Тюрьма под названием "Шахтер"
Успешностью стратегии и развития футбольного клуба является воспитание собственных игроков. Каждый адекватный тренер в большей или меньшей мере подпускает того или иного воспитанника клуба к играм за основной состав команды. Сколько молодых футболистов себя проявлять, и зарекомендуют, это уже другой вопрос. Давайте попробуем разобрать ситуацию, которая сложилась у донецкого «Шахтера» и его воспитанников.
В первую очередь нужно отметить, что в донецкой команде ставка делается на зарубежных исполнителей. Где украинскому футболисту себя легче проявить, так это на позиции вратаря и на позиции центрального защитника, где в «Шахтере» играют исключительно игроки с украинским паспортом. В остальном же – легионеры. Однако, это абсолютно не говорит о том, что молодой и перспективный украинский игрок просто обречен в «Шахтере» и у него нет изначально никаких шансов на место в составе команды.
«Шахтер» успешно переманивает в свои ряды молодых талантов с разных уголков страны. За последние несколько лет были приобретены игроки (на тот момент) молодежной сборной Украины - Степаненко и Кривцов. Оба не являются на данный момент основными игроками горняков, но свое игровое время получают. В прошедшее зимнее трансферное окно был приобретен перспективнейший левый защитник Эдуард Соболь, которого уже сейчас Луческу подпускает к играм за основной состав донецкой команды, выпуская воспитанника запорожского «Металлурга» на поле со скамейки запасных. Есть и талантливый голкипер Антон Каниболоцкий. Но это мы все говорим об игроках, которые были приобретены донецким клубом. А сколько ведь талантливой молодежи играет в молодежном первенстве или за «Шахтер-3» (речь идет о воспитанниках горняков) во второй лиге. Но, почему-то тренерский штаб клуба во главе с Луческу не спешит обращать внимание на доморощенных воспитанников донецкого гранда. А ведь за последние 10 лет только два (!) воспитанника «Шахтера» заиграли в первой команде. Это Ярослав Ракицкий и Дмитрий Чигринский. И это несмотря на то, что молодежный состав «Шахтера» за последние два года не знает себе равных в молодежном первенстве страны.
Сколько много воспитанников «Шахтера» играло в команде в конце 90-х – начале 2000-х. Это и Белик, и Воробей, и Шутков. Причем все трое играли в основном составе и были важными игроками для донецкой команды. А что сейчас мы видим? Перспективных и подающих большие надежды ребят, которые себя с наилучшей стороны проявили, выступая за молодежный состав или «Шахтер-3», отдают по арендам в «арендовцы», «ильичевцы», как вещь, от которой нужно до определенного времени избавиться. Интересно, а кто-то спрашивает мнение этих самых игроков выступать за фарм клубы горняков? Я прекрасно понимаю, что игрок, перейдя в Мариуполь, имеет возможность получать регулярную игровую практику. Но, ведь одно дело находится в обойме первой команды «Шахтера», где конкурируя с высококвалифицированными футболистами можно повышать индивидуальное мастерство и прогрессировать. Другое дело, играть в «Ильичевце», где конкуренции как таковой нет. Взять того же Ярошенко или Кравченко, которые в свое время принадлежали или еще принадлежат (Кравченко) донецкой команде. Что, оба сильно прибавили в мастерстве, или вышли на качественно новый уровень? Другое дело Богдан Бутко (но, это исключение из правил), не имевший никакой возможности раскрыться в «Шахтере», отлично себя проявил в «Волыни» и «Ильичевце». Вызов в национальную команду страны не заставил себя долго ждать, и Богдан дебютировал в 2011 году за сборную Украины. На сегодняшний день на счету Бутко уже 15 матчей за главную команду страны. Но, Богдан весь свой потенциал еще не раскрыл. Представьте, насколько бы сильно игрок мог бы прибавить, если он получал бы игровую практику в «Шахтере»?! А ведь в «Шахтере» то достойной замены Срне нет. Неужто Бутко слабее Кобина, который периодически заменяет капитана донецкой команды?
И как тут не вспомнить слова капитана молодежного состава «Шахтера» и молодежной сборной Украины Александра Нойока: «Зачем я столько лет бился в академии, рос до дубля, ставал капитаном и отдавался полностью своей работе? Зачем жить мечтами о первой команде, если двери туда закрыты? Я не хочу получать большую зарплату и ездить по арендам. Я понимаю, что в «Шахтере» огромная конкуренция, но если я не могу доказать что нужен первой команде, а руководство оценивает меня так низко, то придется доказывать свою полезность и состоятельность на другом месте». Александр был разочарован отношением клуба к себе: «Меня не устроил подход к своим воспитанникам. Конечно, я не буду озвучивать цифры, но мне предложили долгосрочный контракт с зарплатой, которая даже для Первой Лиги покажется очень маленькой. К примеру, есть у нас легионеры, которые не то что в первой команде не играют, а не дотягивают даже до замены дубля. Но они зарабатывают в десятки раз больше, чем предложили мне. Как вы думаете, это справедливо?»
И если ситуацию с Нойоком многие могли воспринять как недовольство самого футболиста относительно суммы пролонгации контракта, тогда как можно объяснить побег талантливейшего 16-летнего воспитанника «Шахтера» Дениса Арендарука в киевское «Динамо»? А футболист то ведь тоже признался, что не видел смысла играть за дубль донецкой команды, а потом идти в аренду в «Ильичевец». Однако, побег полузащитника получился не эффективным, поскольку у Арендарука был еще действителен на полтора года контракт с «Шахтером» и игрок вернулся в Донецк. Но, это сути не меняет. Молодые футболисты, попав в тюрьму под названием «Шахтер», лишены возможности проявить свои лучшие качества перед тренерским штабом первой команды горняков и через определенное время думают о том, как бы скорее покинуть это бесперспективное футбольное общество. Пока не изменится отношение к молодым воспитанникам «Шахтера», я бы посоветовал каждому молодому футболисту не переходить в донецкий «Шахтер». Ведь это путь в никуда!
ukrainefootball.net