Ракурс. Письмо донецкому другу
Когда поёт далекий друг,
Теплей и радостней становится вокруг,
И сокращаются большие расстоянья,
Когда поёт хороший друг.
Извини, друг Руслан*! Читать чужие письма, конечно, неприлично. Но я ведь не через плечо Франкова подсмотрел адресованное ему твое «Письмо киевскому другу». Оно, открытое, напечатано главредом Артемом в журнале «Футбол» и теперь обречено войти в историю футбольной журналистики Украины как артефакт публичного действа.
Руслан, небеса свидетели искренности моих слов, что возвышенное и одновременно многозначное слово «артефакт» я бы в жизни не употребил в тексте, который будут читать футбольные люди, вообще оно близко к понятию «явление» типа «явился нам Руслан Мармазов». В искусстве – другой оттенок: «претендент на звание художественного произведения» (без иронии). А в магии – вообще «предмет, обладающий необычными, сверхъестественными свойствами».
Но опять виноват ты сам. Ибо кто тебя просил в футбольном журнале в качестве эпиграфа выставлять строки из Бродского. Нет, не того, кто лучший друг украинских баскетболистов, а того, кто Поэт, и Поэт утонченный, загадочный, сложный, а оттого и малочитаемый. Зато лауреат Нобелевской премии. Такой эпиграф не всякий лох нарисует.
У меня эпиграф к письму тебе проще, зато теплее – из старой и очень доброй песни Марка Бернеса, посвященной Иву Монтану. Того самого мудрого и любимого нашими бабушками и дедушками Бернеса, что навсегда оставил нам песни не только про «Рыбачку Соню с Костей-моряком» и «Журавлей», но и потрясающе задушевную «Спят курганы темные».
Ты ведь знаешь, ту самую песню, название которой ты, Руслан, в легкую переиначил на «Вышел в степь донецкую...» Ведь это всего лишь строчка из середины песни. Но, как любит говорить в подобных случаях Мирон Богданович Маркевич: «То таке…»
Франков поставил эту твою статью в номер, но не комментировал. Поставил под рубрикой «Судейство. Мнение». Рядом, под той же рубрикой статья Андрея Шахова «Кто виноват?» (такое заглавие в оригинале). Вадимыч до сих пор тебе не ответил, а ответит, я не знаю, это его дело. Подозреваю, что нет, и в том его коварство, но об этом ниже. Пока отвечаю я, и отвечаю именно за себя.
Так вот, как главный редактор Артем поступил грамотно и корректно – предоставил возможность изложить свои точки зрения обоим оппонентам. Впрочем, и он сам не ограничился ролью модератора в своеобразном как для журнала ток-шоу. В своей редакционке, да в других статьях, что его, что остальных авторов и в этом, и в предыдущем номере журнала, касаясь матча «Шахтер» – «Динамо», далеко не все бочки катились на арбитра Швецова.
Я сам в «Футболе» не писал о донецком поединке. При всей своей занятости ты, тешу себя надеждой, знаешь: я все больше по другим темам публикуюсь, которые знаю не понаслышке, а изнутри. Ну, там про футбольный телевизор, да другие СМИ, про футбол России. Кстати, плиз, передай мой респект Луческу, его комментарий про нынешние дела в «Анжи», сколь короткий, столь и точный – и пищу дает задуматься и о наших делах бренных…
Но если тебя интересует моя позиция, она простая и внятная: «Шахтер» выиграл у «Динамо» по делу. Не собираюсь унижать «своих», но и без Мхитаряна с Ферной, «твои» были и индивидуально сильнее, быстрее, интереснее, и в коллективных действиях. Луческу, когда игра покатилась не по его сценарию, сломал ее сюжет в свою пользу, а Блохин – нет. Не знал, как это реализовать? Футболисты не справились? Сейчас не важно. Да и коллеги уже это разжевали «мягким танком». Сейчас можно лишь углублять поиски сугубо игровых причин, но нет места, да и нужно ли?
Однако и все, что ими написано по арбитражу и последующих за ним «кругах на воде»: от проведенного на днях пресс-клуба до действий ФФУ также изложено обстоятельно, корректно и доказательно. Я не обо всех, а только о не чужом нам с тобой «Футболе», но ты и сам все знаешь.
Чтобы не быть голословным, «коротенько» вспомню лишь два момента: по эпизоду «Луис Адриано – Валеев» в матче «Шахтера» с «Черноморцем» Коллина объяснил дисциплинарное ненаказание бразильца таким образом, что, слушая его, опять невольно вспоминаешь вещие слова Владимира Ильича: «По форме – правильно, а, по сути – издевательство».
Или, когда я вроде нейтрально спросил Пьерлуиджи: «А нужны ли эти ДОПАРБИТРЫ за воротами? Историческая аналогия ведь напрашивается сама собой: Годулян на «Донбасс Арене» находился в той самой точке, что и венгерский ассистент Виктора Кашшаи в поединке Украины с англичанами Иштван Вад. Тот «не заметил» чистого гола Девича, а одессит – пинания Эдуардо ногами лежащего на земле Коваля», Коллина в ответ выдал «страшную тайну»: Годулян все видел и по рации предложил Швецову засветить перед хорвато-бразильцем горчичник. Но главный арбитр принял иное решение. И он в своем праве, – закрыл тему итальянец.
Ну, и как начальство среагирует на «знание своих прав»? Ответ Пьерлуиджи мне был знаком наперед без заглядывания в список назначений на очередной 5-й тур – Швецова там нет. Другой вопрос, он «отдыхает» в качестве наказания, или просто заработал на паузу?..
Вообще, я какой-то «неправильный» киевский футбольный журналюга. В отличие от многих здешних – нет, не фанов, а коллег – не ненавижу «оранжево-черных». Болею за твоих в международных матчах, это понятно. Но, когда они сами, без любой помощи дожимают достойных соперников внутри страны, ну, таких – вообще два-три наберется, мне симпатична красота их игры. Повторюсь, когда сами это делают, хотя, честно, помощь им и не нужна. Сам, понимаешь, этот текст никак не касается поединков с «Динамо», и не коснется.
«Шахтер» в советском футболе для меня был бойцом №1 еще со времен Ошенкова, Салькова и Ананченко. Пусть чаще середняком, но все равно бойцом №1. А сколько сил придали «Динамо» твои земляки: от друга моего покойного отца Шиловского, от Виктора Фомина, Хмеля, Трошкина и Конькова – до Реброва, напоминать даже неприлично.
Отдельно в моей памяти многократное общение с Виктором Прокопенко. В давние 1990-е, работая, в покойном «Футбольном обозрении», я любил командировки в Волгоград, в его (!) «Ротор». Конечно, и ночные вылазки на Волгу были, и другое, но главное – ОБЩЕНИЕ с этим веселым, умным, СОЛНЕЧНЫМ человеком. Последний раз мы славно «присели» с Евгеньичем в уютном буфете Львовской оперы. Не то, чтобы оба были записными меломанами, просто тогда там нас в числе многих награждали к юбилею футбола Украины. Достойно отметили...
Да и тебе я за многое благодарен. И за помощь по службе, когда надо было, и за классные книги: «Легенды донецкого футбола» или мемуары Луческу «Моя шахтерская история». Без ля-ля, увлекательные по смыслу и по стилю, да и ценные для работы книги. Подозреваю, мало кто из «киевско-динамовских» (с) Р. Мармазов) кроме меня, их читал.
Да и «посидеть» с тобой интересно. Хоть оценил я по делу донецкий «Макаллан», но вспомнить хочется, как мы с тобой неслабо подъели баварских сосисок, да «не в сухую» в Одессе на Дерибасовской, когда в «Жемчужине у моря» игрался один из Суперкубков Украины. Не стану уверять, что в Мюнхене баварские сосиски были не такие вкусные, как в Одессе – наверное, в столице Баварии мне не так везло на собеседника.
Так вот, друже Руслан, перейдем ко второму акту нашего балета. Ты в последних строках своего письма искренне наваял о себе: «…ладно, что-то я расписался… есть дела поважнее, ими и займусь». Согласен, Руслан, ноша твоя – шефа пресс-службы серьезного по международным меркам клуба – архиважная и многослойная. Тут ты – красавец, грудью отбил все реальные и мнимые наезды. Я же к тебе обращаюсь как далеко не последнему в нашем отечестве журналисту. Дальше – звыняй и не сочти за «блохи». Поехали?
– ты не поленился набросать целый абзац: «Вы («киевско-динамовские», я верно понимаю?)… авансом прессанули арбитра перед матчем… испугается человек…» и т.д. Руслан, а у кого хронологичское (чтобы впустую не понтовать громким словом «историческое») право на это «ноу хау авансом прессовать» под кодовым названием «Браво, федерация»? С твоей стороны – тихая пауза. В стилистике журналистики этот прием называется «умолчание».
Впрочем, этот грамотный и действенный метод риторики ты использовал во всю. Конкретно, когда умолчал обо всех серьезных доводах Шахова и Франкова, просто проигнорировал их. Уверять, что ты их успел прочитать лишь в вышедшем журнале или в его электронной версии, не стоит. Меня этим не «подгрузишь». Ты не «пересиченный» автор, спокойно мог ведь позвонить Франкову и не только в тексте, но и по телефону сказать: «Артем, друг ситный и враг утробный. Готовлю я, мол письмо тебе, картина Репина известная должна отдыхать. Но знаю наперед – «ненавистник» Шахов да и ты сам явно что-то нароете. Дай почитать, подумаю, как достойно ответить, не хочу пальцем в небо…»
Я уверен, Франков не жмотничал бы, выслал уже готовые оригиналы статей – своей и Шахова. Ему же классная отповедь только в плюс журналу. Но ты этого не сделал – вот и получается, что ты неумышленно, а по сверхзанятости своей в глазах объективного читателя умалчивал все неудобные для тебя «кочки».
Аналогично ты поступил даже в деталях, напрямую к теме не относящихся. Ты излил кучу восторгов по поводу хода Саши Денисова в эфире «Виктор, заходи!»… Здесь меня лишь одна деталь покоробила: в одном тексте ссылка и на Иосифа Бродского и на Ваню Урганта. «Помесь французского с нижегородским». Не верю, что это искренне – ты ценитель и знаток литературы, искусства… хотя понимаю, так надо. Чтобы «пипл схавал».
Но я о другом. Не сочти за нескромность, но так получилось, что я раньше тебя высоко оценил этот прием Денисова в статье, которая так и названа: «Виктор, заходи!» Сделал, правда, это не развеселым пацанским стилем, а занудным аналитическим. Не подумай, это никак не обида с моей стороны, это лишь констатация того, что ты далеко не все читаешь по причине занятости. Просто я, гадом буду, если бы раньше прочитал твое об этом действе Денисова, сам бы уже писать о нем не стал. Или, Руслан, это «не царское дело» – читать меня, скромного? J Забронзовел, друг…
– последние слова, не о себе, а о «царских делах» – также не с потолка. И вот почему. Ты лихо расписал: «Мы сильнее мастеровитее…», дальше все понятно. Смущает лишь короткая фраза «глобально, по большому счету».
Не буду цепляться к слову «глобально», как производному от «глобус», т.е. в мировом масштабе. Тогда точно, «царское дело» самодовольно поглаживать себя по пупку. Ты же – умнее, глубже и тоньше, и на такие примитивы не пойдешь, зная, что в футболе ничего вечного не бывает. Просто ты аккуратно, «25-м кадром» запустил слово «глобально» как другую риторическую фигуру из стилистики настоящей журналистики – «риторическое восклицание».
Только не уверяй, что ни сном, ни духом. Риторическое восклицание – это, когда активно или даже наоборот – нежно и незаметно (!) автор пытается воздействовать на читателя (зрителя), навязывает ему свое восприятие мира. Руслан, это я не тебе бывалому, это я твоим «пересиченным» поклонникам.
Можно еще продолжить «разбор полетов». Пока достаточно. Вернусь к началу своего душещипательного письма тебе. Если кому-то вздумается устроить турнир, чья статья по-журналистски круче, твоя или Шахова, и на кого можно поставить в тотализаторе, боюсь, проиграл ты.
Руслан, у тебя классное перо, и пишешь ты веселее Андрея, но твои 63 килобайта текста почти все утонули в «двух притопах, трех прихлопах». Нет, восторга в «Терриконе» ты отхватил по полной, а одна юная журналистка (получила диплом ДонНУ в 2011 г.) из неизвестной мне муниципальной газеты тут же занесла твое письмо в мировую социальную сеть с собственным лаконичным, как дневники Юлия Цезаря, но восторженным анонсом «Таки да, таки шедевр!»
Завидовать? А нужно? Вон бело-синие фанаты и у «Шурика», и в «Динамомании» вообще проигнорировали твой текст.
У Шахова с языком посуше, но по разбору – намного глубже.
Франков же выиграл свой раунд у незнакомого мне, но, уверен, великолепно знакомого тебе руководства «Террикона». Он спокойно подал обе точки зрения, а те – «постеснялись» показать аргументы Шахова. Понимаю, Восток – дело тонкое, как говаривал герой киношедевра. Я, разумеется, в смысле географии Украины.
Руслан, без обид. Я ведь – по-доброму. Вон один журналист, правда, из Днепропетровска написал в комментариях к твоей статье в «Терриконе» короче, зато больнее: «Смысл из двух слов растянуть на почти пятнадцать тысяч знаков... уважуха))) хоть и не дочитал».
Ты, конечно, можешь меня обвинить, что не только ты сам, но и я, как пишут инетовские «пионеры», запустил «Много букАв». Руслан, у меня преимущество: хитрец Франков (ты понял, почему он не коментировал) «связал» тебя с Шаховым, и мой «вердикт», как и многих других, тебе в качестве как раз журналиста, а не шефа пресс-службы, известен. Я же – «вольный стрелок», топчусь лишь на твоем шедевре.
Второе, и оно важнее всего написанного ранее. Меня порадовало, что «нейтрала» и профи из Днепра не забанили на «Терриконе». Значит, не так все запущено.
* Руслан Мармазов - начальник пресс-службы ФК «Шахтер»
Семен СЛУЧЕВСКИЙ