12 квітня 2013 09:57
13

Почему Алексей Чередник стыдится своей принадлежности к "Шахтеру"?

 

Юрий КОРЗАЧЕНКО, «Футбольный клуб»

Так уж сложилось, что Донбасс сегодня не просто не гонит порожняк. Он переписывает законы, вводит правила и устанавливает стандарты. Во многих сферах, в том числе и в футболе. И безоговорочное лидерство «Шахтера» на внутренней арене, по идее, подразумевает первенство этого клуба во всех основных аспектах процесса.

Речь – о самой бездонной казне и самом влиятельном президенте, о самом передовом тренере, самых одаренных игроках, самой гибкой информационной политике самых верных СМИ, самых прилежных и законопослушных болельщиках.

Мнение любого из этих самых-самых всеми остальными участниками футбольного процесса должно восприниматься как истина в последней инстанции, как мысль непререкаемого авторитета. Кто бы этим «самым-самым» ни был – от топ-менеджера до завхоза. Вот, например, своими соображениями о «безобразиях в современном футболе» поделился один из тренеров-селекционеров Алексей Чередник. Правда, источник, вытянувший из олимпийского чемпиона Сеула эксклюзив, представляя собеседника, почему-то умолчал о нынешней клубной принадлежности экс-игрока «Днепра» и «Саутгемптона». Неужели Алексей Валентинович стыдится того, что он – равноправный член передового футбольного коллектива?! Или, может, это от скромности?

Второй вариант отпал после прочтения первой же приписанной Череднику фразы: «Я долго терпел, ничего на эту тему не говорил, но сейчас уже не могу сдерживаться, накипело...» И затем, собственно, о том, что же накипело. В четырех абзацах читателя убеждают в том, что источником главных безобразий отечественного футбола является киевское «Динамо»: «Как скандал, так обязательно с участием воспитанников динамовской школы. То Рыбка избивает ногами человека, то Алиев хватает тренера за горло, Лысенко бьет головой партнера по команде... Хачериди – это вообще отдельная история, последний случай, когда он ударил лежащего соперника, просто ни в какие рамки не лезет... Что хотят, то и творят. Полная безнаказанность! Еще и хватает нахальства обвинять всех в своих проблемах». Естественно, не был забыт и Ярмоленко, хам и грубиян. Досталось даже динамовскому доктору, который в еврокубковом матче «соперникам-французам неприличные жесты показывал».

«Это все от бессилия, – делает Чередник глубокомысленный вывод. – Сейчас в «Динамо» собраны посредственные, а то и откровенно слабые игроки. Где не хватает мастерства, там начинается грубость...»

И, очевидно, заканчивается «Фэйр Плей». Это я уже осмысливаю намек донетчанина на нечестное судейство в пользу «Динамо». С тезисов о грубости он вдруг перескакивает на другое «поле», вступаясь за Мирона Маркевича: «Человек мечтает играть в Лиге чемпионов, люди создают команду, тратят огромные деньги. И тут каким-то странным решением в пользу «Динамо» все это смывается в унитаз...»

Такое впечатление, что один только Маркевич и его новые боссы вожделеют Лигу чемпионов. Что только «Металлист» тратит огромные деньги – при этом почему-то фактически проигнорировав зимнюю трансферную компанию. А ведь сам наставник харьковчан периодически намекает на это, отмечая кадровые проблемы – одну из причин невыразительной игры в исполнении его команды. Весьма странно, что Чередник ни слова не сказал о «Днепре», в котором прошли лучшие годы его активной карьеры! Даже про симулянта Зозулю не вспомнил, а тот ведь тоже продукт динамовской «школы». Или «Днепр», увязываемый в один пул с «Динамо», в качестве аргумента использовать нельзя? У него, мол, свои покровители есть, пускай и «отмазывают».

Выстроенные Алексеем Чередником причинно-следственные связи поражают отсутствием логики. Пинок, нанесенный одесситу Бурдужану Евгением Хачериди, которого негодующий «эксперт» характеризует как «человека с пещерным уровнем мышления», на мой взгляд, куда логичнее, нежели полив «Динамо» грязью за проступки Рыбки или Лысенко. Первый, напомним, и в «Шахтере» отличился – средним пальцем в адрес киевских трибун и употреблением допинга. Второй, отыграв за «Динамо» аж в трех матчах, успел сменить затем пять клубов, в том числе и «Металлист», и «Арсенал». Готово ли нынешнее руководство этих клубов разделить с динамовцами вину за плохое воспитание игрока? Или, может, претензии предъявить главному тренеру нынешней команды Лысенко – донетчанину Александру Севидову?

Кстати, возможно, и Хачериди испортили до того, как он перебрался в Киев? Ведь в «Динамо» Женя пришел с благословения Виталия Кварцяного. А с кем, говорят, поведешься, от того и наберешься.

И уж точно никакого отношения не имеет киевская «горе-школа» к скандалам, в которых фигурировали «рвачи» Матузалем и Илсиньо, «душитель» Срна и симулянт Кучер, болезненный Ракицкий и поправший «Фейр Плей» Луис Адриано. А также – Папа Гуйе, который, в отличие от Хачериди, бил своего оппонента не только исподтишка, но и с риском нанесения травмы.

Как же долго терпел Алексей Чередник! А, кстати, как долго? Не с того ли самого момента, когда Валерий Лобановский отправил его из расположения национальной сборной СССР за опоздание? «Обидно было?» – спросил как-то Чередника корреспондент о той истории. «Не очень, – ответил интервьюируемый. – После олимпийской команды с ее неповторимой атмосферой корпоративного братства футболистов из разных клубов что-то не тянуло меня в сборную Лобановского. Было такое ощущение, будто попадаешь на чужую территорию, где тебя не слишком-то и ждут...» «Чужая – значит, динамовская?» «Именно. Сборная формировалась на базе киевского «Динамо», а футболистов «Днепра» Лобановский явно недолюбливал...»

Лобановский – не ответит, он в лучшем из миров. Там же – Иван Вишневский. Был бы жив – наверняка поспорил бы со своим бывшим одноклубником насчет «долюбливал-недолюбливал». Впрочем, за него это могут сделать Протасов с Литовченко и Тищенко с Лютым. С чего бы Мэтру щемить представителей совсем не чужого ему клуба? И за какие красивые глаза регулярно ставить в состав сборной спартаковцев – воспитанников антипода Бескова? Может, дело все-таки не в клубной принадлежности, а в мастерстве? Или, скажем, в уровне притязаний. Отчислили из сборной – ну и шут с ним. Не вырос в амбициозного самостоятельного тренера – подамся в селекционеры. Не пригодился скаутскому департаменту «Днепра» – обрету счастье в «Шахтере». Там меня долюбят. Там буду мнить себя стратегом, видя бой со стороны.

Не воскресный ли «бой» на «Олимпийском», выигранный «Шахтером», вдохновил Чередника на вывод об откровенной слабости динамовцев? Странно. Ведь главный тренер горняков Мирча Луческу утверждает обратное: «Игра получилась зрелищной. Уровня Лиги чемпионов. Было бы хорошо, если бы все матчи чемпионата Украины были такими». У соперника румынский специалист отметил хорошую «физику», мобильность. А быть сегодня «быстрее, мощнее, острее и взрывнее», чем «Шахтер», слабые футболисты, собравшиеся в никчемную команду вряд ли способны.

Чередник – не согласен? Так, может, первую команду «Шахтера» доверить ему? Был ведь у Алексея опыт работы главным. Правда, ни «Кривбасс», ни запорожское «Торпедо» под его руководством звезд с неба, мягко говоря, не хватали.

Кстати, и в мартовских матчах сборной Украины лучшими были именно подопечные Олега Блохина. А Ярмоленко вообще заставил говорить о себе как о новом лидере национальной команды. Можно стать лидером без бойцовских качеств? Череднику ли не знать ответа на этот вопрос! Как и того, какой жесткой порой бывает настоящая мужская борьба, в которой на кону, помимо чести и престижа, стоят драгоценные турнирные очки. Бывает, что и кости трещат – свои и чужие. «Мы знали, что соперник мощнее нас и будет строить свою игру на жестких перехватах, единоборствах. Я очень рад, что ребята не уступили киев­лянами в этих компонентах», – это снова Луческу.

Не уступили. То есть играли как минимум столь же жестко. Обстучав тому же Ярмоленко оба голеностопа и как минимум правый ахилл, в злополучном моменте, после которого и слетела у динамовца бутса. И агрессивный протест против судейского решения – это отнюдь не всегда признак невоспитанности. Донецкий Мистер, кстати, под этим обязательно подпишется.

А вот дублеры «Шахтера» – уступили. С треском, с позором. Уже и оргвыводы сделаны по горячим следам тренерских просчетов. А завтра-послезавтра, глядишь, и за селекционеров возьмутся – чтобы бойцов привозили, а не пижонов. Может, именно по этой причине Алексей Чередник пожелал остаться наполовину инкогнито?

Есть еще одно предположение: слова заслуженного мастера спорта СССР, чемпиона Советского Союза и Олимпийских Игр, представителя самого авторитетного на сегодня отечественного футбольного клуба просто извратили. Не так понял журналист, не расслышал и домыслил, приукрасил, что-то вырвал из контекста, что-то переставил так, чтобы было «мощнее, острее и взрывнее». И чтобы не подставить Алексея Витальевича, а еще более вероятно – чтобы не получить затем по шапке от клубных сотрудников более высокого ранга, решил не упоминать имени «Шахтера» всуе. Взамен не утрудившись и завизировать интервью у того, кто его дал.

Откуда эти смутные сомнения, спросите вы. Поделюсь. В другом своем интервью, полугодичной давности, Чередник уже не только рассуждал о проблемах киевского «Динамо» (тогда еще возглавляемого Семиным), но, по просьбе репортера вспоминал некоторые подробности весьма яркой карьеры. И, в частности, отвечая на вопрос о премиальных за победу на Олимпиаде-1988, поведал, что за 12 тысяч советских рублей и  6 тысяч долларов тогда можно было купить два автомобиля ВАЗ-2103 или три... корпоративные квартиры, которые, очевидно, были все-таки кооперативными. Либо журналист оплошал, либо его собеседник, что называется, оговорился по Фрейду.

Читая «апрельские тезисы» долготерпевшего Чередника, я снова теряюсь в догадках. Понимая одно: на смену отступившей наконец-то зиме приходит весеннее обострение...

 

Молодец! Все корректно и по делу.Мог бы и больше вспомнить. Например,Тараса Степаненко в матче Молдова-Украина.В общем-это "наш ответ Чемберлену". В динамовскую службу бы его...
вот это грамотно, со знанием опустил! без брызганья слюнями как у Цыганыка с Пенисом. Создать про-динамовский канал и туда этого журналиста, медиа война началась, а у нас бойца и нет достойного! а вот это было круто, особенно когда, человек так грамотно оперировал фактами событий, о которых многие и не знали вовсе.