Тотти: "Я живу в Риме уже 37 лет, а Папа - новенький"
Франческо Тотти, 36-летний капитан и символ "Ромы", даже на секунду не задумывается об окончании своей карьеры. Несмотря на свою звездную жизнь, он все еще имеет самые грандиозные спортивные планы.
В субботу днем, во внутреннем дворе тренировочной базы Фульвио-Бернардини, пристанища "Ромы", игроков терпеливо ожидал автобус в красно-желтых цветах. Футболисты готовились к посадке, чтобы отправиться во Флоренцию. И только "Император" расположился в одном из кожаных кресел конференц-зала. Чтобы поговорить о карьере, о завершении которой он не задумывается, об очередном бомбардирском рекорде, которого он мечтает достичь, и о возможном участии в чемпионате мира-2014. С юмором и очень заметным римским акцентом, чемпион мира 2006, кажется, совсем неподвластен времени. Человек-легенда, которого почитают как святого. Он всегда играл только за свою "Рому", он редко дает интервью, но иногда случаются исключения.
- Недавно вы отпраздновали 20-летие своей карьеры. Каков секрет вашего "долгожительства"?
- Страсть. Я забавляюсь сам и развлекаю людей. Сейчас я в прекрасной форме, и мне удается вкусить все радости жизни. Я не выхожу на газон с единственным желанием – играть до 40 лет и побить какие-то рекорды. В день, когда один, потом два, пять, десять игроков сделают мне передачу, а я к ней не успею, я подниму руки и уйду. Однажды это произойдет…
- Ваш путь профессионального игрока начался 28 марта 1993 года матчем "Ромы" и "Брешии". Какие у вас воспоминания о том дне?
- Мне было всего 16, и я был слишком молод для первой команды. Во втором тайме тренер Вуядин Бошков просигнализировал замену и посмотрел в мою сторону. Я был уверен, что он смотрит на моего соседа, Роберто Муцци, но внезапно он обратился ко мне: "Эй, ты выходишь!"
- С того времени прошло 20 лет. Как изменился футбол?
- В первую очередь в сфере коммерции и бизнеса – сейчас это играет главную роль. Например, торговля футболками или универсальное использование современных стадионов. Чтобы надолго закрепиться в элите европейского футбола, нужно быть лидером в этом бизнесе.
- Это позитивное изменение?
- Конечно, нужно осторожно вести дела. Но для меня футбол всегда в первую очередь — это мячи, голы, тифозерия и наслаждение от игры. Все это нельзя мешать с такими сферами, как бизнес или политика, и руководствоваться их принципами. Эти аспекты современной игры должны оставаться лишь гарниром к главному блюду – собственно, футболу.
- Нового Папу, как и Вас, зовут Франческо. Какой из двоих Франческо более важен для Рима?
- Я живу тут уже 37 лет, а он новенький… (смеется)
- Делая выбор между принципом "лучше сто тысяч раз с одной женщиной" и "лучше по разу с сотней тысяч", вы сделали свой в пользу преданности. Каковыми были ваши мотивы?
- Друг мой, с сотней тысяч я бы в одиночку не справился. Я сам издавна являюсь фанатом "Ромы" и чувствую страсть к этому желто-красному соцветию. Когда мне было одиннадцать лет, к моей маме обращались по поводу меня и "Лацио", и "Рома". Она приняла предложение "Ромы", иначе я бы, наверное, ее убил. На эмоциональном уровне этот клуб дал мне все, что только можно пожелать. Наверное где-то в другом месте я бы мог выиграть больше титулов, но я никогда не пожалел о своем выборе, ни на секунду.
- Но в 1997-м вы едва не покинули Рим.
- Новый наставник Карлос Бьянки считал меня посредственным игроком, и хотел во что бы то ни стало купить у "Аякса" Яри Литманена, которого он тогда считал лучшим нападающим в мире. Мой переход в "Сампдорию" уже почти состоялся, но мы как раз должны были сыграть в турнире вместе с "Аяксом" и гладбахской "Боруссией". Мне тогда удавалось на поле все, что только можно, я забил в ворота обеих команд, и наш президент сказал: "Тотти ни на миллиметр из Рима не уйдет!" К счастью после того меня больше никогда не выставляли на трансфер.
- И вас за все эти годы ни разу не посещала мысль о переходе?
- В 2004-м я решил перейти в мадридский "Реал", и переговоры шли полным ходом. Однако меня не очень убедил предложенный контракт, да и сердце мучило, поэтому я остался в "Роме".
- С 227-ю мячами вы – второй бомбардир в истории Серии А. Надеетесь обойти Сильвио Пиолу?
- Это отличный вызов и можно даже сказать, моя главная цель на сегодня. Я прекрасно осознаю, что это будет нелегко. Для этого нужно забить еще 47. Но если мне это удастся – добро пожаловать новому рекорду! Футбол прекрасен, потому что он приберегает потрясающие сюрпризы…
- У вас есть предел?
- Я его не знаю! Но есть вещь, которую я знаю прекрасно: мой характер. Я верю в цели, которые ставлю, иначе я бы не говорил, что могу достать Пиолу.
- В текущем сезоне на вашем счету 12 голов и 12 ассистов – надеетесь поучаствовать на чемпионате мира в 37-летнем возрасте?
- Да, на PlayStation (смеется). А если серьезно, то нет. Не думаю, что меня возьмут. Впрочем, никогда не говори никогда. Еще один сезон на таком уровне и кто знает, что может произойти. Я еще не бывал в Бразилии, так что в следующем году я туда обязательно поеду, либо в качестве туриста, либо футболиста.
- Тем временем, многие игроки сборной проводят активную пропаганду для того, чтобы вы могли открыть для себя эту страну…
- Они говорят это потому, что они мои друзья, и желают мне только добра… (улыбается)
- С кем бы вы хотели сыграть?
- Есть несколько вещей, о которых я жалею в плане моей карьеры, и среди них то, что мне так и не судилось сыграть в одной команде с Роналдо.
- Перед завершением карьеры не хотелось бы получить какой-нибудь новый опыт?
- Я вырос в футболке "Ромы", и в ней состарюсь. У меня было несколько предложений в последние годы. Во внутреннем первенстве я никуда не перейду из уважения к "Роме" и ее тифози.
- Может быть, в Катар, или в Париж, к Бекхему?
- В Катаре слишком жарко. Париж? Почему бы и нет, поработал бы водителем у Бекхемов. (смеется)
- Вы уже придумали, что будете делать по завершению карьеры?
- Я об этом еще не думал. Мне нравится моя профессия игрока, я все еще ощущаю эту страсть и пока я в состоянии, буду играть дальше. Может, еще годик, а может и четыре. Я не могу сказать, когда придет конец моей карьеры. Надеюсь только, что это не будет из-за тяжелой травмы. В какой-то момент каждому приходится вешать бутсы на гвоздь. Когда меня начнет загонять каждый противник или я не буду успевать на мяч, тогда подниму руку: грацие, на этом все. Пока что я не раздумывал о возможности поработать тренером или менеджером в будущем. Я не готовлю себя к будущему. Мое будущее – это игра.
- Вас бы обрадовала новость, что десятый номер будет закреплен за Вами навечно?
- С одной стороны, я бы очень гордился. С другой, это станет концом надежды для какого-то юноши, который всю жизнь мечтал одеть футболку с номером, под которым играл Тотти. Одно точно: для того, чтобы играть под этим номером в этом клубе, тебе нужно быть сильной личностью. Надеюсь, в скором будущем такие люди найдутся.
- Как чувствует себя человек в команде, за которую играют футболисты вдвое моложе его?
- У нас таких всего трое или четверо. Порою чувствую себя сказочным персонажем. (смеется)
- Сердитесь, что никогда не выигрывали "Золотой мяч"?
- И да, и нет. У меня был шанс в первые годы нового тысячелетия. В 2000-м мы стали вице-чемпионами Европы, через год я стал чемпионом Италии. Иногда я не понимал, как тот или иной игрок выиграл этот трофей. Сейчас все намного яснее: его получает лучший в мире игрок, и его зовут Лео Месси.
- В финале Кубка Италии впервые в истории вам будет противостоять "Лацио", и эта встреча предвосхищается как одна из самых важных в вашей карьере…
- Да, это действительно так. Особенно если мы ее выиграем… Дерби – это особенный матч. Праздник, когда у Рима замрет сердце. Это похоже на финал Лиги чемпионов.
- Который состоится на день раньше. Вас удивила немецкая пара финалистов?
- "Бавария" уже несколько лет принадлежит к лучшим клубам мира. В этом году они выглядят непобедимыми. Чисто немецкого финала я не ожидал, скорее противостояния "Реала" и "Барселоны". Но в Лондон поедут две однозначно лучшие команды.
- В Риме вы любимец и герой, где бы вы не появлялись, вокруг сразу же возникает толпа. Когда Вы последний раз ездили на метро?
- Хороший вопрос. В последний раз на метро я ездил в Лондоне, в Риме – лет двадцать назад. Я больше не могу себе этого позволить. Мне не удается избежать разного рода просьб. Моя жизнь иногда приводит к стрессу: я даже не могу спокойно пройти десяток метров, которые разделяют два магазина… Я уже давно не гуляю по торговой улице Виа дель Корсо, поскольку это невозможно. Собирается столько народа, что несколько метров я преодолеваю часа за три. Если хотите, можем вечером пройтись по городу, увидите, что произойдет.
- Хорошо. И как Вы живете?
- Конечно, часть меня рада всеобщей симпатии, но с другой стороны, это очень напряжно. В Риме у меня никакой личной жизни. Для горожан я не синьор Тотти, а просто Франческо. Несколько раз я для маскировки даже шлем одевал, не помогало. Хотите, расскажу, что недавно произошло?
- Пожалуйста.
- Я пошел на первую игру своего сына за клуб. Все 90 минут раздавал автографы и не видел ни минуты матча. Ты поневоле думаешь: это нормально? Я не хочу, чтобы меня поняли неправильно: я делаю это с удовольствием и никому никогда не отказываю. Наверное, это моя личная проблема. В такие моменты я хочу быть просто отцом, а не Франческо.
- Можете описать "Лацио" одним словом?
- Ничего не приходит на ум.
- У Вас есть друзья-тифози "Лацио"?
- К сожалению, да.
- Если завтра утром вы проснетесь владельцем "Ромы", что тогда произойдет?
- Каждое решение будет проходить через меня. Я бы всех уволил, назначил на должности своих лучших друзей и создал бы великолепную команду. (смеется)