец Зинченко: "В чемпионате Нидерландов, Италии или Германии Саше было бы легче приспособиться"

19-летний полузащитник, которого недавно пригласил английский «Манчестер Сити», в детстве, прыгая, доставал головой ветки — чтобы подрасти

После неудачного выступления сборной Украины на Евро-2016 интерес европейских топ-клубов к лидерам нашей команды заметно снизился. На фоне критики, обрушившейся на «желто-синих», эффектом разорвавшейся бомбы стала новость о том, что 19-летний Александр Зинченко, которого главный тренер национальной команды Михаил Фоменко неожиданно для многих взял на еврофорум, подписал пятилетний контракт с английским «Манчестер Сити».


Талантливый парень дебютировал в сборной Украины в октябре прошлого года, выйдя на замену в домашней игре с испанцами. А уже в мае 2016-го, поразив ворота румын в товарищеском матче, Зинченко побил рекорд Андрея Шевченко, став самым молодым автором гола в истории нашей национальной команды. Затем — Евро-2016, переезд в Англию…


Родился и вырос Александр Зинченко в Радомышле Житомирской области. Там же, в детской команде «Карпатия», белобрысый мальчишка делал свои первые шаги в футболе.


О том, как рос и воспитывался Саша, «ФАКТАМ» рассказали отец игрока Владимир Зинченко и его первый тренер Сергей Борецкий.



*На Евро-2016 Александр Зинченко был самым молодым в составе нашей команды (Фото с официального сайта УЕФА)


«У сына какая-то врожденная упертость: пока своего не добьется — не успокоится»

— Едва сын ходить научился, у него появился детский резиновый мячик, — вспоминает отец игрока Владимир Зинченко. — Да, у всех детей такие есть, только не каждому любимой игрушкой становятся. Дома мы с сыном постоянно играли в футбол: задергивали плотно шторы, чтобы смягчить удар мячом в оконное стекло, включали свет, я становился в ворота, а Саня лупил. И пока не забьет, не успокоится.


А первую игровую практику он получал уже во дворе. Мы на первом этаже жили, и я часто с балкона или в окно наблюдал за их детскими баталиями, отмечая для себя, что из Сашки может выйти толк. Быстрый, резкий, бегает хорошо. В восемь лет отвел его к своему давнему приятелю Сергею Борецкому, который набирал группу юных футболистов. В наше время левоногие игроки очень ценятся, а так сложилось, что в команде, которую набрал Борецкий, левшей было… восемь или девять, включая моего Сашку. Не знали, кого на правый фланг ставить. Поставили сына. Так он ворчал, что на левом ему лучше играется, однако в интересах команды терпел и слушал тренера.


Хотя, помню, после самой первой тренировки Саша возвращается, слезы в глазах, бурчит: «Больше не пойду туда. Я самый маленький в команде, и мне никто не дает пас». Я ему говорю: «А ты отбирай мяч и сам учись отдавать красивые пасы. Забить гол — это хорошо, но умение отдать классный пас, из которого сотворят гол, — еще ценнее». Прислушался, и с тех пор больше любит отдавать передачи, чем замыкать их. В детстве покупал ему дешевые пластиковые мячи, так он почти каждую неделю приносил с виноватым видом пробитую сферу и говорил: «Папа, этот мяч закончился — новый надо покупать». Шли за следующим…


— А в школе как сын учился?


— С этим ребенком у нас с женой не было почти никаких проблем. Однажды я спросил Сашку: «Сын, что нужно для хорошей жизни?» — «Деньги». — «А где их взять?» — «Нужна хорошая работа, папа». — «А как ее получить?» Сашка, недолго думая, выпалил: «Надо хорошо учиться». И к учебе относился ответственно, до четвертого класса красовался в школе на доске почета как круглый отличник.


Английский язык неплохо знает, да и, если вы заметили, дает довольно грамотные комментарии после матчей. Я сам очень люблю и читать, и энциклопедии полистать в поисках интересных фактов. Вот и Сашке эта тяга к знаниям передалась.


— Неужто не шалил, как все дети?


— Разве что окно у соседки однажды мячом разбил случайно (улыбается). А еще как-то пацанва во дворе разожгла костер и бросила туда банку из-под краски. Она оттуда выкатилась, а пятилетний Саша схватил раскаленную банку и снова бросил ее в костер! Ведь старшие же так делали, с них взял пример… Прибегает домой, рыдает, ладошки обожжены. А в целом проблем с ним не было.


— Характер у Зинченко-младшего ваш?


— У Саши какая-то врожденная упертость: пока своего не добьется — не успокоится. Я помягче буду, а сын готов землю грызть во имя цели.

Вот пример. Мой рост 168 сантиметров, у жены бывшей (родители футболиста в разводе. — Авт.) — 165, а Сашка почти до 175 дорос. А почему? Во время утренних пробежек команды тренер в «Монолите» заставлял его не только бежать, но еще периодически подпрыгивать и доставать головой ветки. Саша четко следовал всем рекомендациям. Подрос. Правда, сыну, на мой взгляд, слегка мышечной массы не хватает, а ведь в Англии играют жестко.


— Отыграв четыре года в своей первой команде «Карпатия», ваш сын оказался в ильичевском «Монолите». Тяжело ему дался переезд в 11 лет?


— Непросто. Я работал неподалеку, в Одессе, и периодически навещал сына. Однажды он попросил: «Пап, забери меня домой». Отвез в Радомышль. Переговорил по телефону с тренерами, пришли к пониманию, что оказаться в 11 лет в чужом городе — это стресс для ребенка и с ним много нужно разговаривать, как со взрослым, объя-снять, почему так надо. После возвращения говорю Саше: «Чтобы добиться цели, придется много вытерпеть. В том числе и разлуку с домом. Не будешь терпеть и пахать — выше чемпионата района и области никогда не поднимешься». Сашка походил, подумал, а через день: «Папа, отвези меня обратно в Ильичевск (нынешний Черноморск. — Авт.)».


Кстати, парень он коммуникабельный, легко вливается в коллектив. Но иногда мне даже страшно становилось от того, что Саша не выдержит такой стресс: сборная, Евро-2016, переход в «Манчестер Сити», внимание телевидения, прессы… Для парня, ко-торому только в декабре исполнится 20, это непростая ноша.


«Амурная» тема в нашем общении — табу"

— Футбол подразумевает дружбу с ребятами, а вот с девочками как у него складывались отношения?


— В Сашу все одноклассницы были влюблены, строили глазки. Я ему еще в детстве говорил, что жениться всегда успеет, важно чего-то сначала в жизни добиться. И сын пообещал мне, что пока не окрепнет, не станет на ноги, жениться не будет. Пока вроде держит слово.


— А тем временем девочки из Уфы создали в соцсетях уже несколько групп, посвященных их кумиру — вашему сыну…


— «Амурная» тема в нашем общении — табу. Саша ничего не рассказывает о своих отношениях с девушками, а на все вопросы отшучивается. И даже в «Твиттере» и «Инстаграме» не размещает фото с подружками, я ни разу не видел. Если и есть какая-то личная жизнь, то он ее тщательно скрывает.


— Переход Саши из «Шахтера», где он был капитаном команды 18-летних, с которой вышел в финал юношеской Лиги чемпионов, в стан аутсайдера чемпионата России — «Уфу» — ознаменовался скандалом. Представители донецкого клуба обижаются до сих пор. Случайно не вы повлияли на решение сына?


— Он сам все решал, без меня. Если честно, то и я поначалу был ошарашен, но его поступок оправдываю. Как было на самом деле? «Шахтер» предложил сыну пятилетний контракт с зарплатой, в зависимости от продвижения Саши, от 5 до 8 тысяч гривен.


Поговорили мы с сыном. Посоветовал ему: «Подумай о перспективах. Доберешься до „дубля“ горняков, а потом начнутся аренды — Луганск, Мариуполь… Сколько уже ребят талантливых так зачахло». Саша согласился, что болтаться по арендам — это не для него. Да и военные действия на Донбассе уже были в разгаре. И сын сделал свой выбор. Время показало, что Саша поступил правильно.


— К переходу сына в «Манчестер Сити» были готовы?


— О чем вы! Признаюсь, сильно удивился, ведь склонялся к тому, что Саша примет предложение немецкой «Боруссии» из Дортмунда. Мне кажется, в чемпионате Нидерландов, Италии или Германии ему было бы легче приспособиться. А в Англии матерые волки техничным невысоким футболистам не дают развернуться. Даст Бог, Саня приспособится…


— Популярность сына как-то сказывается на вас?


— Немного. Бывает, спрашивают: «Вы отец Саши Зинченко из сборной?» Иногда отшучиваюсь, что просто однофамилец. Телевидение как-то приезжало, а потом смотрю сюжет и плеваться хочется: выставили там Сашу как какое-то ничтожество, случайно попавшее в сборную. Слава Богу, сын делом доказывает свое отношение к футболу и главной команде страны.


— На Евро-2016 не ездили за сына поболеть?


— Желание-то было, а вот возможности… Это и с работой связано (с какой, Владимир Зинченко не признался, сказав лишь, что он офицер запаса. — Авт.), и с затратами. Не думайте, что у Саши в «Уфе» золотые горы были, там довольно скромные зарплаты. Так что общались с ним в основном посредством Интернета. Ну, а на его дебют в Киев приезжал, когда Украина с Испанией играли. Сашу за день до этого выдернули из расположения «молодежки» в главную команду страны. Звонит: «Я в Киеве», а молодежная команда в Черкассах тогда была. Спрашиваю: «Чего вдруг в Киеве?» Саша и рассказал, что Фоменко вызвал. Я чуть не упал. Думаю, наверное, на лавке посидит. Но его выпустили в конце матча.


— В гости в Англию не зовет пока?


— Пускай освоится, «пустит корни». Тогда и приеду. Кстати, Саша стал стремительно взрослеть, просто на глазах. И как футболист, и как человек. Ведет себя уже как взрослый мужик, даже интервью его смотрю по телевидению и поражаюсь, как взвешенно он выражает свои мысли.


— «Скажи мне, кто твой кумир, и я скажу, кто ты…»


— Намек понял. Саше с детства нравился Сеск Фабрегас из «Барселоны» и сборной Испании. Классный распасовщик. Сын тоже хочет достичь культуры паса не хуже, чем испанец.



*Первые шаги в футболе новичок «Манчестер Сити» делал под руководством своего отца (Фото из семейного альбома Владимира Зинченко)