28 грудня 2016 11:55

Михаил ФОМЕНКО: "Перестал играть в футбол из-за сердца"

Тренер сборной Михаил Фоменко – об охоте, работе с сыном Саддама Хусейна и планах на Евро-2016


67-летний специалист, под руководством которого сборная Украины впервые успешно прошла квалификацию на чемпионат Европы, рассказал нам о том, как будет "раскладывать" Германию и почему среди его подопечных нет Тайсона.


— Футболисты сейчас отдыхают — кто на Мальдивах, кто в Нью-Йорке, кто в Барселоне... А как выглядел ваш отпуск перед продлением контракта с ФФУ?

— Переключился на домашние дела. Деревня, дом, кошки, собаки. Что-то надо было отвезти, что-то — привезти.


— Несколько недель после плей-офф со Словенией вы формально были безработным. Предложения от других команд в это время поступали?

— Это личное. О таком не говорят.


— Исполком ФФУ единогласно выступил за продление сотрудничества с вами. Но остался вопрос: почему лишь до конца Евро-2016?

— Ну, это ж вопрос не по адресу. С моей стороны по этому поводу никаких пожеланий не исходило: что есть — то есть.


— А лично у вас желание работать со сборной и после Евро-2016 имеется?

— Доживем — посмотрим.


— В борьбе за путевку на Евро вы провели 12 матчей. Какой из них отобрал больше всего нервов?

— Нервы... Если бы я только начинал как тренер, другое дело. А так — время помогает адаптироваться.


— Перерыв какого матча был самым сложным?

— Опять же, рабочие моменты — выносить на публику их не хотелось бы. Но все матчи были по-своему напряженными, потому что домашнее поражение от словаков на старте обязывало каждый следующий поединок выигрывать. Два года назад ребята на своей шкуре ощутили горечь поражения в плей-офф и в Словении уже не позволили себе недоделок, имевших место в Париже в 2013-м.


— Ваши ощущения после финального свистка в Мариборе?

— Как обычно. Дело сделали, задача — выполнена.


— Жеребьевкой финальной части довольны?

— Германия — чемпион мира. Северная Ирландия на подъеме, о чем говорит первое место в отборочной группе. А Польша обыгрывала немцев. Но другие группы не проще. Случайных команд тут нет.


— Украинским болельщикам было спокойно принимать в соперники поляков, даже с суперзабивным Левандовским, помня, как под вашим руководством сборная дважды обыграла их в 2013-м...

— За это время польская сборная выросла. Впрочем, и наша команда уже другая.


— Начинать с немцами кажется не самым удачным вариантом, ведь они традиционно мощно стартуют на крупных форумах. В 2010-м у них было 4:0 с Австралией, в 2014-м — 4:0 с Португалией. Зато во втором туре тех мундиалей, что очень обнадеживающе для поляков, Германия теряла очки — 0:1 с Сербией и 2:2 с Ганой...

— А что тут комментировать? Мы же не можем изменить календарь. Будем готовиться, "раскладывать" соперника, а потом выходить и выполнять задуманное. Посмотрим, что из этого получится.


— Вы заявили: задача — выиграть Евро-2016. Причем сказали это не 1 апреля, а 18 декабря.

— Конечно, это был юмор. Ваши коллеги шутили, и я им подыграл. Конкретная задача — выйти из группы.


— Наверняка вы анализировали сетку турнира. Со второго места в группе у нас высоки шансы попасть в 1/8 финала на Швейцарию. Кажется, подъемный для нас соперник.

— Я так далеко не заглядывал. Дай Бог — выйти из группы. А там будем говорить — что для нас лучше, а что хуже.


— Что нужно сделать Девичу, чтобы заслужить вызов в сборную Украины?

— А что ему нужно делать? Играть и забивать.


— Тогда та история 2013 года — когда он гулял свадьбу, а сборная играла в Черногории — забудется?

— А причем одно к другому?


— Кстати, а вы свою свадьбу помните?

— Это было в январе, в отпускную пору. Я играл за сумской "Спартак". Сколько мне тогда было? Всего 19 лет.


— Много гостей собралось?

— Достаточно. Вся команда, родственники.


— Сейчас у футболистов жены — сплошь модели. Ваша же по профессии — крановщица...

— Время другое было.


— Она присутствует на ваших матчах или, может, вы ей не разрешаете?

— Смотрит в основном по телевизору. Естественно, волнуется побольше обычных болельщиков, ведь ее супруг серьезно участвует в этом процессе. После

завершения ответной встречи со Словенией первой по телефону поздравила именно жена.


— Может, по такому случаю дома вас ждал торжественный ужин?

— Да нет, супруга просто приготовила то, что мне нравится — борщик, мясные дела...


— А сами что-то любите готовить?

— Нет-нет, я только покупаю и приношу.


— Недавно интернет облетело видео с полуфинала Олимпиады-1976 в Канаде между СССР и ГДР (1:2), в котором на поле выбежал представитель нашей диаспоры в вышиванке и с украинским флагом и принялся танцевать гопак. Вы ведь участвовали в той игре...

— На самом деле такие выбегания происходили и на других матчах в Северной Америке — ничего удивительного, ведь в те края эмигрировало много наших земляков. Помнится, когда еще шла подготовка к Играм, мы, три-четыре футболиста, даже побывали в гостях в одной семье из украинской диаспоры.


— И представители наблюдательных органов вам позволили?

— А мы что — кому-то говорили, что куда-то идем? Сделали это втихаря.


— Может, вам и остаться в Канаде предлагали?

— В Канаде — нет. Вот в Европе такие предложения поступали неоднократно. Понятно, что рассматривать их было бессмысленно: дома оставались наши семьи.


— Интересно, насколько пристально следите за боксом?

— Я не очень сильный болельщик бокса. Игровые виды — еще более-менее. Там можно кое-что и для футбола подсмотреть. А индивидуальные...


— То есть бой Кличко — Фьюри не смотрели?

— В общей сложности — один раунд, не больше. Поражение Владимира? Теперь будет стараться вернуться на свои позиции, а как же. Каждый ведь хочет уйти сильнейшим. Тем более — это в его характере.


— В начале 90-х вам довелось трудиться в Ираке. Что это для вас было больше — работа или экзотика?

— И то, и другое. Хорошее было время. Жаль, немного. Война началась, пришлось уезжать. Я был тренером топ-клуба страны, который курировал сын Саддама Хусейна. Поработал главным и в сборной Ирака, покуда не приехал Морозов, до того помогавший Васильичу (Лобановскому. — Авт.) на чемпионате мира. В основном в странах этого региона разгильдяйчики в плане дисциплины, в Ираке — нет. Там было много талантливых ребят. Так что от работы получал удовольствие.


— Тем не менее, насколько я слышал, группе своих иракских подопечных, в целях мотивации, вам пришлось пригрозить службой в армии.

— Не группе, всего лишь одному. Так он и пошел служить, да. Потом писал письма, извинялся. И спустя время вернулся, уже не позволяя себе прежних выходок, когда мог и на тренировку не прийти, и в игре по пять минут увиливать от замены.


— Как вам вспоминается общение с Удеем Хусейном?

— Как-то во время нашего разговора он спросил у переводчика: "Почему тренер говорит так мало, а вы — так много?". Тут переводчика перемкнуло, он даже вспотел. Но в итоге ситуация разрядилась.


— Писали, будто Удей Хусейн, курировавший спорт в Ираке, мог побить неугодного ему атлета дубинкой или опустить его в нечистоты. С вашими футболистами он себе такое позволял?

— Нет, это было до нас. Слышал, что у Удея были какие-то проблемы, но затем отец отправил его на учебу, по-моему, в Швейцарию, и оттуда он вернулся уже повзрослевшим.


— В этом году отмечалось 40-летие победы "Динамо" в Суперкубке-1975 над "Баварией". Вас и других игроков той команды принимал Петр Порошенко. Чем вам запомнились те матчи?

— Перед гостевой встречей у нас несколько человек были травмированы, плюс давило, особенно в Мюнхене, то, что в том году отмечалось 30-летие победы над Германией в войне. Дома было проще: сто тысяч своих болельщиков погнали вперед — и все дела.


— Один из ваших земляков из Малой Рыбицы рассказывал, что вы на тот аншлаговый матч с "Баварией" достали им пять билетов, а после игры отвезли их на своей машине отмечать победу, закусывали угрем... Сейчас рыбичане просят помочь с билетами на матчи сборной?

— Бывает, но редко.


— Кстати, как там рыбка клюет в Малой Рыбице?

— Переменчиво. Сегодня — хорошо, завтра — никак.


— Пару лет назад вы говорили нам, что и сами еще играете в футбол с друзьями в парке. Сейчас продолжаете?

— Нет, появились проблемки со здоровьем, надо сердечко приводить в порядок. Профилактикой занимаемся. Две недельки — под капельницами. Один препарат, другой, третий...


— Знаю, у вас есть еще одно лекарство — охота.

— Да, общение с природой, с приятелями помогает. Планируем выбраться и перед Новым годом.


— Как насчет трофеев?

— Знаете, я лично, сколько охочусь, если стреляю — то только чтобы напугать зверя, дабы он убежал. Конечно, аналогичных взглядов придерживаются не все мои партнеры по охоте.


— Вы всегда с теплотой вспоминали период работы в "Гурии", которую выводили в высшую лигу СССР. Сейчас она выступает в высшем дивизионе Грузии. Если бы спустя время вас туда снова позвали?


— (Улыбнувшись.) Зачем говорить о том, чего не будет?

— Ваша часто повторяемая в этом году фраза: "Коноплянка не успел на первую тренировку из Испании, потому что еще не обзавелся самолетом". Как думаете, обзаведется?

— У него спросите. Мы можем лишь гадать, а он — знает точно (смеется). Отмечу лишь, что в "Севилье" он разнообразил свою игру. Никогда не надо останавливаться на достигнутом — а он как раз движется вперед.


— Вы даже доверили ему капитанскую повязку в сборной...

— Тогда были травмированы наши капитаны, а Женя — такой парень, что может повести за собой.


— Если бы ваше "Динамо" 1993 года, обыгрывавшее "Барселону" 3:1, сыграло с нынешней сборной Украины, кто бы победил?

— Вы же знаете, я в этих играх — если бы да кабы — не участвую. Это ж надо их свести. И та команда была сильнейшей в каком-то смысле, и эта.


— Кого бы из 1993-го взяли в сборную-2015?

— Ну, человек пятнадцать.


— В Украине сейчас многие посты занимают чиновники из Грузии. А к футбольной натурализации как относитесь?


— Положительно.

— Данило Силва, Тайсон, Мораес... Будь они украинцами, они были бы вам интересны как тренеру сборной?

— А почему нет?


— За чем тогда заминка?

— Ну а от кого должна исходить инициатива? Нам хотеть не вредно. Но если они захотят, то они должны об этом сказать.


— Так ведь говорили уже не раз...

— А дальше? Надо же гражданство менять, паспорт Украины получать.


— Если не секрет, на какой машине ездите?

— "Ауди". У меня уже четвертая или пятая машина этой марки. Проходит 4—5 лет, сдаешь авто салону, доплачиваешь и получаешь новое.


— С нашей новой полицией уже приходилось сталкиваться?

— С новой еще нет. А с гаишниками — кому ж не приходилось. Доводилось и штрафы платить, но в основном меня узнавали и отпускали.


— Киношную фразу "Привет вам от Михал Иваныча!" любите?

— Это ж такое дело. Нам надо быть поскромнее. Хотя фильм "Бриллиантовая рука", не скрою, мне нравится.