22 червня 2016 16:11

ЕВРО-2016 в телевизоре: "французская школа" телетрансляции

Семен Случевский


С некоторых пор УЕФА — host broadcaster «Евро». В структуре организации появились продюсеры-профессионалы топ-уровня, которые набирают лучших режиссеров, операторов и других специалистов ТВ из разных стран. И главную роль играют французские креативщики.


Чемпионат континента по футболу — одно из самых значимых событий не только европейского спортивного ТВ, но и мирового. Впрочем, почему только спортивного?..

Ныне 15-е по счету первенство. Впервые за 56 лет в финальном турнире представлено рекордное количество национальных сборных — 24 из 54 стран — членов Европейского футбольного союза, УЕФА. В самом первом соревновании, проходившем также на футбольных полях Франции в 1960 году, за Кубок Анри Делоне, некогда генерального секретаря УЕФА, многие годы пробивавшего идею этого турнира, участвовало всего четыре соперника. Подобный лимит национальных дружин именно на финальную стадию соревнования выдерживался каждые четыре года вплоть до «Евро-1980». С того времени до 1992 года список таких счастливчиков удвоился. В чемпионатах континента с 1996 по 2012 год в гости к стране-хозяйке приезжало уже 16 сборных. Впрочем, здесь надо оговориться. Трижды — в 2000, в 2008 и в 2012 годах — словосочетание «страна-хозяйка» надо было писать во множественном числе, т. к. в упомянутых «Евро» в такой роли выступали не одна, а сразу две державы. На переломе столетий — Нидерланды и Бельгия, затем Австрия и Швейцария, а прошлый турнир (у нас все это помнят) принимали Украина и Польша.

Из-за того, что нынешнее первенство рекордное по количеству стран, допущенных к его финальному этапу, оно растянуто на целый месяц — с 10 июня по 10 июля. У нас будет время спокойно разобрать различные аспекты телепоказа, производства информационных, аналитических, развлекательных и других телепрограмм, посвященных этому значимому событию. Начнем с самого главного — с трансляций «Евро-2016».

Показ

Перед прежними чемпионатами континента Европейский футбольный союз проводил тендеры не только для определения страны — организатора турнира, но и телевизионной структуры, которой поручалось создавать яркую телекартинку. В качестве производителей телесигнала выступали известнейшие в спортивном ТВ национальные и транснациональные компании, такие как Sky Sport, Canal + Sport, даже американская структура ESPN — транслятор-монополист всех крупнейших мировых соревнований по американскому футболу, бейсболу, хоккею, баскетболу.

Но чем больше события большого спорта превращаются в самостоятельный серьезный бизнес-проект, тем четче УЕФА демонстрирует, что своими силами умеет и желает зарабатывать деньги для развития футбола на континенте. Первый шаг Европейский футбольный союз сделал несколько лет тому назад, когда отбросил стыдливую тогу общественной организации, из-за чего по законам большинства стран, в т. ч. и Швейцарии, где расположена его штаб-квартира, не занимался коммерческой деятельностью, а делегировал сей фронт работы своим «дочкам» или проверенным партнерам. С недавнего времени УЕФА самостоятельно реализует свои коммерческие и смежные права. Понятно, что ТВ здесь имеет доминирующее значение.

Но реализация коммерческих прав стала лишь первым шагом. Сейчас главная федерация футбола континента пошла еще дальше — взяла на себя продуцирование телекартинки «Евро», все креативные, продюсерские и технические вопросы. И это правильно. У нас мало кто знает, что показ соревнований подобного масштаба приносит деньги куда большие, чем весь комплекс туристических мероприятий, на что налегали наши организаторы «Евро-2012». А в УЕФА — в пример другим — умеют зарабатывать самостоятельно. Одна-единственная цифра: первый же матч сборной Украины на нынешнем чемпионате во Франции с действующим чемпионом мира Германией 12 июня собрал в отечественном эфире долю (share; т. е. процент аудитории, смотревшей телесобытие, относительно всей аудитории ТВ в данное время) 42 % всех телезрителей, почти половину.

К чему мы вспомнили «Евро-2012»? Тогда, точнее за пару лет до «родного» «Евро», редакция «Детектора медиа» (разумеется, под другой вывеской) буквально взывала к руководителям державы и национальной федерации, чтобы они убедили УЕФА подтянуть украинских режиссеров и операторов к трансляциям того чемпионата. Нас не услышали. Хотя украинские творцы-трансляторы, к примеру, продюсер спортивных показов на «1+1» Юрий Дзекунов, режиссеры Игорь Свиридов, Андрей Кириенко, Алексей Маркин, операторы Александр Мартынов, Олег Орлянкин, Александр Сульдин, их коллеги на каналах «Футбол 1» / «Футбол 2» Иван Гресько, Дмитрий Коротченко, на «Интере» — Сергей Долбилов и другие давно доказали свой профессионализм. Сейчас их приглашают на трансляции в другие страны, а они и тогда могли бы заработать немалые деньги для родного отечества.

Вернемся на нынешнее «Евро» во Франции. Как уже отмечалось, Европейский футбольный союз и есть host broadcaster. Это означает, что в его структуре появились продюсеры-профессионалы топ-уровня, которые набирают лучших режиссеров, операторов и других телевизионных специалистов из разных стран. Конечно, главную роль здесь играют французские креативщики. И вовсе не потому, что галлы — хозяева «Евро». Просто в спортивном трансляционном ТВ сформировалось несколько самостоятельных стилей показа. В частности, когда говорят «французская школа», то специалисты понимают, что главный упор будет сделан на крупные планы, на лица игроков, тренеров, фанов на трибунах, т. е. на повышение «волнительности» в душах телеболельщиков.

Несколько лет тому назад на «Стад де Франс» в Сен-Дени, главном стадионе «трехцветных», где будет проведен финальный матч «Евро», мне довелось наблюдать за работой главных трансляционных камер футбольного поединка. Так вот, «двойка», т. е. центральная укрупняющая камера, уже тогда имела мощнейший объектив — с 107-кратным увеличением. На нашем ТВ таких нет. А это означает, что с верхних ярусов центральной трибуны можно показывать крупным планом лицо любого игрока в дальнем конце поля, лицо любого болельщика на противоположной трибуне. Именно на это, на «французскую» манеру показа жалуются тренеры и футбольные аналитики, когда тактический рисунок игры показывается реже, чем красивые лица молодых болельщиц. Но это, повторяю, не вкусовщина, а четко продуманный бизнес. Массовому телезрителю, в отличие от футбольных специалистов, интереснее как раз такое.

Даже само начало показа каждого матча с вертолетов и дронов — издалека, с подъезда автобусов с футболистами к аренам, когда полицейский эскорт «рассекает» автомобильное движение еще далеко до арены, когда водители других машин уважительно пропускают кортеж с игроками — уже нагнетает ажиотаж. И такая деталь подтверждает, что во главе угла не только удачный творческий ход, но и элемент шоу. Это бизнес, что нынче является краеугольным камнем развития профессионального спорта.

А каковы особенности показа «Евро-2016» именно в украинском телеэфире — разберем в следующей публикации.