30 березня 2018 14:45

Алексей Михайличенко: Рыжий. Честный. Влюбленный

Сегодня исполняется 55 лет заслуженному мастеру спорта, легендарному футболисту и тренеру Алексею Михайличенко.


Какой момент его руководства сборной вспоминается мне первым делом? Сейчас расскажу.


«Что это было?»


10 октября 2009 года. Днепропетровск. Решающий матч группового турнира квалификации южноафриканского ЧМ. В соперниках у наших — не потерявшая ни одного очка в девяти предыдущих встречах команда Англии.


13-я минута. Милевский после длинного заброса вперед объезжает неповоротливого Фердинанда, словно Т-34 — гусеничный танк времен Первой мировой войны. А вратарь британцев Грин поступает с Артемом, как садовник, чья газонокосилка вышла из-под контроля. Два в одном: пенальти и удаление в самом дебюте матча.


К мячу уверенно подходит Шевченко, разводит мяч и Джеймса по разным углам, но тот вероломно рикошетит от левой штанги за лицевую. Режиссер трансляции делает легкий «флэш-бек», показывая хозяйскую скамейку. Нервы Михайличенко на пределе: он не смотрит на поле, прикрыв лицо и глаза. Лишь выдох разочарованной «Днепр-Арены» подсказывает: гола не было. Наученный читать по губам футболистов и тренеров «простые три слова», боюсь предположить, что сказал бы на месте Алексея Александровича другой наставник. Но губы Михайличенко артикулируют: «Что это было?» У его помощника, Геннадия Литовченко, слов не находится. «Куда попал?» — уточняет Михайличенко. — «В штангу…»


Спокойствием это назвать сложно. Скорее, врожденная интеллигентность. Но отсутствие паники у тренера так или иначе передается игрокам: Шевченко забывает проклятый пенальти, Милевский проводит лучший матч за сборную (8,5 — от Guardian!), совсем юный Ракицкий своей бешеной левой едва не ломает руку Джеймсу ударом метров с тридцати, а четверть часа спустя Сергей Назаренко не без помощи рикошета забьет мяч, который заставит «Львов» Фабио Капелло окончательно поджать хвостики.

В тот вечер Украина одержала первую в истории победу над признанным грандом европейского футбола…


Футбол по двоичной системе


Он возглавил сборную в неполные 45, в буферный период ее существования. Почти сошло поколение Ващука, Шовковского, Гусина, Реброва, Федорова, выгрызавшее четвертьфинал ЧМ-2006. Еще не одержана победа в тендере на проведение Eвро-2012. Но ожидания от главной команды все еще велики: разминочного цикла новому тренерскому штабу никто не дает. Решать задачу нужно здесь и сразу.


Михайличенко постепенно пускает свежую кровь: не будем забывать, это именно он двумя годами ранее выиграл серебро молодежного ЧЕ-2006 в Португалии. Ответный стыковой матч против Бельгии Ломбертса, Вермалена, Мертенса и де Смета в Локерене, а также победный мяч Милевского за 12 секунд до окончания компенсированного времени — то, что останется в памяти на всю жизнь.


Алексей Александрович постепенно подпускает к главной сборной лидеров той молодежки — Пятова, Чигринского, Алиева, Милевского и… Ярмаша. Текст главной роли в центре поля получает Назаренко — единственный полевой игрок сборной, так и не сыгравший при Блохине ни минуты на немецком мундиале. Именно его гол приносит нам победу в контрольном матче против Швеции.


Товарняк в Стокгольме становится лекалом: если не считать будущих поединков с Андоррой (5:0 дома и 6:0 в Андорра-ла-Велье), игру команды Михайличенко было сложно назвать зрелищной: это был аккуратный «партизанский» футбол. Недаром 10 из 21 матча под его руководством команда провела «по двоичной системе» — 0:0, 1:0 и 0:1, случившееся только однажды, но в самый решающий момент.


Греческая трагедия


Михайличенко попал в тяжелую группу, фаворитами которой считались англичане с хорватами. Стартовый матч против Беларуси написал сценарий ко всему циклу: вязкий футбол в течение 90 минут и нелепый фол Чухлея на Тимощуке уже в компенсированное время. Чутье не подвело Михайличенко: за четверть часа до свистка он выпустил на поле «шитого-перешитого» Шевченко, и тот с 11-метровой отметки не промахнулся. Кармический узелок завязался: в этой квалификации очки добывались исключительно через не могу.


При этом у сборной Михайличенко был характер: она билась с англичанами на выезде и дважды не дала обыграть себя мощнейшим хорватам. Что было в решающем матче с Англией, вы знаете. К тому моменту главный тренер органично ввел в состав совсем юных Хачериди, Ракицкого (игравшего левого латераля) и Ярмоленко. Получив обкатку в том самом цикле, они стали в главной команде своими на десятилетие.


То, что случилось с греками, можно назвать трагедией, но, скажем так, трагедией отчасти закономерной. Михайличенко не хотелось играть в Донецке, где атмосфера вокруг матча оказалась, скажем мягко, недостаточно футбольной. Злую шутку сыграли и выездные нули: смысла запираться не было, но команда по привычке осторожничала. Забей в дебюте матча Шевченко, и все бы могло сложиться иначе: пульт управления игрой перекочевал бы в руки наших тренеров, но… Случился полный Салпингидис — эту сложную для произношения фамилию нам уже не забыть. Ну а тягаться с Рехагелем в партизанском футболе — все равно, что пытаться обогнать француза в скоростном открывании устриц. Утопия.


В тот вечер Михайличенко, думается, выкурил двойную, а то и тройную порцию любимого Camel. И еще долго не мог смотреть футбол даже по телевизору… Выиграй Алексей Александрович тот матч, и история могла бы пойти по другому пути: тренерской чехарды накануне ЧЕ-2012 удалось бы избежать — так точно. Драма тренера оказалась в том, что он дал жизнь новому поколению ярких игроков и сконструировал скелет сборной, игравшей на домашнем Евро, но сам был вынужден следить за ней со стороны.


***


Михайличенко — фаталист. Он, конечно, все правильно оценил: недаром в его библиотеке столько исторической литературы. Да и потом, вспоминая цитату из самого свежего интервью юбиляра: «Всегда интересно узнать, с какой стороны гильотины ты окажешься…»


Будучи человеком, влюбленным в футбол, Михайличенко в этой профессии попробовал все. Или почти все, ведь в его возрасте еще просматривается перспектива возвращения из штаба в окопы.


Валентин ПОЛИЩУК