Игорь СУРКИС: "Пятую медаль готовлю для Коломойского"
Расшифровка интервью президента "Динамо", прозвучавшего во вчерашнем эфире программы "Третий тайм" канала ICTV. Интервьюеры - ведущие "Третьего тайма" журналист Николай Васильков и известный в прошлом футболист "Динамо" Виктор Леоненко
Н. Васильков: Что происходит с киевским "Динамо"? После провала в матче с "Закарпатьем" команда выиграла пять матчей подряд. Мне кажется, это подействовала критика Виктора Леоненко, который рассказал кому и где играть.
В. Леоненко: Я думаю, это, скорее всего, Игорь Михайлович там разобрался вместе с Газзаевым. Не знаю, штрафовал, не штрафовал, но поругал прилично. И в итоге поражение пошло команде на пользу.
И. Суркис: Не знаю, доволен ли главный тренер сегодняшним состоянием команды, этот вопрос, наверное, надо задать ему, но я доволен не всем. Говорю это откровенно, потому что команда не показывает тот футбол, который мы от нее ждем и ждут болельщики. Хотя болельщики дали команде огромный кредит доверия. Я просто смотрю, что происходит в последнее время на стадионе "Динамо" - полный стадион, даже склоны заполняются. Огромный кредит доверия! Но я считаю, что при таком скоплении людей команда должна играть более агрессивно, более результативно, и занятое место значения не имеет. Хочу еще раз убедить в этом украинских болельщиков. Да, почетно выиграть первое место, но если при этом проваливать Лигу чемпионов, как было в команде до прихода Семина, то лучше играть в турнире, который тебе по силам - это мое мнение!
А теперь мне интересно: в конце чемпионата предусмотрен большой бонус за победу - как они за него биться будут!
В. Леоненко: Так штрафы тоже в конце пойдут?
И. Суркис: Объясняю. Они шли, шли, оступились, а в конце чемпионата их ждет кругленькая сумма за чемпионство. Но к ней надо дотянуться, а получается, что ее все время убирают. Понимаешь, Витя, что я тебе скажу. Это, наверное, и у тебя присутствовало. Денег много не бывает. А у нас есть игроки, у которых есть машина, квартира (у многих даже не своя, а арендованная клубом) и пару копеек "на кармане", и больше им ничего не нужно.
В. Леоненко: Так это к Вам претензии, Вы же президент, Вы контракты подписываете...
И. Суркис: Минуточку! Это им кажется, что у них есть все...
В. Леоненко: Я знаю даже, кому :)
И. Суркис: Да. Но они не понимают - может, ты им объяснишь - что жизнь футболиста коротка. И надо стремиться заработать, потому что после того, как заканчиваются премии за победы, вовремя выплаченные зарплаты, жизнь становятся тяжелее. Наше общество работает совершенно по другим критериям, оно живет другими оценками, в другом измерении. А футболисты живут в своем измерении. Им кажется, что им все обязаны, а они, оправдывая условия, которые я им создал, должны стараться радовать этих людей, которые тратят свои деньги, чтобы прийти на стадион. И мне кажется, что они должны их радовать не только сегодня, но и завтра. И честно отрабатывать свой контракт.
В. Леоненко: А у нас некоторые футболисты почему-то считают, что их вообще нельзя критиковать...
И. Суркис: Их не просто надо критиковать, их надо жестко критиковать.
В. Леоненко: В мешок и с моста?
И. Суркис: Не только рублем. Понимаешь, Витя, когда ты критикуешь, когда Саленко критикует, наверное, есть в этом рациональное зерно. Вот ты критиковал Милевского: падает, падает - сейчас меньше стал падать.
В. Леоненко: Слава Богу!
И. Суркис: Наверное, он посмотрел на себя. Поверь мне, не ты, ни я, ни наш уважаемый ведущий, если нас сегодня начнут критиковать, не захочет этого.
В. Леоненко: Но есть же Шева вообще-то...
И. Суркис: Это профессионал.
В. Леоненко: Есть же у кого учиться, Газзаев есть...
И. Суркис: Смотри. Сегодня мне удобно, я буду говорить. Шева это мое лучшее приобретение за последнее десятилетие. Потому что он есть в команде, он мне сегодня нужен. Говорю на всю страну: Шева это лучший трансфер за последнее десятилетие. Я вернул в команду патриота, я вернул в команду человека, который хочет играть в футбол, хочет на за деньги, а просто, чтобы сохранить свое доброе имя, и этот человек позитивно влияет на обстановку в коллективе. Это однозначно!
Н. Васильков: Но кроме всего прочего Шева еще и самый высокооплачиваемый игрок во всем нашем футболе...
И. Суркис: Не забывайте такую вещь: не буду скрывать, что, возможно, Шевченко получает больше всех во всем нашем футболе только по одной причине - я забрал его из "Челси" при наличии действующего контракта и забрал, в принципе, без денег. Андрей заявил, что будет играть в футбол, пока будет позволять здоровье, но он на закате своей карьеры.
Н. Васильков: Почему так судят "Динамо" в этом сезоне?
И. Суркис: Вы знаете, присутствует человеческий фактор. Совпало так, что судьи где-то ошибаются - я признаю это. Признаю, что судьи ошиблись несколько раз, и это где-то даже повлияло на исход матчей.
Н. Васильков: В пользу "Динамо"? А Вы уже и не рады этому...
И. Суркис: Я не то, что не рад, я даже готов был бы все с начала переиграть, потому что получается, что меня обвиняют в нечестности, нечистоплотности, а в это время в других городах происходят вещи значительно хуже и на них не смотрят. Ответственно заявляю: у нас в футболе присутствует ситуация, когда судьи судят нечестно, им предлагают определенные бонусы - не буду называть это взятками. Но когда господин Рабинович заявил, что давайте возьмем профессионалов, создадим комиссию, кого-то поймаем, и это прекратится, все как-то ушли от ответа и перестали об этом говорить. А зачем об этом говорить, когда есть Суркис и на него можно списывать все грехи нашего футбола?
Н. Васильков: То есть у нас все предлагают бонусы и никому не выгодно делать честное судейство?
И. Суркис: Почему поднимается скандал, только когда играет "Динамо"? Вся команда соперника получает столько, сколько мой один игрок. Изначально они обыграть эту команду не могут. Но выходит тренер на пресс-конференцию и говорит: "Судьи не дали. Мы такую тактику придумали космическую, и я хотел ее применить, а судьи вышли и не дали мне обыграть "Динамо". Ну, как же так можно?! До маразма доходит! Привожу пример: Павлов, Полтава. Здесь мы выиграли 1:0, там не выиграли. Вопросов нет...
В. Леоненко: Коля Павлов вообще в Донецке пропустил гол, когда судья еще не свистнул...
И. Суркис: Тренер - красавец! Там ему поставили штрафной, надо по свистку - забивают мяч, все нормально! Дальше. Мы играем с "Закарпатьем". Команда билась и отобрала у нас очки. Мы играли с донецким "Металлургом" - нормальная, боевая игра. Еле на последних минутах отскочили, могли проиграть.
В. Леоненко: А могли выиграть легко...
И. Суркис: Могли и выиграть. Если у команд нормальные тренеры, и они показывают нормальный уровень футбола, то они и борются на равных.
Н. Васильков: Большинство президентов клубов, в том числе тех, чьи клубы находятся в верхней части турнирной таблицы, высказывают претензии к Григорию Михайловичу Суркису. Как президент, как Вы можете пояснить этот украинский феномен?
И. Суркис: Они же не мне высказывают претензии.
Н. Васильков: Но Вы такой же президент как они. Ахметов, Ярославский, даже Коломойский, Дыминский, Куницын, Тарута, Рабинович - это все верхушка нашего футбола.
И. Суркис: А вот тут минуточку! У Коломойского претензии прямо ко мне, а не к моему брату. Он сказал, что нужно подготовить медали, и я готовлю пятую медаль для него. Есть бизнесы, и я не скрываю этого, где мы с Игорем Валерьевичем партнеры, а есть бизнесы у меня, где он не является моим партнером, и у него, где я не его партнер. Когда мы повесили на майки "Приват", тут была только коммерческая составляющая - титульное спонсорство, от которого "Динамо" ежегодно получает от 2,5 до 3 млн. долл.
Н. Васильков: Если продолжить коммерческую тему, "Динамо" выходит в ноль, плюс, минус - каков баланс, годовое сальдо клуба?
И. Суркис: В прошлом году это минус 45 миллионов долларов.
Н. Васильков: 45 миллионов долларов?! У Вас ужасный бизнес, Игорь Михайлович!
И. Суркис: Очень нехороший. Но никто не верит, что это продиктовано только огромной любовью к футболу. Кстати, такая же ситуация у Ахметова, а может быть минус и во много раз больше.
В. Леоненко: Да конечно во много - там стадион даже себя никогда не окупит...
И. Суркис: Мы не говорим о стадионе. Стадион это крик души Ахметова. Он построил стадион, и надо отдать должное - я ничего подобного не видел за последние годы, где бы мы не играли в Европе. Но каждый тратит по своим возможностям.
Н. Васильков: Ранее у Вас в интервью звучало, что Ярославский это Ваш партнер, даже близкий партнер, однако теперь, цитирую Ваши слова, Вы в полемику с Ярославским вступать не хотите, могли бы с Ахметовым, потому что он в футболе не один год, а Ярославскому еще надо набраться опыта, чтобы вести с Вами диалог.
И. Суркис: Если человек, который из-за одной судейской ошибки, хочет перечеркнуть отношения, которые строились годами, который не понимает, что в футболе существует человеческий фактор, а обвиняет без суда и следствия, что преднамеренно "убили" его команду, то мне сложно с ним дискутировать. Он выдает какую-то сенсацию как герой нации: я финансирую футбол и тоже хочу играть в Лиге чемпионов. Ну так мне же есть ему чем ответить! Я вкладываю деньги в футбол с 1993 года.
Н. Васильков: Сейчас Ваша полемика идет на страницах прессы, а что было на самом матче?
И. Суркис: Мы не пересекались, то есть друг друга видели, но ни о чем не говорили. Не было никаких высказываний и не было никаких претензий. Я считаю, что если бы было наоборот, и я почувствовал какую-то предвзятость со стороны, как он это преподнес, Ярославского, я бы на страницы газет на выходил, а сказал бы ему это в лицо. Мне кажется, что при наших отношениях, это было бы правильно.
Н. Васильков: А больше Вы не встречались и не созванивались?
И. Суркис: Не встречался и не созванивался.
В. Леоненко: Милевского отдадите, если "Локомотив" попросит?
И. Суркис: Если будет предложение, и Милевский захочет уйти для своего роста, отдам. А почему бы и нет?
Н. Васильков: Если Вы за Гильерме просите 17 млн., то за Милевского надо просить больше...
И. Суркис: Я прислушаюсь к Вам. Мне нравится, когда рассуждают о деньгах...
В. Леоненко: Особенно журналисты...
И. Суркис: А вот хочется получить эту бумагу. Вот на Леоненко приходил в свое время факс.
Н. Васильков: На сколько?
И. Суркис: По-моему, на 4 или 5 миллионов. Приходил. По-моему, из Италии, по-моему, было. И, по-моему, мы от него это не скрывали, кстати.
В. Леоненко: Игорь Михайлович, по-моему, скрывали. скорее всего, скрывали.
И. Суркис: Но что-то было. Или агенты интересовались - можно вспомнить. А пока факса по Милевскому я не получал.
В. Леоненко: А сами хотите продать или нет?
И. Суркис: Сам это как? "Я продаю"?
В. Леоненко: Да, а что? Вдруг он Вам надоел?
И. Суркис: Он мне не надоел, он приносит пользу, он капитан команды. Я всегда рассуждаю так: есть предложение - смотришь, какой клуб прислал предложение, финансовую составляющую...
В. Леоненко: Какой клуб это важно?
И. Суркис: Я считаю, важно, очень важно. Финансовая составляющая должна устраивать "Динамо", футболиста и тот клуб, который покупает. Три фактора совпало - все!
Это сокращенная версия интервью. Ведущим "Третьего тайма" анонсировано размещение полной версии на сайте канала. Если это произойдет, данная версия будет расширена до полной.