Александр Бабич: "Огорчу экспертов: вылетать мы не планируем..."
Исполняющий обязанности наставника «Черноморца» подвел итоги своего первого самостоятельного опыта в качестве главного тренера команды премьер-лиги.
ИГРАЙ МЫ ДОМА, ВСЕ МОГЛО БЫ БЫТЬ ИНАЧЕ
- Думали будет хуже или реальность оправдала ваши ожидания?
- Мы с коллегами изначально понимали, что нам предстоит решить нелегкую задачу: уж больно молодая команда оказалась в нашем распоряжении. Но опыт этого полугода запомнится мне на всю жизнь.
Хороших моментов было немало, еще больше оказалось тех, которые нужно проанализировать и подкорректировать, чтобы они не повторялись в дальнейшем. Не могу назвать это грубыми ошибками, скорее - недочетами, которые следует учесть. Самое главное - то, что за этот период ребята, с которыми я работал, поверили в себя и услышали то, что от них требовалось. Были матчи, когда наша молодежь играла организованно в обороне и раскрепощенно в атаке. Хотя получалось, конечно же, далеко не все.
- После первого матча с «Ильичевцем» вы сказали, что у вас нет волшебной палочки. Что думаете делать без нее в дальнейшем?
- Мы не хотим отходить от избранного направления. Игру в обороне мы более-менее организовали, теперь хотим поработать над атакой и, конечно, пригласить одного-двух качественных исполнителей. Прежде всего, найти игрока, который будет мозгом команды - атакующего полузащитника, способного вести игру: в зависимости от ситуации ускорить атаку или же перейти в позиционное нападение...
- То, что этой весной вы, по сути, не играли на своем поле, сказалось на результатах команды?
- Не сомневаюсь, что сказалось. Вы же знаете болельщиков «Черноморца»: они неугомонно и непрерывно гонят команду вперед. Что, конечно, дало бы дополнительную мотивацию молодым футболистам, открыло бы в них дополнительные резервы. Я не ищу оправданий, но из-за постоянных разъездов мы попросту лишились возможности нормально восстанавливаться после матчей. Игроки и тренеры некоторых команд жаловались в интервью на то, что они по часу летают на самолетах, а мы ездили по семь часов в автобусах - на игру и обратно. Выводить игроков из состояния хронической усталости приходилось за время недельного цикла, но молодой организм по природе весьма специфичен: к нему нужно прислушиваться, подбирать ключики к каждому игроку. Конечно же, играй мы дома, все было бы иначе. И в моральном плане, и в физическом…
- Зимой вы говорили, что хотели бы играть в страстный и организованный футбол. Так чего же оказалось больше - страсти или организации?
- Наверное, все же - организации, хотя были матчи, в которых нам приходилось успокаивать и сдерживать эмоциональных подопечных. Но в целом, акцент был сделан на дисциплину: за счет индивидуальных действий решать вопросы было достаточно тяжело: обыгрывать один в один и делать голы из ничего не позволял класс наших футболистов. Так что мы резонно сделали ставку на групповые взаимодействия.
ТЕ, КОГО КИНУЛИ ПОД ТАНКИ, ВЫПОЛЗЛИ ЖИВЫМИ
- Ахиллесова пята сегодняшнего «Черноморца» - полное отсутствие голов с игры. За весь второй круг в вашем активе - один автогол и мяч, забитый с пенальти… Так все же, что хромает в первую очередь - создание голевых моментов или же их реализация?
- Отчасти и то, и другое. Но в большей степени - все же реализация. Ведь голевые возможности, пусть и немного, но появлялись у нас, наверное, в каждой игре. В том же стартовом матче с «Ильичевцем» Балашов выходил тет-а-тет с вратарем, а в игре против «Металлиста» был момент у Толи Диденко. До сих пор встает перед глазами возможность, которую упустил во встрече с «Динамо» Данченко, он же мог забивать донецкому «Металлургу», а Гречишкин не реализовал выход один на один в матче с «Днепром»… В общем, говоря о реализации, мы, конечно же, возвращаемся к классу футболистов. Если игрок из двух моментов решает один, это - большой мастер. Наши молодые ребята не попадали в ворота даже в тех ситуациях, когда мячу деваться было некуда. Что ни удар, то мимо или выше…
- Кого из игроков вы бы назвали открытием второго круга?
- Я бы не хотел выделять кого-то конкретно, но есть группа ребят в лице Филимонова, Данченко, Петько, Кабаева, ближе к концу чемпионата - Яворского и Мурашова, которые заслужили доверие тренеров. Скорее всего, именно эти люди сформируют костяк, вокруг которого мы будем строить команду в следующем сезоне. В минувшем чемпионате их, образно говоря, кинули под танки, но, по большому счету, они выдержали это испытание за счет характера и раскрывающей их лучшие качества организации нашей игры. Хотя получалось, конечно, нелегко и далеко не сразу. Тем не менее, игроки относились к происходящему сознательно: регулярно собирались без тренеров - обсуждали ситуацию, подстегивая друг друга…
- Логическое следствие отсутствия голов - нулевой показатель в весеннем реестре побед. Такие вещи сильно бьют по психологии?
- Есть такая ситуация. При этом перед каждой игрой мы просим ребят не задумываться о том, что они не могут забить или выиграть. Объективно говоря, были матчи с соперниками нашей весовой категории, в которых мы больше заслуживали побед, но что-то не срасталось. Помню, после ничейных игр с «Ильичевцем» или «Волынью» наши подопечные были расстроены. Мы объясняли, что это очень неплохие команды, но им хотелось большего. Мы, вообще, стараемся привить им мысль о постоянной игре не на удержание, а на победу, так что выиграть, конечно же, очень хочется. И не просто выиграть, а сделать это в официальной игре. Уверен, это раскрепостит ребят, и они поверят в себя еще больше.
- Что скажете о совершенных кадровых приобретениях: насколько они себя оправдали?
- Зимой я впервые столкнулся с комплектованием команды премьер-лиги, но исходя из этого полугода, могу сказать, что претензий к новичкам у нас в основном нет. Кто, как мог, так и работал. Вместе с тем, в будущем, как я уже говорил, хотелось бы привлекать качественных футболистов: тех, кто будет не просто слушать, но и слышать то, о чем просит главный тренер. Хотя, подчеркиваю, вне зависимости от обстоятельств я давал шанс каждому.
СПАСИБО БАЛАШОВУ ЗА НОВЫЙ ОПЫТ
- Как вы нашли грузина Георги Гадрани и серба Йована Крнету?
- Вариант с Крнетой возник еще перед Новым годом. Мы просмотрели несколько его игр плюс подняли запись матча Лиги Европы «Черноморец» - «Црвена Звезда» и решили, что Йован вполне может закрыть проблемную для нас позицию центрального защитника, а кроме того, при необходимости сместиться направо. Руководство способствовало его приезду на просмотр, а уже в Турции мы пообщались с самим футболистом, понаблюдали за тем, как он воспринимает нашу игровую философию, после чего и было принято решение подписать с сербом личный контракт.
А вот Гадрани присоединился к нам в последний момент. На сборах мы поняли, что для глубины состава команде необходим еще один центрбек. Директор клуба Сергей Керницкий сам предложил вариант просмотра грузинского защитника. В Гадрани нас подкупило то, что он молод и имеет хорошие физические данные для игрока своего амплуа. Тем не менее, необходимо понимать, что оба футболиста ранее не играли в украинской премьер-лиге, а значит им нужно было время на адаптацию и понимание местного менталитета.
- Что предпочитает в качестве инструмента воспитания ваша молодежь - кнут или пряник?
- Это зависит от конкретного игрока. Нельзя жестко закрутить гайки во всей команде или же всех массово погладить. К каждому необходим единственно правильный подход, но так как я с этими парнями работаю уже второй год, то примерно представляю, о чем с ними говорить на теории и в индивидуальном порядке.
- Вы можете прокомментировать ситуацию с Виталием Балашовым, который не в первый раз покинул «Черноморец» при довольно туманных обстоятельствах?
- За деталями лучше обратиться к руководству клуба. Моя позиция проста - я благодарен Виталику за проделанную им работу и за опыт, который я приобрел, сотрудничая с таким футболистом. Я никогда не сомневался в его таланте, но считаю, что в его возрасте нельзя вести себя как 17-летний ребенок. Нужно включать характер, работать и доказывать обоснованность своего места в стартовом составе. А главное - честно относиться к себе и к футболу.
- Можно ли говорить, что причиной разрыва его контракта с клубом стала ситуация не футбольного характера?
- Нет, ситуация как раз была совершенно футбольная. В коллективе незаменимых нет. И если кто-то думает, что он - основной и неприкасаемый игрок, которому гарантировано место в составе, за которое можно даже не биться, это огромная ошибка.
- Вот, что вы сказали о Балашове в январе: «Виталий - состоявшийся мужчина, который готов отвечать за свои поступки». Теперь можно признать, что вас захлестнули иллюзии?
- Наверное, я выдавал желаемое за действительное. Теперь стану опытнее, а, значит, и умнее.
ПОРАБОТАЕМ НАД ПСИХОЛОГИЕЙ ВРАТАРЕЙ
- Возглавив черноморскую молодежь, вы подчеркнули, что хотели иметь по дядьке в каждой линии. Этот план реализовался?
- В обороне я очень рассчитывал на Пашу Кутаса, но в конце сборов он получил травму, некоторое время восстанавливался, после чего снова столкнулся с проблемами со здоровьем, помешавшим ему реализовать себя в полной мере. Толик Диденко отработал на все сто процентов и даже больше. Мы много работали в защите, и он полностью отдавался на поле, после чего его, может быть, где-то не хватало в фазе завершения атак. Тем не менее, Паша и Толик - игроки, которые отработали без претензий. В середине поля по-настоящему опытного игрока у нас не было. Группа молодых игроков в лице Филимонова, Гречишкина, Кабаева, Смирнова, Калитова не имела достаточной игровой практики на таком солидном уровне. Так что в полузащите дядьки нам как раз и не хватило.
- Вы ведь очень рассчитывали на Гречишкина. Эти надежды оправдались?
- Я ожидал от Димы немного большего. Он выдает хороший рабочий объем, но, по своей игровой сути, Гречишкин - больше подыгрывающий футболист, которого нужно немного ограничивать в действиях, а иначе он распыляется и, как следствие, растворяется на поле. Впрочем, в целом, я нашим сотрудничеством доволен, и жаль, что у Димы завершился срок аренды в «Черноморце». Теперь перед нами стоит задача взять на его место игрока не менее высокого уровня.
- Что скажете об игре вратарей? Показалось, что и Евгений Паст, и Юрий Мартыщук не избежали голевых ошибок…
- Вратарские промахи запоминаются надолго: они более выпуклы, чем ошибки других игроков, потому что моментально сказываются на результате. На зимних сборах я увидел, что у нас есть два совершенно равноценных вратаря, что стало для меня приятной, но большой головной болью. Иногда я выбирал вратаря под соперника, но, в целом, мы не хотели «передергивать» голкиперов, давая им шанс даже после неудачных матчей. Но если, к примеру, случалась повторная ошибка, мы давали игроку паузу, чтобы он восстановился - прежде всего, морально. Вратари сильно переживают промахи и укоряют себя. Так что нам предстоит серьезно поработать над их психологией.
- Вы - сторонник тщательного изучения каждого соперника. Насколько ваши подопечные на практике готовы выполнять те заготовки, которые вы с помощниками разрабатываете на теории?
- Мы и вправду скрупулезно готовимся к каждому сопернику, но эта информация больше нужна мне, чем игрокам. Футболистам мы предлагаем нарезки по каждому игроку и их взаимодействиям, которые занимают 20-25 минут. Эти ролики показывают, какие зоны нужно закрывать, как и кого страховать, куда смещаться... В принципе, ребята понимают все наши задумки и реализовывают их. Шарахаться из стороны в сторону нам не хочется - требования примерно одинаковые. Играя против лидеров нашего чемпионата, мы стараемся, прежде всего, не дать сыграть сопернику, а потом уже пытаемся навязать свою игру. Само собой, есть заготовки и в атаке, но они пока что работают очень редко.
ПРИСТАВКА «И. О.» МЕНЯ НЕ НАПРЯГАЕТ
- Какой из матчей по качеству игры понравился вам больше остальных?
- Выделю встречи с «Динамо» и с донецким «Металлургом» в Киеве. Против будущих чемпионов мы сыграли организованно и неплохо переходили от обороны к атаке. А с «Металлургом» - командой, которая всегда борется за еврокубки, мы и вовсе действовали уверенно и надежно. Большую часть матча я видел в глазах ребят не всегда достающую им уверенность в своих силах.
- Некоторые специалисты и авторитетные комментаторы считают, что если ничего не изменится в следующем сезоне, «Черноморец» - главный кандидат на вылет…
- Я всегда готов выслушивать критику, когда она оправданна и конструктивна. Но сейчас могу огорчить специалистов: мы обязательно будем зарабатывать очки. Я внимательно слушаю, что говорят эксперты, однако они и этой зимой считали, что мы будем пропускать по 5-6 голов за матч…
- Есть человек из мира футбола, которому вы можете позвонить в любое время и спросить совета?
- Среди моих близких - это, конечно, брат. А из числа специалистов - Сергей Ковалец. С главным тренером молодежки, где у нас играет несколько игроков, мы созваниваемся примерно раз в два тура.
- Задолженности по итогам сезона перед командой сохраняются?
- Нет. Мы с руководителями изначально договорились, что условия окажутся не шикарными, но стабильными, а выполняться будут регулярно. Ну а разница в одну-две недели по сегодняшним временам - не срок.
- Где вы планируете проводить сборы?
- На клубной базе в Совиньоне, где у нас есть все условия для работы. Уже ищем достойных спарринг-партнеров, с некоторыми из них хотим сыграть на нашем Центральном стадионе.
- Что должно случиться, чтобы вы стали полноправным главным тренером клуба?
- Прежде всего, получить «Pro»-диплом УЕФА. В марте, в связи с ситуацией в стране, группа для нового этапа лицензирования сформирована не была. И теперь повышение квалификации состоится только в августе. Всему свое время, лично меня приставка «и. о.» особо не напрягает. Главное, чтобы был результат.
Михаил СПИВАКОВСКИЙ, Спорт-Экспресс в Украине