26 травня 2020 20:42

Интервью из прошлого. Андрей Шевченко: "В школе я был полузащитником"

К 25-летию некогда популярной газеты КОМАНДА zbirna.com решила открыть рубрику «Интервью из прошлого», в которой найдем место наиболее резонансным и памятным публикациям разных лет.


Сегодня герой проекта — нынешний главный тренер сборной Украины Андрей Шевченко. В 2001 году журнал France Football опубликовал интервью с форвардом Милана и сборной Украины, которое в переводе на русский увидело свет в газете КОМАНДА.

— Сегодня игру Милана в Серии А нельзя назвать успеш­ной…

— Кальчо — это серьезное испытание. Здесь игроку нужно быть во всеоружии каждый уик­энд. Необходимо постоянно на­ходиться начеку, чтобы избе­жать неприятностей, нельзя позволить себе ни малейшего расслабления…

— А может, у Милана воз­никла проблема с мотивацией на матчи?

— С мотивацией у нас все в порядке. Просто лиговский матч больше стимулирует, чем, на­пример, игра с Брешией. Мы подходим к Лиге с другой уста­новкой. Конечно, матчи с Ман­честером, Реалом или Ба­варией имеют для нас особен­ное значение. Это вполне понят­но… Но в то же время мы мо­жем уступить Брешии или Реджине, хотя и сильнее их.

— Какое ваше мнение о Николя Анелька?

— Я его не знаю лично. Он рано уехал из Парижа, чтобы иг­рать в Арсенале, где успешно забивал голы, благодаря чему и стал важным игроком.

— А в мадридском Реале он был таким же важным?

— Нет. Он показал себя с хо­рошей стороны на чемпионате Европы, а вот в Реале у Николя не сложилось… Жаль!

— Как, по-вашему, вы с ним в чем-то похожи?

— Он бомбардир, имеющий хорошие скоростные данные… Но Анелька моложе меня. Он должен еще прогрессировать.

— Вы получили известность в Европе благодаря матчам в составе сборной…

— Дело в том, что чемпионат Украины не представляет боль­шой ценности с точки зрения ми­рового футбола, ему пока далеко до репутации кальчо… Игроку не нужно долго искать способы дос­тижения известности. Един­ственный путь — проявить себя в матчах на европейском уровне.

— Вам это удалось!

— Три моих гола в матче с Барсой имели для меня очень большое значение… И еще те, которые я забил Баварии. Ев­ропа — самая лучшая витрина для футболиста.

— Думали ли вы, что так быстро добьетесь успеха в Милане?

— Я мысленно готовился к этому еще до приезда в Италию.

— Вы полностью удовлетво­рены тем, как прошел ваш пер­вый сезон в Италии?

— Хотя и приятно быть пер­вым среди бомбардиров, но все-таки у меня есть некоторая не­удовлетворенность. Я имею в виду титулы. Звание лучшего бомбардира кальчо хоть и почетно, но оно не заменит чемпион­ский титул Италии или европей­ского первенства… Чем больше выигрываешь, тем лучше!

— В номинации обладателя «Золотого мяча» кому бы вы отдали предпочтение: Фигу или Зидану?

— Затрудняюсь ответить. Они оба великие игроки и по уровню мастерства мало чем отличают­ся друг от друга. Все-таки Зидан, по-моему, имел преимущество благодаря титулу чемпиона Ев­ропы… Хотя в данной номинации играют роль, наверное, ка­кие-то другие критерии оценки.

— Как вы думаете, при каких условиях ваш рейтинг был бы выше?

— Я не играл на Евро-2000 против Фигу и Зидана. Участие в чемпионате Европы — это важ­ное условие для высокого рей­тинга футболиста.

— Известно, что вам нравил­ся Руй Кошта. Ваше мнение не изменилось?

— Нет. Этот футболист мне очень нравится. Его роль в команде так же велика, как у Зидана. И Кошта, и Зидан играют прежде всего для команды. У Фигу немного другой стиль.

— Как думаете, вы бы могли стать обладателем «Золотого мяча» в ближайшем будущем?

— Не знаю. Не все зависит только от меня. Ведь учитыва­ются также результаты Мила­на и сборной Украины… Ко­нечно, я хотел бы стать обладателем такой высокой награды… Мечтаю об этом, но ведь не я один. Кроме того, даже если бы я очень гордился тем, что полу­чил «Золотой мяч», все равно — самое большое удовлетворе­ние мне приносят командные достижения.

— После семи лет в профес­сиональном футболе игра доставляет вам такое же удоволь­ствие, как и в начале карьеры?

— Я играю и одновременно развлекаюсь. Конечно, футбол — это работа, но и увлечение прежде всего. У меня нет ощу­щений, что на поле я должен принуждать себя.

— А правда, что вы прыгали в окно, чтобы погонять с друзьями мяч?

— Прыгал, но только с перво­го этажа. Тогда мне было во­семь или девять лет.

— Вы нападающий… Можно сказать, что вас преследует мысль о голе?

— Я счастлив, когда у меня все получается и моя команда выигрывает. Но гол — это что-то больше. Если я не забиваю мя­чи, то становлюсь немного нервным… А когда упускаю, каза­лось бы, стопроцентную воз­можность, то не могу успокоить­ся и даже сплю плохо.

— Вы всегда играли в ам­плуа нападающего?

— Нет, в спортивной школе я играл полузащитником и не был так нацелен на ворота. Это при­шло со временем.

— Считаете ли вы, что напа­дающим легче стать известны­ми?

— Вообще-то, в команде все важны, но дл того, чтобы одер­жать победу, нужно забивать го­лы! Следовательно, именно бомбардиры могут изменить судьбу матча. Очень часто все зависит только от них.

— Какое качество, по-вашему, является определяющим для форварда?

— По-моему, сосредоточен­ность. Полная концентрация вплоть до последней секунды матча — вот что требуется от бомбардира… А чтобы забить больше мячей, нужно никогда не терять бдительности.

— У вас имеются какие-то проблемы в этом плане?

— Я ругаю себя за просчеты. Нужно постоянно работать над собой, что я и делаю.

— Вы часто анализируете свою игру?

— Да. Например, я часто вспоминаю о двух эпизодах своей карьеры. Первый — это матч за путевку на Евро-2000 «Франция — Украина, 0:0, Стад-де-Франс. 27 марта 1999 года. — Прим. ред.). Я вы­шел один на один с Бартезом… Если бы я тогда смог забить гол, все бы изменилось, включая и будущее украинской сборной. Второй эпизод — это матч с Галатасараем в первом туре Ли­ги чемпионов (3 ноября 1999 го­да, Стамбул, победа турецкой команды — 3:2. — Прим. ред.). Джордж Веа открыл счет, и у меня была возможность забить второй гол, но вратарь Таффарел отбил мяч. Вот примеры то­го, как я мог изменить ход ре­шающих матчей, но не сумел… Не имею права забывать об ошибках, я должен извлекать из них уроки.

— Вы настолько требова­тельны?

— Иногда это просто необхо­димо. Когда играешь в финале или в каком-то очень важном матче, не всегда главное значе­ние имеет физика или техника… Бывает, что судьба игры зависит от одной детали. Следователь­но, концентрация должна быть максимальной до последней се­кунды. Расслабляться нельзя. Это правило действует не толь­ко в футболе, но и в жизни.

— Хотите сказать, что бо­роться нужно до конца?

— Вот именно. Примеров до­статочно! Вспомните финал Ли­ги чемпионов между Манчес­тером и Баварией два года тому назад… Ведь немцы выиг­рывали за две минуты до кон­ца… А финал чемпионата Евро­пы Франция — Италия, когда последние секунды матча ока­зались решающими? Конечно, это вопрос счастливого случая, но, по-моему, и даже в большей степени, это вопрос концентра­ции игроков.

— Вы занимаетесь дополни­тельно после тренировок?

— Нет. Знаете, у нас трениров­ки проходят так, как надо, поэто­му желание дополнительно поза­ниматься не возникает… Я стара­юсь работать над своими недо­статками во время тренировок.

— Когда наблюдаешь за ва­ми во время матча, то кажется, что вы играете очень легко и естественно…

— На поле для раздумий не остается времени. Чрезвычайно редко выпадает возможность просчитать наперед свои дей­ствия. Следовательно, необхо­дима быстрая реакция, а это уже вопрос инстинкта, рефлек­са. Но кроме интуитивной сторо­ны, есть и практическая — это очень важная работа на трени­ровках. Все движения, которые кажутся такими естественными во время матчей, я постоянно отрабатываю каждый день, до­вожу их до автоматизма.

— Ваша жизнь очень изме­нилась с тех пор, как вы приехали в Милан?

— До приезда и после — это два способа жизни, которые не нужно сравнивать. В Италию я приехал, как маленький ребе­нок, познающий новый мир и открывающий для себя много ин­тересного. А Киев — это мой дом, я чувствую себя там более спокойно и беззаботно. В Мила­не я полностью отдаюсь работе.

— Говорят, что дисциплина в Динамо более сурова, чем в Милане…

— В Динамо все строго планировалось: тренировки, от­дых… Тебе сказали идти спать — ты и отправился спать… В Италии у меня больше свободы. Я могу пойти в кино, ресторан, когда хочу. Чувствую себя здесь более независимым, хотя и бо­лее ответственным.

— Ваша семья живет с вами?

— Да, для меня это очень важ­но. Мама и сестра живут в Мила­не. Когда выпадает денек-другой отдыха, мы едем в Монако, где я купил квартиру. Мне очень нра­вится Монако. Обожаю прово­дить там отпуск… Люблю посту­чать в мячик с Андреем Медве­девым в теннис-клубе или в рес­торане посидеть с друзьями.

— А как же рыбная ловля?

— Когда приезжаю в Укра­ину, обязательно иду с отцом рыбачить. Это позволяет мне расслабиться. Впрочем, моя цель — не рыбку поймать, а на солнышке посидеть!

14.04.2001