14 листопада 2018 13:01

Премьер-лига: что пул грядущий нам готовит?

1 ноября на общем собрании клубов УПЛ не стали детально обсуждать допускаемое регламентом возвращение премьер-лиги к 16 командам, отложив дискуссию до декабря.


Куда больше времени было уделено вопросу, который пока вспоминают реже - общему телевизионному пулу.


Как известно, в следующем году в УПЛ переходят все телевизионные и маркетинговые права. Это действительно крайне важное событие, которое станет базой для успешного развития чемпионата - как в спортивном плане, так и в коммерческом. Если только все будет хорошо…


На финишную прямую в борьбе за получение в свою очередь прав от премьер-лиги вышли четыре зарубежные компании - Infront, Profile Partners, Wasserman и Mediapro. Проведя в Доме футбола презентации, они выразили готовность оказывать консультативные услуги по разработке пакетов медиа-прав и их последующей реализации - как на внутреннем, так и внешнем рынках.


Предполагалось (и, наверное, предполагается), что в случае приобретения прав на показ игр УПЛ одной из приведенных выше компаний украинские трансляторы должны будут покупать у них пакеты, чтобы иметь возможность показывать матчи премьер-лиги.


***


Ситуация с телепулом выглядит заметно сложнее, чем с расширением премьер-лиги, у которого есть и горячие сторонники, и пламенные противники. Это, конечно, если не сводить вопрос к противостоянию известных телеканалов с теми, у кого имеется точка зрения, отличная от взглядов не менее известного клуба. В первую очередь с «Динамо» и «Зарей». Мнение восьми клубов каналы мало интересует, хотя порой и приходится с ними считаться.


Пока это выглядит так. Получение аффилированной с одним из грандов медиагруппой абсолютных прав на телепоказ чемпионата, во-первых, будет означать, что комментаторы и эксперты станут отстаивать в эфире точку зрения одного клуба и противостоять мнению других - доказано трансляциями матчей команд, на которые права уже получены.


Далее - вопрос календаря. Мы уже не раз становились свидетелями ситуаций, когда каналы медиагруппы, ссылаясь на недостаточное число передвижных телестанций (что впоследствии оказалось не вполне правдой), вынуждали неугодные клубы играть вскоре после еврокубковых матчей, а «Шахтер» - получал больше дней для восстановления. Что будет, когда расписание матчей окажется в полной зависимости от воли транслятора?


***


Наконец, каналы вовсе нельзя будет критиковать. Недавнее предупреждение, вынесенное Юрию Вернидубу за сравнение методов работы медиагруппы с принципами пропаганды, сурово осужденной в Нюрнберге, покажется лишь цветочками.


Прежний президент лиги Владимир Генинсон и высокопоставленные сотрудники УПЛ, перешедшие из прежней команды в нынешнюю, много раз заявляли, что единый телепул вовсе не означает наличие единого транслятора. Но как это будет выглядеть на практике - так и не сказали…


И сейчас неясно. Безальтернативно избранный президент УПЛ Томас Гримм недавно заявил, что его организации известно о проблеме разногласий, ее обсуждали со всеми сторонами конфликта. И якобы в тендерной документации предусмотрены моменты, которые позволят как минимум перевернуть эту страницу и начать с чистого листа.


***


Не вдаваясь в подробности, Гримм продолжает:


- Не сомневаюсь, что и «Динамо» при новой системе увидит для себе преимущества. Глубокий конфликт между грандами футбола и телевизионного рынка не может быть полезным для коммерческой привлекательности продукта. Теперь же есть документ, в котором планируем отдельным пунктом прописать, как права могут быть использованы. Мы сможем регулировать и влиять и на наших вещателей, и на клубы..


Красиво сказано. Но что можно прописать, если в тендере участвуют лишь иностранные организации, названия которых наверняка что-то скажут специалисту (но не объяснят их планы в Украине), однако ничего не говорят остальным 99 процентам.


Нет никаких цифр, которыми, как у Ильфа и Петрова можно было бы реально «путем сложного умножения и деления доказать преимущество советской власти перед всеми другими властями». Нет даже намека на обещание охладить пыл пропагандистов, чья деятельность поневоле вынуждает сравнивать ее с организациями из далекого прошлого, сметенными на свалку истории, но с успехом возродившимися в определенных регионах Европы.


***


Впрочем, предоставление каналам эксклюзивных прав на трансляции, похоже - только конечная цель акции. Понятно, что проглотить весь кусок целиком способны только они. Инфраструктура полностью готова, как была она готова и к показу ЧМ-2018, но, видимо, где-то в самых верхах решили с очень хорошей миной и сохранив лицо переуступить это право другим.


Пока же дело обстоит так, что нашей премьер-лиге нужно выбрать иностранного посредника из четырех вариантов. То есть того, кто предложит лучшие условия. Только вот сколько - и кому? УПЛ? Но самостоятельна ли она в принятии решений? События последнего времени порой заставляют в этом усомниться.


Да и какие решения принимает УПЛ? Так, по мелочи. Недаром, Гримм пока наибольшим своим достижением считает успешно проведенный матч за Суперкубок. Более серьезные вопросы сейчас прерогатива исполкома ФФУ, комитетов - контрольно-дисциплинарного, апелляционного…


Ну а там все «в интересах футбола» и «важно, чтобы команды провели эти матчи в сильнейших составах»…


***


Но не будем опережать события. Действительно есть четыре пакета предложений, красивая обертка которых была представлена 1 ноября. Внутри все детализовано, и заинтересованные стороны, то бишь клубы, получили время разобраться с плюсами и минусами. Непросто будет это сделать, ведь козыри у всех разные. Одни показывают, как это все будет происходить поэтапно, другие преподносят список партнеров, с которыми успешно сотрудничают, третьи уверяют, что готовы довольствоваться минимальным процентом. Четвертые хвастают объемом уже совершенных сделок.


Но вряд ли вопрос будет решен уже в ноябре, как предполагает один из конкурентов - если, конечно, он не был решен еще раньше. О какой конкретике можно говорить, если неизвестно, сколько команд в будущем сезоне будет в премьер-лиге?


А это станет в лучшем случае в декабре…



Евгений БЕЛОЗЕРОВ