9 квітня 2018 10:21

"Французы повели в счете еще в аэропорту". Откровения бывшего тренера сборной Украины

Эксклюзивное интервью нашему сайту дал бывший тренер сборной Украины Виталий Шпанюк, который отвечал в команде за физическую подготовку.


Представить себе современный футбольный клуб без этих людей практически невозможно. С них начинается и ими заканчивается каждая тренировка команды. Они — это тренеры по физической подготовке. С одним из таких специалистов, украинцем Виталием ШПАНЮКОМ, мы встретились в Турции во время зимних сборов. Сейчас он работает в тбилисском Динамо, а раньше трудился в киевском Арсенале и львовских Карпатах. А еще на протяжении почти четырех лет выполнял функции тренера по физподготовке в национальной сборной Украины. Принимал участие в матчах плей-офф за выход на ЧМ-2014, ездил на ЧЕ-2016. Видел все изнутри…


«Грузины бросили меня в море»


— Виталий, как вы оказались в Грузии?

— После того как стало понятно, что Вячеслав Грозный и группа его помощников покидают Динамо из Тбилиси, мне перезвонил один грузинский агент и сделал такое предложение. Было это в феврале прошлого года. С тех пор я в Тбилиси.

— Принято считать, что физика — далеко не самый главный конек грузинских футболистов. В своей работе вы с этим столкнулись?


— Я думаю, что любой игрок, не только из Грузии, не любит бегать и прыгать. На то он и игрок. Другое дело, что каждый из них должен понимать, что физическая готовность — неотъемлемый атрибут его профессии. Грузины это тоже понимают, поэтому ошибочно считать, что они плохо подготовлены в функциональном плане…


Как только я приехал в Тбилиси, сразу уговорил президента приобрести систему контроля для педагогического тестирования, и первые результаты превзошли все мои ожидания. По уровню скоростных данных футболисты Динамо ни в чем не уступали игрокам сборной Украины того периода, когда я там работал. С выносливостью да — тут большая проблема, поэтому иногда кажется, что грузинский чемпионат напоминает ветеранский футбол. Не все хотят терпеть. Дайте мне мяч — и я на скорости сделаю все, что хотите. Но на всех мячей не хватает (улыбается).


Индивидуальная техника у грузин на очень высоком уровне. Мяч они могут даже на носу носить, но когда объединяешь их в пару, в тройку, в команду, сразу возникают проблемы. С тем, как отдать своевременную передачу, под удобную ногу и так далее. Жонглировать мячом несколько сотен раз — еще не значит обладать хорошей техникой. Так однажды сказал Йохан Круифф, и эта фраза висит у нас везде — на базе и в раздевалке. На трех языках.


— Грузины нормально реагируют на все ваши требования?

— Да. Вот недавно в море бросили (улыбается). Во время пробежки по пляжу спросили, который час. Убедились, что я без телефона — и окунули меня всей командой. Так что с эмоциями у нас все хорошо.


«Позвонили из сборной Украины — я сразу приехал»


— Ваша работа в клубе и в сборной — это совершенно разные вещи. Я правильно понимаю?

— Конечно. В клубе существует много разных периодов работы — подготовительный, соревновательный, переходный. В сборной все намного проще. Команда собирается за несколько дней до матча. Задача всего тренировочного процесса — восстановить и сбалансировать футболистов. Все! Я много общался с коллегами из других сборных, и у всех специфика работы примерно одинаковая.


— При каких обстоятельствах вы получили приглашение в национальную команду?

— Для меня это, признаюсь, стало полной неожиданностью. Позвонили из ФФУ, пригласили. Хотя раньше я ни с кем из штаба Михаила Фоменко никак не пересекался. Возможно, сработал, скажем так, географический фактор. В то время сборная постоянно базировалась в Киеве, а я тогда работал в Арсенале. В общем, не знаю, кто меня рекомендовал, но весной 2013 года, перед выездным матчем с Польшей, мне поступило такое предложение. Приехал в Дом футбола по первому зову. Все-таки это сборная моей страны. Какой тренер не хочет работать в этой команде?


— Как вам ее нынешние выступления?

— На мой взгляд, нужно сбалансировать два самых важных компонента в футболе. Раньше ведь как было? Сборная добивалась какого-то результата, но ее критиковали за игру. Теперь, кажется, наоборот. Стало больше людей, довольных самой игрой, но результата пока нет. Впрочем, я не имею никакого морального права анализировать работу тренерского штаба сборной Украины. Могу сказать только одно. В тот период, когда работал Михаил Фоменко, добиваться результата, играя в другой футбол с теми исполнителями, было сложно. Сейчас появилась новая плеяда футболистов, и они, видимо, в состоянии соответствовать требованиям нового стиля игры.


Тренерский штаб проводит анализ состояния игроков и их возможностей, поэтому ему виднее. Да, выступление в отборочном турнире ЧМ-2018 было не совсем успешным, но и у нас хватало неудач. Думаю, просто нужно время.



«Приехали на тренировку, а мячи не дают»


— Что вам больше всего запомнилось за время работы в штабе Михаила Фоменко?

— Побед было достаточно, и каждая из них в сборной дорогого стоит. Самым памятным был выход на чемпионат Европы, когда мы прошли Словению. Впрочем, все равно осталось чувство какой-то недосказанности…


Взять, например, плей-офф с Францией. Первый матч, Киев, сумасшедшая атмосфера и великолепная игра в исполнении сборной. 2:0. Отличные шансы на успех по сумме двух встреч. У нас была уверенность, сплоченность и так далее. Прошло три дня — совсем другие эмоции. Вот это, пожалуй, стало самым главным разочарованием за все время работы.


— В Париже действительно произошло что-то невероятное. В чем, на ваш взгляд, главная причина?

— Там был целый комплекс причин, и в том поединке мы проиграли не только сборной Франции — мы уступили всей нации. То, что происходило на поле, видели все, но было много вещей, которые остались незаметны простым болельщикам. Профессионалы меня поймут, ведь в футболе мелочей не бывает. Лично для меня это был большой опыт. В том числе и организационной работы. В плей-офф чемпионата Европы, когда мы играли со Словенией, таких просчетов уже не было…

Французы начали нас обыгрывать еще в аэропорту. Там мы просидели полтора часа, а это в процессе подготовки к игре, которую нужно проводить через два дня на третий, — драгоценное время. Все вокруг улыбаются, все приветливые, а половины багажа нет, и мы никуда не можем уехать.


— Потерялся?

— В том-то и дело, что нет, но каждый француз, как мне казалось, хотел создать нам дополнительные сложности на своем участке работы. Там машина не в тот терминал поехала, там лишний досмотр и так далее. Все извиняются, но полтора часа команда сидит в автобусе и ждет.


Приехали на стадион, на тренировку, а нам мячей не дают. Они есть, но их, оказывается, не туда отвезли. И так до самого матча, который проходил в потрясающей атмосфере. Трибуны кричали так, что нельзя было ничего подсказать футболистам. Плюс судейство — это вы и без меня помните. Удаление Евгения Хачериди стало ключевым в той игре. Много ожиданий было и от чемпионата Европы, но во Франции у нас снова ничего не вышло.


— По поводу Евро-2016 мы еще поговорим, а пока вернемся к матчам плей-офф 2013 года с французами. Не слишком ли много сил сборная Украины оставила в Киеве?

— Вот как раз тогда мы точно были хорошо готовы физически. Кадровая ситуация, если не считать, конечно, дисквалифицированных после домашнего поединка ребят, нас вообще не беспокоила. Все игроки были в строю, все выступали в основных составах. Динамо и Шахтер — на ходу, Днепр еще сильный, Металлист. Почти все футболисты играли в еврокубках, находились в хороших кондициях. Проблема была в психологии…


Евгений ГРЕСЬ