22 травня 2018 20:30

Техническое поражение или техническая некомпетентность? История в трех частях

Послесловие к завершившемуся на днях юношескому чемпионату Европы U-17 и участию в нем сборной Украины.

Принцип Питера — положение, выдвинутое и обоснованное в одноименной книге Лоуренсом Питером. Формулировка: «В иерархической системе каждый индивидуум имеет тенденцию подняться до уровня своей некомпетентности».

Предыстория


УЕФА наказал техническим поражением (3:0) юношескую сборную Украины U-17 (футболисты 2001 года рождения и младше) в матче элит-раунда чемпионата Европы 2017/18 против Сербии (24 марта 2018 г.) за участие в нем двух футболистов – Романа Бодни и Николая Яроша, которые в первой игре мини-турнира с командой Испании (21 марта) получили вторые желтые карточки.

Первые были заработаны ими в матче осенней квалификации против команды Ирландии, проигранном нами 1:3. Кстати, Ирландия дошла до четвертьфинала чемпионата Европы в Англии, где в абсолютно драматической серии послематчевых пенальти уступила команде Нидерландов, которая и стала чемпионом Европы, победив во всех матчах плей-офф в серии пенальти.


Анекдот о программисте

Летят Холмс с Ватсоном на воздушном шаре. И спят в полете. Просыпаются над какой-то незнакомой землей, видят – внизу человек коров пасет. Снизились они и спрашивают мужика:
– Скажите, сэр, где мы находимся?
– На воздушном шаре.
– Спасибо, сэр, – и летят вверх.
Холмс задумчиво говорит:
– Интересная местность, Ватсон! Программист пасет коров!
– Холмс, а с чего вы взяли, что он программист?
– Это элементарно! Во-первых, он долго думал над ответом. Во-вторых, его ответ был абсолютно точен. В-третьих – абсолютно бесполезен!


ЧАСТЬ I


Предохранители

В принципе существует как минимум четыре предохранителя от ошибки при формировании протокола матча в рамках соревнований УЕФА с участием сборных.

Первый – сама система УЕФА TIME предупреждает. Именно это и произошло в случае с командой U-17, но все-все, кто держал в руках протокол, проигнорировали предупреждение. Причина? Человеческий фактор?

Вместе с тем УЕФА TIME и УЕФА FAME – это специально созданные УЕФА интернет-ресурсы для обеспечения текущей деятельности участников соревнований и различных мероприятий под эгидой Европейского футбольного союза. Здесь можно найти ссылки на дисциплинарную историю команды без прямого контакта с соответствующей службой УЕФА. Если, конечно, не лень писать электронные письма в УЕФА.


Вместе с тем соответствующие службы в Ньоне всегда к услугам федераций. Но только в том случае, если помнить о том, что такая опция существует, и какой-либо уточняющий вопрос возникает. А если этот проверочный вопрос не возник?.. Почему? Человеческий фактор?


Второй предохранитель – это сами тренеры. Не забываем сермяжную и суконную истину – только тренеры называют состав. Они его формируют и они же его ведут весь цикл.


Между первым квалификационным раундом и вторым прошло пять месяцев. Команда приняла участие в трех учебно-тренировочных сборах (турнир в Минске – январь, две игры в Израиле – февраль и УТС накануне мини-турнира УЕФА – уже в марте), сыграла семь матчей.


Как тренеры, работающие с юношескими сборными не один, не два и не три цикла – Олег Кузнецов с сезона 2010/11, а Сергей Мурадян с сезона 2005/06 – могли забыть о существовании дисциплинарных правил? При этом правила сохранения карточек после первого квалификационного раунда не менялось с момента появления двухраундового отборочного цикла в категориях U-17 и U-19 в сезоне 2002/03. Причина? Человеческий фактор?

Третий предохранитель – так называемое техническое или организационное совещание перед началом мини-турнира УЕФА. На нем, как и перед любым матчем УЕФА, делегат УЕФА всегда напоминает участникам турнира или матча о том, что ответственность за соблюдение дисциплинарных наказаний несут участники события – национальные ассоциации или клубы.

На подобное совещание в Чехии, где проходил элит-раунд УЕФА, от нашей делегации отправлялись массажист и администратор, английским языком не владеющий (уровень знания английского первым неизвестен). Также следует понимать, что объем информации во время такого совещания достаточно велик, к тому же сама лексика неспецифична для обычного носителя языка, тем более не связанного с футбольной бюрократической деятельностью. Как следствие, присутствующий мог просто не уловить, упустить из вида замечание делегата. Причина? Человеческий фактор?


И да, и нет!


Будь в составе делегации ФФУ менеджер команды, как это принято в большинстве национальных ассоциаций, проблема отпала бы сама собой. Поскольку он бы вел дела этой сборной на протяжении всего отборочного цикла.


В 2013 году, при «попередниках», от руководства ФФУ удалось добиться официального утверждения списочного состава делегаций юношеских сборных на подобные соревнования, который предусматривал участие менеджера команды во всех официальных турнирах под эгидой УЕФА и ФИФА. Но позднее почему-то об этом правиле «забыли». Снова человеческий фактор?


В принципе, отсутствие менеджера команды – это своего рода маркер. Показатель отношения к делу и понимания механизмов работы так называемого института национальных сборных со стороны тех, кто непосредственно руководит этой сферой деятельности в офисе ФФУ. Сегодня мы знаем цену этой ошибки. Формально – 2 000€, сумма, на которую оштрафовал ФФУ УЕФА. На самом деле потери гораздо более существенные и не только в сугубо фискальном эквиваленте…


Наконец, четвертый предохранитель – электронное письмо УЕФА, которое отправляется в адрес национальной ассоциации по итогам каждого матча с указанием дисциплинарных событий в нем (на следующий день после игры). Такое письмо пришло в ФФУ, но не на центральный адрес ([email protected]), а на личный адрес сотрудника ФФУ и его не открыли.


Причина? Снова пресловутый человеческий фактор. И на этот раз – это корректное утверждение. Сотрудник находился с другой командой и выполнял сразу две функции в одном лице. То есть элементарно, по Холмсу, был перегружен работой. Это нормально? Ответ очевиден.


Занавес. Конец первой части.

ЧАСТЬ II

Тренеры и все, все, все


Что же произошло на самом деле? Системная ошибка? Системный сбой? Саботаж или, может быть, даже диверсия?


Последнюю версию отметаем сразу. Подобные гипотезы обсуждаются в кабинетах у врача или в разведывательных сообществах, где паранойя нормальное состояние как минимум для службы контрразведки.

Мы же остановимся на такой аксиоме: состав на матч априори, по определению, формирует тренер, и только тренер. Тренер, который принимает участие в соревновании, должен знать элементарные регламентные нормы, точно так же, как и владеть Правилами игры в футбол. Поэтому все разговоры о том, что ФФУ следует назначать ответственного за карточки – это все равно, что предлагать назначать ответственных за угловые или ауты в тренерском штабе команды. Можно, но не нужно.


Современная юношеская сборная страны – это не только тренеры, врачи, администраторы, а еще и менеджеры, видеоаналитики, диетологи, ортопеды и даже учителя (конечно, речь не о ФФУ – это стандарты ведущих футбольных ассоциаций). Все вместе они – единая команда, работающая в структуре такого же системно выстроенного института национальных сборных.


Если нет команды – нет результата. Банально, но иначе никак. Результат, как это ни прозвучит парадоксально, почти был достигнут. Хотя без двух основных футболистов, которые должны были пропускать игру с сербами, но не пропустили, результат мог быть иным (напомню, наша команда обыграла соперника – 2:1), и все решалось бы в последнем туре. Но решалось бы! (К результату мы еще вернемся).

Естественно, принимая во внимание тот факт, что УЕФА регулярно и систематически информирует национальные ассоциации о соревнованиях, в которых их команды принимают участие, обычно федерации назначают ответственных за контакты с УЕФА.

Впрочем, эти специалисты, как и видеоаналитики, администраторы, менеджеры, лишь собирают и аккумулируют информацию того или иного рода. Но не формируют список кандидатов и не выбирают стартовый состав. Их задача – помочь тренеру, ответить на вопросы, связанные с регламентом турнира, с историей дисциплинарных наказаний. А управляет командой только тренер!


С другой стороны, если национальная федерация игнорирует, экономит, недопонимает важность комплектования полноценных штабов своих команд и считает, что всю ответственность можно переложить на кого-то попутно, тогда происходит то, что происходит.


Для иллюстрации этого факта можно вспомнить интервью председателя Комитета национальных сборных ФФУ Мирона Маркевича перед стартом двух юношеских команд в элит-раундах УЕФА (https://ffu.ua/article/32948):


— …Чи плануєте ви бути присутнім на матчах еліт-раунду?

— Навряд чи, оскільки в ці терміни буде грати й головна команда країни. Напевно, я буду там. Але в нас є Олег Протасов, Володимир Ковянов. Думаю, без уваги наші юнацькі збірні не залишаться.


Тим більше, Олег Кузнецов та Олександр Петраков — досвідчені фахівці. Сподіватимемось, обидві збірні вийдуть до фінальної частини Євро…


Протасов был как раз в Чехии, а Ковянов в Румынии с командой U-19, но то самое письмо УЕФА, четвертый предохранитель, в результате пришло в Румынию, однако не ему…


Я бы еще добавил, что когда в Комитете национальных сборных ФФУ работал Семен Альтман, существовала практика ежемесячных собраний тренеров и Аналитического отдела Департамента развития ФФУ, на которых обсуждались текущие проблемы, итоги выступлений команд.


Там же происходил обмен мнениями и, если хотите, опытом, а порой, проходили даже своего рода тренерские семинары по тем или иным актуальным вопросам работы сборных и их наставников. Тренеры готовили отчеты, пребывая в постоянном тонусе и в контакте с руководителем и соответствующими службами ФФУ. С уходом Альтмана (осенью 2016 года) таких совещаний больше не проводилось.


Валерий Трутнев, который внес в систему тот самый протокол – профессиональный программист, инженер-математик по образованию, и в профессиональном футболе работает с 2000 года. Заметим, что Трутнев вел полную статистику по сборной, которая включала в себя и дисциплинарные наказания. Вся статистика была в распоряжении тренера. Вся!

Трутнев, к сожалению или к счастью, в первую очередь программист. Он получил состав команды, ввел его в систему, увидел предупреждение, задал вопрос, получил ответ (как оказалось, неправильный) и сохранил протокол.


Почему главный тренер команды U-17 и его ассистент, обладая многолетним опытом работы со сборными, забыли о том, что у них в составе есть футболисты с карточками по итогам первой квалификации, ответа нет. Его не дала и комиссия ФФУ, которая лишь уволила релевантных, по ее мнению, сотрудников ФФУ. Его не дал и Комитет национальных сборных – тренер получил выговор. То есть ему, в отличие от всех остальных, можно так грубо ошибаться?!


И коль уж футбол – это в том числе набор ошибок, цена которых напрямую влияет на конечный результат, то и от вполне обоснованного вопроса: кто за него в итоге отвечает? – не уйти.


Хотя почему не сработали все остальные предохранители – ответ очевиден. Что-то сломалось в системе внутренних коммуникаций ФФУ и, вероятно, это произошло не сегодня, и даже не вчера.


Занавес. Конец второй части.


ЧАСТЬ III


Результат и компетентность


Начиная с сезона 2012/13, одна из юношеских сборных Украины – U-17 или U-19 – неизменно выходит в финальную часть чемпионата Европы. Таким результатом могут похвастать только две страны – Украина и Нидерланды! Что, безусловно, является успешным итогом работы ФФУ.

Конечно же, следует добавить, что Нидерланды на протяжении указанного периода трижды квалифицировались в финальные раунды чемпионатов U-17 и U-19 в течение одного спортивного сезона. Германия и Португалия имеют такие же показатели. Франция, Англия, Австрия и Италия достигали подобного успеха дважды. Испания и Норвегия, а также Россия делали это один раз. Но все они, в отличие от Украины, не играли в финале каждый год.


Кстати, украинские сборные только в сезоне 2003/04 добирались до финальных турниров УЕФА и младшими и старшими юношами. Теоретически мы могли повторить этот успех в этом сезоне, как это сделали, например, Норвегия, Португалия и Италия, но что-то пошло не так...


В течение вышеуказанных шести сезонов сборные команды 31 ассоциации членов УЕФА квалифицировались в финальные турниры. Вам не кажется, что Украина попала в очень привлекательную компанию и имеет в какой-то мере выдающуюся позицию среди признанных лидеров европейского футбола: Германии, Испании, Англии, Франции и Италии?


Странно, что в суматохе и спешке, разбирая причины откровенного провала в Чехии, ответственные за институт сборных не воспользовались очевиднейшим шансом – продемонстрировать наглядный прогресс своей деятельности (как-никак в Румынии команда U-19 путевку на финал добыла). Что, на мой взгляд, также характеризует уровень понимания процесса управленческой командой ФФУ. Но совершенству нет предела, как и не ошибается только тот, кто ничего не делает.


Конец третьей части. Занавес!


От редакции


Владимир Черно-Иванов проработал в системе юношеских и молодежных сборных Украины с 2002 по март 2018 года. В различные периоды возглавлял Технический, Информационно-аналитический и Департамент развития ФФУ, в 2008-2012 гг. занимал пост заместителя главы Комитета национальных сборных ФФУ, а в 2015-2017 гг. являлся матч-делегатом УЕФА.


Владимир ЧЕРНО-ИВАНОВ