12 червня 2012 09:21

Лиха беда начало

Дмитрий ИЛЬЧЕНКО с НСК «Олимпийский»

Желтые футболки - самый популярный в наши дни тренд киевской моды. Кого только не встретишь в них на столичных улицах - и футбольных фанатов с раскрашенными в цвета национального флага лицами, и вроде бы солидных мужчин, изменивших в объявленный выходным день матча привычному дресс-коду. Вторые не стесняются быть похожими на первых, и чем ближе к НСК «Олимпийский», тем в более полноводные реки перетекают с окрестных улиц тонкие ручейки болельщиков.

Попробуй отличи в этом водовороте сторонников украинской и шведской сборной! Эрик Хамрен признался, что во время поединка его подопечным заведомая путаница только на руку: глядя с поля на сине-желтые трибуны, она будет чувствовать себя как дома. Олегу же Блохину никакого дела до цветовой гаммы не было: свою команду он накануне весьма образно сравнил с застоявшимся в стойле конем, который нетерпеливо бьет копытом. Нет ничего хуже, чем ждать и догонять, поэтому стартовать, когда остальные участники Euro-2012 уже сыграли свои матчи, для наших футболистов - подлинное мучение.

Может, поэтому так взволнованно выглядели в воскресенье на пресс-конференции самые опытные, по идее, бойцы сборной Украины Андрей Шевченко и Анатолий Тимощук. Нет, это не проявлялось ни в интонациях, ни в содержании ответов - они говорили, что готовы навязать сопернику свою игру, и не считают, что ждать проблем следует от одного лишь Златана Ибрагимовича. Швед из «Милана» сейчас в отменных кондициях, но и опасность зациклиться на одном игроке противника и недоглядеть за остальными никто не отменял. Тревога читалась в глазах наших футболистов, но Блохин, которого спросили об этом, не без раздражения возразил: «Если станут волноваться ветераны, что говорить о молодых? Тогда у нас попросту не будет шансов…»

***

В пресс-центре, где журналисты с комфортом устроились посмотреть матч Франция - Англия и уже к перерыву сошлись во мнении, что ничьей дело и закончится, за нашими спинами пробежал представитель технического персонала. «На время матча объявлено штормовое предупреждение!» - прохрипела рация на его груди. Репортеры немедленно принялись изучать в интернете метеосводки - и не успокоились, пока не убедились, что непогоды на самом деле не предвидится.

Урагана с дождем, как с утра в воскресенье, действительно не оказалось, но перед самой игрой поле все же намокло - полить его почему-то решили, когда разминались участники матча. То ли команды решили поторопить таким образом с возвращением в раздевалки, то ли просто система дала сбой, но футболисты спешить не стали. Отработали свое до конца, отряхнули с плеч капли нелишнего в нынешнюю духоту душа - и отправились выслушать последние тренерские наставления.

Блохин стартовым составом почти не удивил, повторив, за одним исключением, сочетание игроков, начинавших контрольный поединок с Эстонией - единственный, не вызвавший у самого наставника и болельщиков вопросов по тактике и содержанию игры. Марко Девич, игравший с балтийцами на острие, а в последней встрече с Турцией, как и в товарищеской встрече со шведами в Харькове, действовавший на правом фланге, уступил место Андрею Шевченко. Особых сюрпризов не таил и выбор Хамрена - Йохан Эльмандер, как, в общем, и ожидалось, остался в запасе, а на острие, впереди Ибрагимовича, расположился Маркус Розенберг.

***

Стараясь не смотреть друг другу в глаза, Шевченко и Ибрагимович обменялись в центре поля вымпелами и рукопожатиями, арбитр сыграл с монеткой в орла и решку, после чего Андрей Пятов занял левые от главной трибуны, так называемые Бессарабские ворота. На которые - проверено не только избыточно суеверными людьми, но и статистиками - наша сборная во втором тайме всегда атаковала успешнее.

Игра началась с разведки, причем для шведов - с разведки боем. В первые минуты дважды обратил на себя внимание Евгений Хачериди - сначала возник на пути длинной передачи, адресованной, конечно же, Ибрагимовичу, а затем, исправляя ошибку Евгения Селина, не дал капитану шведов завладеть мячом. Динамовец был активен и в дальнейшем. Тем стало тревожнее, когда в борьбе со шведской «десяткой» он получил удар по ноге от… Евгения Коноплянки, который как раз шел в подкат, и на какое-то время попал в руки врачей.

Право, неловко считать после острых эпизодов, подряд возникавших в последние десять минут первого тайма, опасными дебютные удары того же Коноплянки и Кима Чельстрема с дальних дистанций. Сочтем их пристрелкой, за которой пришло время и всамделишней тревоги за владения Андреаса Исакссона и его практически тезки Андрея Пятова. Конец разведке положил Шевченко, отозвавшийся в завершение многоходовой комбинации на передачу Андрея Ярмоленко и пославший мяч рядом с дальней стойкой. А первый удар в створ ворот состоялся лишь на исходе получаса игры: Ола Тойвонен выиграл воздушную дуэль и сбросил мяч Розенбергу, на неподготовленный выстрел которого без видимого труда среагировал Пятов.

***

Реакции вроде той, что последовала у Исакссона на 35-й минуте после удара Воронина из-за пределов штрафной, никогда прежде видеть не доводилось: мяч летел прямо во вратаря, и тот, в последний момент заметив его перед своим носом, отмахнулся от снаряда, словно от назойливой мухи.

Внимания заслуживает и момент, случившийся спустя три оборота секундной стрелки: Воронин вывел Шевченко на ударную позицию, однако под мяч лег защитник, ровно через мгновение спустя помешавший пробить и Ярмоленко. А какие два шанса были у Коноплянки! Дважды за короткий отрезок времени он из выгодных положений посылал мяч выше ворот, заставляя болельщиков хвататься за голову, а Блохина - за сердце.

Не знаю, что говорили своим игрокам в раздевалках тренеры, однако принципиально ход матча в начале второго тайма не изменился. Воронин дважды отдал безадресные передачи в чужой штрафной, хотя одной из них - в падении через себя - стоит отдать должное хотя бы за красоту. В ответ последовал выпад Розенберга, под опасный удар которого отважно лег Селин.

А вскоре в единоборстве неудачно приземлился на колено Шевченко. Стадион замер, на поле выбежали врачи, но, судя по всему, дело обошлось ушибом. Тогда мы и представить себе не могли, какую роль сыграет в стартовом поединке нашей сборной ее капитан…

***

Однако сначала свою арию исполнил Ибрагимович. Пытаясь прервать навесную передачу, Ярмоленко невольно снабдил мячом Чельстрема, тот, мгновенно оценив ситуацию, ловко покатил мяч во вратарскую, где уже никто не смог помешать капитану шведов переиграть Пятова

Наши соперники и оглянуться не успели, как счет стал равным. При этом взятию ворот предшествовала образцово-показательная комбинация: сольный проход Олега Гусева по центру, передача на фланг Ярмоленко и, наконец, прострел в штрафную, где Шевченко, потеснив Олафа Мельберга, головой вколотил мяч в сетку. Блохин, проведший весь матч на ногах, взмыл в воздух с торжествующе поднятыми руками.

Неточный дальний удар Гусева, прерванная Хачериди фланговая передача Себастьяна Ларссона, неудачный прострел Воронина после классной передачи Коноплянки… Все эти эпизоды предшествовали ключевому моменту матча, после которого Шевченко оказался в объятиях Блохина и был расцелован им с отцовской сердечностью. А произошло вот что: Коноплянка подал угловой - и наш капитан, обыграв в ближнем углу вратарской капитана шведского, головой переиграл Исакссона.

Шансов восстановить равновесие, а затем и повернуть игровой сюжет в свою пользу шведы имели предостаточно, да и времени в их распоряжении был вагон и маленькая тележка. Однако Пятов блестяще среагировал на попытку Эльма перебросить через него мяч, убойный удар Ибрагимовича и более скромный выстрел Вильхельмссона, в ногах у которого минутой ранее голкипер каким-то чудом выцарапал снаряд.

***

Финальный свисток разорвал тишину стадиона, молчавшего в компенсированные минуты. Радость была одна на всех: футболисты нашей сборной, завершавшие поединок, оказались в объятиях высыпавших на поле запасных, Тимощук, подхвативший победный мяч, какое-то время носился по периметру поля, приветствуя болельщиков. Но главные овации все же достались Шевченко, для которого первый и последний в карьере чемпионат Европы имеет все шансы стать не только прощанием, но и бенефисом.