18 жовтня 2011 16:35
1

Александр Заваров: "Такого футболиста, каким был Павел Яковенко, в Украине сейчас нет"

Недавно гостем UA-Футбол стал Александр Заваров. Известный в прошлом футболист киевского «Динамо» и итальянского «Ювентуса» ответил на многочисленные вопросы читателей UA-Футбол. Предлагаем вашему вниманию вторую заключительную часть текстовой версии общения с Александром Анатольевичем.

 

- Вы бы согласились тренировать команду со скромным бюджетом и отсутствием легионеров?

- Думаю, что да. Самое главное – узнать, что это за команда, кто ее представляет. Понимаете, можно тренировать команду, ничего не имея, а от тебя будут требовать еврокубки. На сегодняшний день это очень тяжело сделать.

- Когда вы переехали во Францию, насколько тяжело вам давался французский язык, и как долго вы его изучали?

- Перед переездом во Францию я два года играл в Италии. Я не говорю, что итальянский и французские языки одинаковые, но основные вещи мне были понятны. Мне было уже легче, хотя французский язык намного труднее итальянского. Человек, который не говорит на языке страны, в которой живет и работает, лишает себя общения с людьми, такими же футболистами, президентом клуба, болельщиками. Чувствуешь себя неприятно, когда, придя в компанию футболистов, организовавших ужин, ты слышишь, как они общаются между собой, а ты не можешь понять, о чем они говорят. Я переехал во Францию в июне, а уже в декабре нормально общался на их языке.

- Основные тренерские принципы Александра Заварова? И не могу не спросить о конспектах Лобановского – помогают ли они?

- Есть свои задумки, есть много своих вещей, которые можно применить. Но я скажу, что вторым Лобановским никому не быть, потому что он один. А копировать его нет смысла. Да, нужно взять лучшее у него, которое я пропустил через себя. Это лучшее хотелось бы увидеть в той команде, в тех игроках, которых ты тренируешь.

- Согласились бы вы работать тренером «Динамо» (Киев)? Если да, то что бы вы сразу изменили?

- Я сейчас смотрю на киевское «Динамо», которое полностью отказалось от нашего поколения (Заваров, Михайличенко и др.). Вместо нас пришло младшее поколение (Ребров и другие). Возможно, это правильно, а, может, и нет, мне сложно сказать. Но говорить что-либо, не зная сути происходящего в «Динамо», неприлично. Я могу сказать, что сегодня киевское «Динамо» - это не то «Динамо», которое было, причем не только по игре, но и по духу.

Про тренерскую работу я не могу говорить, потому что там есть тренер. Неудобно что-то возражать, консультировать или еще что-то делать. Они разберутся сами.

- Вы сказали, что «Динамо» нет того духа, что был. Что вы подразумеваете под словом «дух»?

- Дух – это внутренний настрой. Первое – преданность клубу в те года, когда мы играли, то есть переживание за каждого игрока нашего коллектива и сопереживания вместе с ним за результат. Ты настраиваешься на игру, от тебя идет только положительные эмоции, в конце концов, это все «загоралось» и моральные качества и психология выходили на первый план. Это и называют духом – когда все люди верили тренеру и жили одной мыслью – выиграть все.

Не хочу ничего плохого говорить на Ярмоленко, потому что он мне нравится как футболист. Он такой же талантливый, как и Коноплянка. Ярмоленко может играть и быть лидером, которым он сейчас является. Просто смотря на то, как «Маккаби» забивал свой гол в ворота киевлян, он как-то вел себя вальяжно. Нельзя так, нужно быть друг за друга. Присутствует халатность и вальяжность, а это такие вещи, которые в футболе не прощаются. Самое главное - все должны переживать за результат! У нас так и было, а сейчас в «Динамо» я иногда не вижу такого.

- За последние годы ни один выпускник динамовской школы не заиграл не только в «Динамо», но и в целом в Украине. В чем причина?

- Цветок всегда пробьется, только его поливать нужно, - есть такая пословица. Доверять нужно. Конечно, когда перед тренером стоит задача играть в Лиге Чемпионов, выиграть чемпионат, ему некогда ждать, когда подрастет молодежь, для того чтобы ее брать и подтягивать. Без иностранцев не обходятся во всей Европе. Я считаю, что нужно приглашать только игроков национальных сборных своих стран, как это делается в Англии. Если сокращать количество иностранцев, тогда можно понять ведущие клубы, которые говорят, что они должны сопротивляться лучшим командам Европы. Конечно, если бы у тренера было по три человека на место, как это было в наше время, то он был бы спокоен, зачем ему в таком случае нужны были бы иностранцы. Но сейчас такой конкуренции нет.

У молодых футболистов должна быть поддержка от тренера. Если у него не будет ее, конечно, парень растеряется.

- Как вы относитесь к натурализации?

- Натурализацией все проблемы не решишь. Хотелось, чтобы играли только украинцы, но мы живем в Европе. Приведем пример Франции или Италии, где, если человек прожил много лет в стране, он получает гражданство. Кстати, родители практически всех игроков нынешней сборной Франции переехали в страну из Африки. В этом вопросе однозначного ответа нет. Если натурализованный футболист может усилить сборную, то это хорошо. Мы говорим в целом о жизни. Самое главное – чтобы человек, после окончания футбольной карьеры, продолжал быть украинцем, принимал правила нашей страны. А когда игрок получает паспорт, поиграет два года, а потом уедет в Бразилию или Хорватию, это ничего не даст. Нужно подумать над этим вопросом. Не давать всем подряд гражданство, потому что оно, я думаю, должно быть приобретено родителями, человек должен вырасти в этой стране.

- Самый сильный легионер, с которым вам приходилось работать в Украине?

- У меня в «Арсенале» были хорошие, добротные футболисты, но звезд не было. Для меня лучшим легионером в чемпионате Украины является Фернандиньо. Я его уважаю и как футболиста, и как человека. Если бы таких игроков во всех командах было по 5-6 такого уровня украинцев, уровень футбола заметно поднялся бы.

- Что мешает украинскому футболу выйти на ТОП-уровень?

- Сначала вся Украина должна подтянуться к европейскому уровню жизни, культуры, по отношению друг к другу. А футбол потом уже сам подтянется, потому что отдельно одному футболу подняться сложно. И пускай люди говорят, что раньше люди ходили на футбол, потому что было нечем заняться, а сейчас есть интернет и прочие вещи, поэтому и стадионы пустые, но включите телевизор и посмотрите матч чемпионата Германии. Там всегда полные стадионы, немцам что, заняться нечем? По-моему, у них больше есть развлечений, чем у нас. Но они ходят на стадион, наверно, это зависит от уровня футбола. Когда Украина станет в полной мере европейской страной, тогда и футбол вырастет. Хотя у нас есть команды, которые стремятся ускорить этот процесс, - «Шахтер», «Динамо», «Металлист», «Днепр».

- Как вы думаете, «Оболонь» вылетит в первую лиги или сумеет сохранить прописку в элите?

- Осталось еще много туров. Я думаю, и футболисты, и тренер приложат максимум усилий, для того, чтобы остаться в Премьер-лиге. Я хорошо знаю президента «Оболони», он очень переживает за футбол, как и все люди, любящие этот вид спорта. У них еще все впереди, победы придут. Нужно набирать очки – это самое главное. Решающие матчи начнутся весной, но необходимо сейчас набирать очки, потому что зимой команды усилятся, и набирать очки будет сложнее.

- Вы работали в «Металлисте». На ваш взгляд, смогут харьковчане в этом сезоне занять место выше третьего?

- Я когда работал в «Металлисте», в клубе такого отношения к делу не было, каково оно есть сейчас. Александр Ярославский полюбил футбол. Он делает все для того, чтобы харьковский футбол развивался. Я думаю, что у «Металлиста» есть все возможности для того, чтобы соревноваться за первые два места в чемпионате. Все самое главное у команды впереди. Основное для харьковчан – побеждать в матчах с «Динамо», «Шахтером», чтобы команда видела, готова она бороться за первые места или нет. Сейчас по инфраструктуре, по отношению к футболу, по подбору игроков, по тренерскому штабу, можно сделать вывод, что команда уже готова конкурировать с украинскими вечными лидерами. Это приятно, и это хорошо для футбола, потому что футбол может развиваться только тогда, когда есть много конкурентно-способных команд.

- Какое у вас отношение к Гармашу? Похожи ли как игроки Денис Гармаш и Павел Яковенко?

- Тренерам «Динамо» и сборной Украины нужно найти подход к Гармашу. Я думаю, они его найдут, и чем быстрее они это сделают, тем лучше будет для футболиста. Нельзя делать те вещи, которые он делает. Я думаю, что иногда он на досуге сидит и ему стыдно за свои поступки – красные карточки, броски на соперников. Есть много способов, которыми можно вывести соперника из себя. Это спокойствие, нужно делать свое дело – отобрал, не дал себя обыграть, - это будет лучшим доказательством своего мастерства и характера. Я думаю, что с этим парнем скоро не будет проблем, его переубедят, нельзя рубить с плеча – переводить в другую команду.

Сравнить его с Яковенко я пока не могу, потому что такого игрока, каким был Павел Александрович, еще нет. Если бы он был, тогда, наверное, «Динамо» играло бы в Лиге Чемпионов.

 

- Такого игрока, как Яковенко, нет в «Динамо» или во всем украинском футболе?

- Фернандиньо чем-то напоминает Яковенко, а в «Динамо» такого игрока нет.

- В вашей карьере футболиста или тренера были такие случаи, когда футболист переходил юношеского футбола во взрослый, и начинал себя вести не так, как следует? Если такие игроки были, как вы на них воздействовали?

- В то время, когда я тренировал «Металлист» и «Арсенал», те игроки, которые попадали к нам, быстро воспитывались. Им некогда было ругаться скандалить, потому что мы все игры играли на пределе своих возможностей. Конечно, в «Динамо» можно расслабиться, потому что команда сильнее некоторых клубов. У некоторых футболистов начинает проявляться «звездная болезнь». Это желательно убирать, для этого есть тренера. В «Арсенале» ввели новую должность – администратор по дисциплине. Наверное, «Динамо» нужно было тоже ввести такую должность, чтобы администратор по дисциплине объяснял Гармашу, что нужно вести себя достойно. Он игрок «Динамо» и не может себе такого позволять. Я думаю, на этом данный вопрос будет закрыть, потому что Гармаш – понятливый человек, если он хочет играть в футбол.

- Какие клубы провели лучшую селекцию этим летом? Вы назвали сына в честь Лобановского. Кто принимал решение?

- Да, сына назвал в честь Валерия Васильевича. Я уже точно не помню, но, скорее всего, такое решение было принято вместе с женой. Я же не мог назвать сына без ее согласия.

По селекции скажу, что «Металлист» провел лучшую селекцию. В целом все команды провели равную селекцию, которую им позволяли возможности клуба.

- Следите ли вы за выступлениями «Ювентуса» и «Нанси». Эти команды оставили след в вашей душе?

- За «Ювентусом» я слежу. Там после смерти адвоката Аньелли, с которым я был хорошо знаком, пошла пертурбация, из-за чего команда демонстрировала удручающие результаты. А сейчас команда на ходу, все нормально. На каком бы месте она не находилась, все равно это «Ювентус».

«Нанси» в этом году не радует, потому что идет на последнем месте. Я понимаю причины таких результатов, потому что это более молодая команда, которая напоминает «Ильичевец». Она воспитывает футболистов, а затем продает. Наверное, нужно подержать год этих игроков, чтобы они оставили команду в Лиге 1. Конечно, я слежу за игроками и командой. Это нормально, потому что если ты хочешь работать в футболе, трудиться тренером, ты должен отслеживать хотя бы несколько чемпионатов.

- Какой отпечаток в душе оставила работа в казахском «Женисе»?

- Приехав в «Женис», я не нашел тех условий, которые необходимы. Конечно, мне не хватило тренерского опыта для того, чтобы что-то там сделать. И проблема там еще в том, что некоторые матчи проходят, скажу так, не очень зрелищно. Я хотел донести свои мысли, но они не дошли в головы футболистов. Возможно, я плохо разговаривал по-казахски. У меня там не получилось и, наверное, я в этом виноват больше всего. Я там встретил хороших людей.

Каждому тренеру нужен опыт. Тренер должен сначала поработать с детьми, затем с дублирующим составом, потом помощником. Я прошел все этапы, я не был только помощником. Это мне помогло. Я набирался опыта в швейцарском «Виле», затем в Казахстане. Скажу, что в «Металлисте» мне также не хватало опыта. Я не знал украинский чемпионат, тяжело было влиться в него. Потом с «Арсеналом» пришел еще громадный опыт. Соответственно сейчас опыт есть, тем более, находясь в этой стране, видишь все игры чемпионата, делаешь выводы.

- Как вы относитесь к Вячеславу Грозному как к человеку и как к тренеру?

- Мне сложно сказать, потому я с ним не работал. Как футболиста я его не знаю, как тренера – тоже. Как я могу давать ему характеристику? Пускай другие оценивают его, наверное, они больше расскажут, чем я.

- Александр Анатольевич, не секрет, что Андрея Шевченко беспокоит спина, из-за чего в том числе нападающий пропускает матчи. Тренеры, возможно, даже специально дают паузу, чтобы продлить карьеру этого футболиста. Любопытно, а как вы относитесь к такому подходу? И если спроектировать эту ситуацию на время, когда «Динамо» возглавлял Валерий Лобановский, как думаете, давал ли бы Валерий Васильевич такие паузы заслуженному игроку?

- Вы знаете, Валерий Лобановский и Юрий Семин - это опытнейшие люди, которые прошли огонь, воду и медные трубы. Но, думаю, в то время – вряд ли Шевченко получал бы возможность брать паузы. Даже, думаю, Олег Владимирович Блохин из-за спины только иногда мог бы пропустить. Да и то, тренировку, я не говорю про игру! Это было невозможно! «На уколах», превозмогая боль, люди выходили и играли.

Сейчас, может, новая обстановка… Мне сложно сказать, может, сейчас больше людей в команде, поэтому легче заменить игрока… Хотя тут двоякое у меня впечатление, если честно. Во-первых, а как остальные примут такую ситуацию? Вот едем, к примеру, играть в Мариуполь. А кто-то не едет, потому что у него спина болит. Но затем – выезд в Англию, и там уже все в порядке, он играет. То есть, один игрок готовится всю неделю, играет в Мариуполе, дальше готовится, а потом, по приезду в Англию, его подвигают, мол, отойди в сторону, сейчас будет играть другой человек. Конечно, с одной стороны, это не очень хорошо. Но, с другой стороны, тренерам виднее, может, и правда нужно дать ему больше отдохнуть…

Олег Блохин закончил активную футбольную карьеру лет в 35-36 и до последнего играл на самом высоком уровне. Все игры. Посмотрите, он - рекордсмен практически по всем показателям! Значит, люди находили в себе какие-то силы! И показывали своим примером, как надо себя вести по отношению к другим футболистам, то есть, показывать, как играть через боль, через «не могу». А если посчитать травмы того же Блохина, или, к примеру, Бессонова – да на них нет живого места! Слава богу, что так был рассчитан тренировочный процесс, что мы сейчас все живые и полноценные люди. Все живы-здоровы, перенеся такие нагрузки, давление со всех сторон, прежде всего, психологическое…

Думаю, что, скорее всего, таким образом, нарушается дисциплина в команде, для меня лично это так выглядит. А что если завтра кто-то скажет: «Я не буду там играть», затем другой начнет перебирать. Это неправильно. Опять же, это лично мое мнение. Но, повторюсь, тренерам на месте всегда виднее.

- Как вы оцениваете работу Коллины? Количество результативных ошибок с его приходом не уменьшилось, согласны с этим мнением?

- Когда я тренировал, я замечал больше ошибок. Думаю, сейчас ничья – как все было, так и осталось. Много скандалов, много непонятных решений. Лично меня всегда удивляет игра рукой в штрафной площадке. Ну рука – рука, пенальти – пенальти. Раньше, если защищаешь рукой лицо, то пенальти не назначался. Нужно сейчас определиться, за что назначать пенальти, потому что один играет рукой – арбитр указывает на 11-метровую точку, другой играет рукой – свисток молчит. Все зависит от того, с какой командой ты играешь, - это не правильно. Я понимаю, что в Европе принято трактовать попадание мяча в руку по разному, но у нас необходимо сесть и решить, что если мяч попал в руку – это пенальти.

- Можете назвать трех арбитров, которых вы запомнили с положительной точки зрения?

- Я с арбитрами дружу, потому что у них тоже работа очень сложная и нервная. Иногда они не зависят сами от себя, - это я знаю точно. Обсуждать, кто лучше из них, а кто хуже, нет смысла. Я думаю, что все лучшее у нас впереди - и хороший арбитраж, и уровень футбол поднимется. Тогда и будем жить нормально.

Ну наконец то адекватное интервью .