Куда потянет Козел... продажнАЯ?
Семен Случевский
Для турнирной ситуации в российской ПЛ матч «Терек» - «Рубин» был отнюдь не последним, но и далеко не первым. Да и завершился он нулевой ничьей. Поэтому в своем обзоре в прошлом номере «Футбола» я ему уделил не так много места. Однако буквально через несколько часов именно этот матч заполонил максимум информационного пространства, разумеется, в первую очередь безбрежного интернета. Народ прикалывался по-полной, а напрасно.
Дело вовсе не самой игре, а в том, что когда на 87-й (!) минуте нижегородский судья Михаил Вилков удалил капитана чеченской команды Ризвана Уциева за очевидную грубость, неожиданно на весь стадион через микрофон разнесся малограмотный вскрик, который еще долго будет вспоминать как в футбольных, так и далеких от футбола кругах: «Судья – продажнАЯ! Козел ты!». Другими словами, «Ахмат-Арена» войдет в историю, как первый стадион, на котором «толерантность» к арбитрам оглашается через громкоговорящую связь спортивного сооружения, собравшего 30 тысяч возбужденных болельщиков.
Мы помним всякое: от свиста, до бананов – символов откровенного расизма; от петард, бросаемых на поле до мерзких плакатов типа «Ваша звезда сдохла, сдохнет и ваш клуб!»; от политических, а вовсе не спортивных баннеров до многотысячной нецензурщины на трибунах; от избиения озверевшими фанами стюардов, до такого же избиения уже самих фанов не менее озверевшими бойцами спецназа. И наконец, самое страшное – стенка на стенку с большим числом жертв, не хочу напоминать города и годы, когда такое было. То, что спортивная арена, на которой сконцентрировались десятки тысяч распаленных сердец и голов – место повышенной общественной опасности, знают все. Оттого словеса, выкрикнутые через микрофон на разгоряченном стадионе столицы такой специфической республики, как Чечня, что это если не провокация минимум к избиению судьи, а реально к взрыву толпы!
Но это – всего лишь «начало большого пути». Самый первый естественный вопрос: кто кричал? Сначала в этаком эмоциональном недержании заподозрили диктора стадиона, потом появилось ничего не значащее уточнение: инженер по связи. Если бы на этих «версиях» все остановилось, то вылилось не более чем в очередной анекдот о «горячих кавказских парнях». И тут случился сенсационный поворот этого сюжета. «Авторство» лично на себя взял не то чтобы «отец чеченского народа» - Рамзан Кадыров молод для такого титула, но то, что – «начальник, которому все дозволено в масштабах не Чечни, а всей России» - точно. Некоторые политические обозреватели дают этому простое объяснение: Путин не смог силовыми методами подавить мятежников, он элементарно… купил. Купил миллиардными вливаниями в бюджет Чечни (а как умеют «распиливать» что у них, что у нас, все прекрасно знают). Пути молчал и в более серьезных случаях, промолчит и сейчас.
Другой, быть может, второстепенный вопрос: а не хвастается ли Кадыров не своим, а чужим «подвигом»? Некоторые российские журналисты обратили внимание, что между удалением капитана «Терека» и вскриком на весь стадион прошло максимум две секунды. Это что же, Кадыров в своей ложе ВИП держал микрофон наготове специально для такого случая? Вряд ли из радиорубки ему могли перебросить звукоусилитель. Только зачем это все Рамзану? «Закрыть» собой горячих служащих стадиона? Пополнить и так «безмерную любовь народа»? Чепуха. Скорее всего, ему доложили, что после «химкинской петарды» и стадион могут «обезлюдить», и штраф не слабый на клуб наложить. Председатель инспекторской дисциплинарной комиссии судейского комитета РФС Алексей Спирин отметил, что при том положении дел, которое существует на грозненской «Ахмат-Арене», «Тереку» будет сложно играть в Европе, а ведь и сам Кадыров, и все болельщики Чечни мечтают там увидеть «Терек». Алексей Николаевич, очень уважаемый в футболе человек – и как в прошлом как арбитр с внушительным международным стажем, и как менеджер серьезных спортивных проектов.
И тут сюжет «заворачивает» в еще более любопытную перспективу. Российская ПЛ быстро передала все нужные документы по грозненскому инциденту в РФС. Т.е. «откинула голевой пас под удар» или последнее, решающее слово «стойкому оловянному солдатику» Николаю Александровичу Толстых. Напомню, что именно РФС (читай, сам Толстых) наказал «Зенит» после известной петарды, а потом разродился гениальный замысел по УКРОПу, УРОДу и т.д.
Сейчас возникает новая, очень не хилая коллизия. Если Толстых столь принципиален, он должен наказать «Терек» или в масштабах своей футбольной власти «самого» Рамзана Кадырова, на, различного рода, «баловство» которого закрывает глаза Путин. Кроме того, что Толстых наживет себе очередного и не слабого врага, еще Кадыров из противников УКРОПа (футбольные представители Чечни жестко и однозначно излагали свою позицию на сей счет) может присоединиться к его союзникам. Если РФС (Толстых) не накажет «Терек», то «подкаблучные» Миллеру и К СМИ заведут долгоиграющую пластинку о трусости и мнимой принципиальности Николая Александровича. А ведь он из тех людей, для кого собственные убеждения крайне важны. Его элементарно втягивают в положение между молотом и наковальней. Что ж, в славной песне об УКРОП, послышались новые, откровенно скажем, неожиданные нотки.
P.S. Вечером 20 марта, за несколько часов до подписания этого номера «Футбола» в печать, информационные агентства сообщили из Москвы: КДК РФС определился со своим вердиктом по "делу о дикторе в Грозном". "Терек", на стадионе которого был во всеуслышание оскорблен арбитр Михаил Вилков, заплатит за нарушение порядка 200 000 рублей (примерно 77 000 гривен по курсу НБУ), а также обязан будет ближайший домашний матч провести на нейтральном поле.
Наказание оказалось неожиданно более жестким, чем предполагалось, - большинство специалистов ожидало, что КДК РФС оштрафует грозненский клуб и тем ограничится. Заседание продолжалось достаточно долго – около двух часов потребовалось членам Комитета, чтобы определиться с вердиктом.
На заседание КДК был вызван Рамзан Кадыров, однако он вполне ожидаемо приглашение проигнорировал. Не явился и сам пострадавший Михаил Вилков.
Матч, который "Терек" проведет на нейтральном поле, будет матчем против "Зенита". Состоится он 31 марта.