Олег Кононов: "В СССР Украина была самой футбольной республикой"
Всем известен постулат, что не всегда из хорошего игрока получается хороший тренер, и, напротив, не всегда, чтобы стать хорошим тренером, нужно быть хорошим игроком. В нашем случае можно согласиться со вторым пунктом данного изречения. Да, играл. Да, неплохо. Выступал за рубежом. Мог заиграть в высшей союзной лиге, но не сложилось. Зато сложилось другое: стать сильным тренером и футбольным специалистом. И пусть нынешний его опыт работы главным наставником команды еще невелик, и «Карпаты», по сути, первый клуб, в котором он полностью руководит рабочим процессом, верится, что у Олега Георгиевича все еще впереди: и большие победы, и серьезные достижения. Да, это все о нем, нынешнем тренере львовских «Карпат» Олеге Кононове, в минувшую среду отметившем свое 45-летие. С вопросов о работе в его нынешнем клубе мы и начали свой разговор.
«Нужно не ловить эйфорию,а думать о будущем»
– Олег Георгиевич, в последние годы на роль «третьей силы» в украинском футболе претендовали «Металлист» и «Днепр», но в нынешнем сезоне к этой категории стали причислять и «Карпаты».
– Это приятно, что нас стали относить к лидерам. Хотя если быть откровенным, то команда не достигла того, чтобы составлять конкуренцию не только «Шахтеру» и «Динамо», но и тем же «Днепру» с «Металлистом». В первую очередь, это объясняется тем, что материально-техническая база у «Карпат» абсолютно отсутствует, а это залог всего: и детско-юношеской школы, и главной команды. Сейчас клуб начинает в этом плане работать, что, конечно же, радует.
– Может, президенту стоило увеличить финансирование материально-технической базы, а не тратить средства на покупку игроков?
– Считаю, что средства должны распределяться равномерно и для поддержания на должном уровне материально-технической базы, и для ведения селекционной работы. Потому что если нет своих игроков, то их нужно покупать для достижения результата. После того как мы отыграли в Лиге Европы, всем сразу стали видны пробелы в нашей работе, стало понятно: чтобы прогрессировать, нужно развиваться во всех направлениях. Конечно, наилучший вариант, когда «основу» составляют собственные воспитанники, а у нас они сейчас есть. Это видно и по результатам «дубля», по его месту в турнирной таблице, по числу игроков, попадающих в заявку на матч. И поддерживать, прежде всего, надо своих воспитанников. Я об этом говорил и буду говорить. Надо давать им шанс. Хотелось бы, чтобы наши украинские футболисты видели, что клуб им доверяет больше, чем легионерам. И тогда будет результат.
– После недавней победы в чемпионате над «Шахтером» одни посчитали, что «Карпаты» готовы бороться за третье место, другие предсказывали вам 1-2 тяжелых поединка, в которых вы вряд ли выиграете.
– После матча с «Шахтером» я сказал, что у нас появился неплохой шанс побороться за третье место. Уже давно такого не было в Украине, чтобы был таким небольшим разрыв как между вторым и третьим, так и между третьим и пятым местами. Сказал ребятам, что верю в них, у каждого должна быть мечта, цель, и тогда мы сможем достичь высоких результатов. Игра с «Севастополем» должна была показать, сможем ли мы сыграть еще лучше, чем в матче с «Шахтером». Несмотря на то что команды находятся на разных полюсах в турнирной таблице, сыграть нужно было именно так. Но, к сожалению, матч показал, что мы пока не готовы провести несколько поединков подряд на высоком уровне.
– В прошлом чемпионате обыграно было «Динамо», в этом – «Шахтер». Что лично вы чувствуете после побед над лидерами украинского футбола?
– В первую очередь, чувствуешь радость, как и после любой победы. Но в последнее время стал понимать, что после таких побед ни в коем случае нельзя расслабляться. Нужно не ловить эйфорию, не почивать на лаврах, а думать о будущем. Ведь после таких игр уже и соперники на тебя настраиваются очень серьезно, а поэтому в следующем матче играть вдвойне тяжело. Если такие победы не единичны и их удается повторить, то уровень довольно высок; если же они мимолетны, то нужно еще много работать над достижением результата. Когда успех повторяется, а еще лучше приумножается – это показатель уровня команды.
– Победа «Карпат» над «горняками» случилась сразу после разгрома последними итальянской «Ромы». Значит ли это, что команда может на равных играть с представителями сильнейших европейских чемпионатов?
– Как тренер я верю, что мы можем бороться на равных с командами, которых можно назвать середняками чемпионатов топ-5. Не настолько серьезно мы отстаем от них. Безусловно, чтобы побеждать, нужно включать предельные скорости, предельные обороты, а в некоторые моменты и все резервы, которые есть в организме.
– Какие выводы теперь можно сделать после дебютного выступления команды в Лиге Европы по прошествии времени?
– Для нас это стало большим испытанием, впервые команда играла такой длительный срок на нескольких «фронтах», это не один или два кубковых матча, а вместе с предварительными играми 12 поединков – довольно существенное количество. Кроме того, что за определенный срок сыграли вдвое больше матчей, чем некоторые наши соперники в чемпионате, нас к тому же в Лиге Европы ожидали довольно серьезные противники. Ведь ни для кого не секрет, что из всех групп наша была одной из сильнейших по составу участников. Что касается самих поединков, то нельзя сказать, что мы очень сильно уступали своим соперникам. По результату да, а вот по игре я бы не сказал. Мы проигрывали в тяжелой борьбе. Безусловно, сказался и недостаток опыта, где-то были мои ошибки. Считаю, что все домашние матчи мы сыграли на довольно приличном уровне, ни в чем не уступали соперникам, действуя по ходу игры «первым номером» несмотря на то, что 2 поединка с минимальным счетом проиграли, а один свели вничью. Думаю, во Львове соперникам было не просто играть против «Карпат».
– Будь оппоненты проще, выступили бы лучше?
– Возможно. Ведь с нами в группе были представители Испании, Германии, Франции. Уровень чемпионатов этих стран все же выше нашего, а соперники далеко не аутсайдеры первенства. «Боруссия» весь чемпионат идет на первом месте и вряд ли уступит чемпионство, «ПСЖ» борется за медали, лишь «Севилья» находится в середине таблицы, но в то же время она претендует на место в Лиге Европы. Накал в матчах чемпионата повыше, чем у нас, более серьезный настрой на игры, как следствие происходит рост и самих команд, и игроков во время матчей регулярного чемпионата. Не подумайте, что этого нет в Украине, но там, учитывая уровень, это происходит намного быстрее. Даже переключаясь с игр чемпионата на матчи Лиги Европы, они не особенно замечают в этом разницу, а мы уже стараемся играть в таких матчах на максимуме.
«Заря» – наиболее сильная команда из всех, где мне приходилось играть»
– Вашей первой командой в качестве игрока была смоленская «Искра»...
– Отучился год в Смоленском институте физкультуры, а потом меня призвали в армию. Как тогда служили футболисты, известно всем, а «Искра» в то время была армейской командой. Я играл за сборную вуза, и меня пригласили на просмотр. Несмотря на то что «Искра» выступала в первой лиге, в команде был также и дублирующий состав, где я сразу и оказался. За него впоследствии и играл, потому что пришел в команду по ходу сезона и не проходил предсезонную подготовку. Кстати, состав у нас был довольно сильным, и в том сезоне мы выиграли чемпионат среди дублеров.
– Потом 3 сезона вы провели в могилевском «Днепре»...
– Уровень чемпионата СССР даже во второй лиге был довольно высок. Любой команде «вышки», которая по каким-либо причинам играла с лидерами второй лиги, было непросто. Во многих командах были и известные игроки, и достаточно серьезное финансирование. Такое же положение было и в «Днепре». За команду играл чемпион СССР в составе минского «Динамо» Александр Прокопенко, перешедший позже в столичный клуб Сергей Гомонов, будущие игроки сборной Беларуси вратарь Валерий Шантолосов и нападающий Михаил Мархель. Задача выхода в первую лигу стояла, но нам постоянно чего-то не хватало для ее достижения. Мы могли весь чемпионат пройти на втором месте, «подпирая» лидера, а на финише «сбавить обороты» и опуститься на четвертое-пятое.
– Уровень той второй лиги, в которой вы играли, с какой украинской лигой можно сравнить?
– Тогда футбол был проще, более медленный. Многое решали индивидуальное мастерство игрока, особых тактических схем было немного. За эти годы футбол поменялся, и поменялся в лучшую сторону. Он стал быстрее, «умнее», то есть игрокам приходится на поле думать на несколько ходов вперед. Поэтому сравнивать очень тяжело.
– Какой район, или будет правильнее сказать, какая республика в СССР была наиболее футбольной?
– Конечно, Украина. По количеству клубов высшей лиги она была в числе лидеров. Примерно 35-40 команд выступали тогда от республики в трех лигах – это довольно серьезный показатель. Украина всегда была на ведущих ролях, очень много представителей клубов республики было в сборных.
– И вот в 1989 вы оказались на Украине, в тогда ворошиловградской «Заре»...
– Перед тем чемпионатом я много поездил по командам. Был в «Спартаке» у Константина Бескова. Потом меня приглашал Юрий Семин на просмотр в «Локомотив», затем поехал в «Кубань»… Нигде у меня не складывалось, и получилось, что совсем случайно я приехал к своему другу Александру Мозговому в Ворошиловград. Анатолий Байдачный, тренировавший тогда «Зарю», увидев мою игру, предложил остаться в команде. Все произошло случайно. Команда у нас тогда была тоже очень серьезная. Пожалуй, наиболее сильная из всех, где мне приходилось играть. Перед «Зарей» ставилась задача повыситься в классе, и наряду со своими воспитанниками были приглашены довольно известные исполнители: поигравшие в высшей лиге опытные Юрий Трухан и Александр Кистень, перешедшие из минского «Динамо», имевший опыт выступлений в «Шахтере» вратарь Сергей Золотницкий, нападающий Виктор Карачун из «Кайрата», ставший лучшим бомбардиром команды (забил в 52 матчах 28 голов. – Д.Т.). И все же коллектив где-то на две трети состоял из собственных воспитанников. Сейчас это большая редкость. А тогда наряду с опытными Малышенко, Тарасенко, Ярошенко, Ярмоличем играли и молодые Грицына, Коробченко, Гусейнов, Волотек, Малыгин... Почему не удалось выполнить задачу выхода в первую лигу, мне сейчас тяжело судить. Говорят, что был в команде какой-то внутренний конфликт. Я ведь, отыграв в «Заре» 3 месяца, попросил отпустить меня: возникли проблемы семейного характера. Родился ребенок, и нужно было быть ближе к семье. Зато сейчас, работая в Украине, со многими видимся, общаемся.
– Вы играли в дебютном чемпионате Беларуси. Каков в то время был его уровень?
– Конечно, невысок, как и везде после развала Союза. Но и тогда, и сейчас считаю, что чемпионат Беларуси по своему уровню занимает среди бывших республик СССР третье место, уступая только России и Украине. Да и сейчас не стал бы говорить, что он намного слабее. Тем более в последнее время там стали давать результаты спортивные школы: появилось много молодых перспективных игроков, сборная прогрессирует, да и в сами клубы вкладываются деньги, увеличиваются их бюджеты, зарплаты у игроков.
– После Беларуси в вашей карьере была Германия...
– Можно и так сказать, хотя поиграть мне там так и не удалось. Был на просмотре довольно долго, тренер хотел видеть меня в составе, руководство же заключить контракт не решилось в связи с тем, что я залечивал травму (чуть раньше был разрыв ахилла). Пришлось вернуться в Беларусь, а зарубежный клуб у меня был один, польский «Рух» из Хожува. Но и там не задержался, пробыв всего полгода. Чемпионат тогда закончился, команда покинула элитный дивизион, и я решил уехать.
«Я еще не все сделал в «Карпатах»
– Как началась ваша тренерская карьера?
– Карьеру игрока закончил в минском «Торпедо», с него все и началось. Вообще, стать тренером я мечтал с детства. Это желание у меня было лет с семи-восьми. Вся наша семья любила спорт. В этом плане родители всячески поддерживали меня. В детстве это был не только футбол, но и хоккей, это я уже позже «определился». Так вот с детства знал о том, что буду тренером.
– В своих первых трех командах вы работали вместе с Анатолием Юревичем. Как получилось, что ушли в молдавский «Шериф»?
– Поступило предложение от Леонида Кучука, с которым в свое время также удалось вместе поиграть. Вот и решил попробовать.
– В «Шерифе» вы проработали с 2005 по 2008 год. Правда ли, что условия в этом клубе разительно отличаются от тех, что есть в других молдавских командах?
– О руководстве клуба и его инфраструктуре могу сказать только хорошее. «Шериф» – один из самых серьезных моментов в моей тренерской карьере. В этом клубе я стал развиваться как тренер, работа в нем очень положительно сказалась на моем профессиональном росте. В Тирасполе серьезно выстроена структура управления клубом, есть замечательный футбольный комплекс, команда нацелена на достижение самых высоких результатов. Мне было интересно работать, так как я помимо обязанностей помощника главного тренера осуществлял руководство командами всех возрастов клубной академии.
– Можно ли сказать, что благодаря тому самому прогрессу вы очутились в «Карпатах»?
– Возможно. Но я в очередной раз убедился, что в футболе очень много вещей взаимосвязано. Очень часто присутствует элемент удачи. Так, еще в 2004 году, будучи тренером запорожского «Металлурга» и проходя лицензирование, подружился с замечательным тренером и человеком Юрием Михайловичем Дячуком-Ставицким. А в 2008 году последовал звонок от него с предложением поработать в «Карпатах». Вот так все и закрутилось.
– В конце прошлого года было много разговоров о вашем переходе в «Краснодар».
– Предложение действительно было очень серьезным, не только в материальном плане. Я видел в нем для себя как для тренера много положительного. Никакой конкретики, чтобы говорить об этом, не было, однако часть информации все равно просочилась в прессу.
– Во Львове решили остаться сами или не обошлось без уговоров?
– Это было мое решение. Во-первых, у меня как у человека есть свои принципы, от которых я не хочу отказываться. Во-вторых, я еще не все сделал в «Карпатах». Все-таки есть контракт, есть обязательства у меня и перед игроками, и перед клубом, и перед болельщиками. Не мог поступить иначе, прежде всего, с моральной точки зрения. Немалую роль сыграло также то, что я ощутил поддержку от руководства клуба.
– За два с половиной года вы вывели «Карпаты» на совершенно новый уровень. Возможно, в этом сезоне замахнетесь на медали?
– Желание, как и цель, всегда присутствует в работе каждого. Они часто зависят от задач клуба, его амбиций, и тренер всегда от них зависит. Можно мечтать выиграть Лигу чемпионов, но никогда этого не добиться потому, что клуб не будет к этому готов. То, что мы сейчас движемся вперед, прогрессируем, хорошо. В «Карпатах» есть хорошие футболисты, но нам нужно время, чтобы всем вместе сделать шаг вперед. Нужно работать над тем, о чем я говорил раньше: над совершенствованием материально-технической базы, отношениями игроков с клубом. Мы должны быть вместе для решения больших задач.
– Из этого можно сделать вывод, что свое будущее вы связываете с «Карпатами»?
– В данное время я связан с клубом контрактом и дальше очень хотел бы работать во Львове. Но есть нюансы, которые не всегда зависят от тренера...