12 березня 2018 20:54

Рим футбольный и не футбольный

Семен СЛУЧЕВСКИЙ, для «Футбольного клуба»


Впервые в истории лидеры украинского футбола «Динамо» и «Шахтер» синхронно играют с двумя римскими клубами. Киевляне уже удачно съездили в Вечный город, а дончанам предстоит выйти на поле легендарного «Олимпико» завтра.


Итальянская столица – классический двухклубный город. Знаковые футбольные города традиционно делятся на многоклубные (Лондон, Будапешт, Буэнос-Айрес, Рио), двухклубные (Манчестер, Ливерпуль, Мадрид, Барселона, Турин, Милан, Монтевидео) и одноклубные. С последними все понятно. Сколько бы команд ни было бы в Киеве (а история помнит и «Машиностроитель», и «Локомотив», и «Большевик», и «Арсенал» – он же ЦСКА, ОДО, СКА…), сердца болельщиков однозначно принадлежат «Динамо». Аналогичная ситуация в Тбилиси, Неаполе, Париже, Дортмунде.

Любопытнее, какие социальные слои болельщиков и в какой пропорции за кого «топят» в многоклубных и двухклубных городах? Такой вопрос одолевал меня на улицах Вечного города. Одолевал, конечно, касательно не всех городов, а именно того, по которому протекает не широкий, да и не очень чистый Тибр.

Вроде бы ответ лежит на поверхности, нужно лишь произнести названия команд: «Лацио» и «Рома», т.е. административной области Италии, в которой находится столица страны и собственно самой столицы. Если перевести на хорошо знакомый старшему поколению «партийный» язык, то выходит: команда обкома партии против команды горкома. Только не коммунистической партии, а именно фашистской – PNF(Partito Nazionale Fascista).

Да, Бенито Муссолини знал на кого опираться – на консервативных и отнюдь не бедных крестьян из пригородных регионов столицы, да и не только столицы. Людей, которые настроены не просто националистически, а как раз праворадикально.

Не стану, как многие серьезные источники, включая знаменитый «Футбольный ежегодник», который много лет печатается всемирно известным издательством «Dorling Kinersley», уверять, что Дуче сам истово болел за «Лацио». Это и не важно, фанател он или не фанател за «орлят». Принципиальнее то, что через поддержку таких болельщиков он эффективнее проводил свою политику. Чемпионат мира 1934, проходивший в Италии, на котором хозяева завоевали первое место, помог Муссолини в его идеологической экспансии.

Но не ловите «оппозиционные» настроения в вечном сопернике бело-голубых – «Роме». Клуб «волков» был создан также по приказу одного из крупнейших бонз фашистской партии Итало Фоски из пяти (!) римских клубов: «Роман», «Альба», «Аудаче», «Фортитудо» и «Про Рома».

И цель такого объединения простая – в столице должна быть одна мощная команда, которая достойно сможет противостоять вечным лидерам итальянского футбола – «проклятым северянам» из Турина и Милана. Под «сокращение и объединение» должен был попасть и «Лацио», но бело-голубых спас их фанат, не менее важный чинуша из окружения Дуче – генерал Джорджо Ваккаро.

Римское дерби – это нечто особенное. Трагические прецеденты, а они, увы, были, сейчас рекламировать не станем. Обратим внимание на столичные кварталы: где поддерживают бело-голубых, а где желто-красных.

За «Рому» болеют во всем городе, но, прежде всего, в старинном районе Тестаччо, который расположен на левом берегу Тибра южнее Колизея. В древние времена туда, сначала морем, а потом по реке свозили зерно, мрамор, вино в амфорах. Амфоры бились нещадно, отсюда и название района – Холм Осколков (Monte Testaccio). В 19-м веке вокруг этих кварталов построили заводы, рабочие которых традиционно считаются фанатами «Ромы».

Намного забавнее ситуация с самими осколками. Из-за них в этом районе много десятилетий работают археологи. Но не только профессиональные ученые. В одном из великолепных комедийных фильмов итальянского неореализма «Полицейские и воры» (1951 г.) герой картины мелкий жулик Эспозито (в этой роли великий актер Тото), завидев у Колизея очередных денежных американских туристов, бьет на мелкие обломки старые унитазы и пытается продать их как сувениры, выдавая за осколки старинных амфор из Тестаччо.

Мы еще вернемся и к Тото, и к продюсерам того фильма, знаменитым Дино Де Лаурентису и Карло Понти. В начале продюсерского пути они работали вместе, это позднее каждый из них создал много шедевров, привлекая самых знаменитых режиссеров и актеров: Федерико Феллини, Витторио де Сику, Лукино Висконти, Марчелло Мастрояни, Джульетту Мазину и др.

В послужном списке де Лаурентиса «Ночи Кабирии», «Дорога», «Ватерлоо», «Рэгтайм», «Гладиатор» и т.д.

Понти же знаменит «Чочарой», «Бокаччо-70», «Браком по-итальянски», «Вчера, сегодня, завтра». О последнем фильме мы с коллегой вспомнили, гуляя вдоль великолепной Пьяцца Навона. Именно там была снята одна из новелл этого замечательного фильма. Самая большая заслуга Карло Понти, что он вырастил, вывел в звезды международного уровня Софи Лорен, которая и там играла главную роль.

Ни Софи Лорен, ни Карло Понти, ни Дино Де Лаурентис прямого отношения к футболу не имеют. Зато свое имя не только в кино, но и в футболе завоевал племянник Дино – Аурелио Де Лаурентис. Его знают не только как кинопродюсера, также с мировым именем, но и как владельца, президента нынешнего «Наполи». Вновь о великом комике Тото. Помните замечательную комедию «Операция Святой Януарий»? Как там лихо неаполитанские бандюки во главе с «крестным отцом», которого играет Тото, болеют за «Наполи»?

Кто же из великих деятелей кино – болельщики «Ромы»? Актеры Альберто Сорди и Рассел Кроу, композитор Энио Мариконе.

В списке фанатов «Лацио» имен такого порядка из мира кинематографа я не нашел. Лациали, правда, могут гордиться, что за «орлят» болел Папа Иоанн Павел Второй. Тот самый, который «из наших, из поляков, из славян». Также Лука Кордеро ди Монтедземоло – многолетний президент «Феррари». А еще может утешить то, что когда говорят о Париоли, римском районе традиционной поддержки «Лацио», то из знаменитостей вспоминают, прежде всего, первую звезду итальянского неореализма Анну Маньяни.

Что такое Париоли? Это римская Конча-Заспа. Посему скорее пригород, чем городской район. И, конечно, заселен не рабочим классом. Но стебаться не станем, а отдадим должное нынешнему президенту бело-голубых Клаудио Лотито. Бюджет клуба значительно скромнее бюджетов других грандов. Но из числа знаковых клубов он пока еще итальянский. Наряду с «Ювентусом» и «Наполи». В то время как «Рома» – американский, а оба миланских «полосатика» – китайские. Да, таков нынче тренд.

Нынешняя команда Симоне Индзаги, пусть и без крутых имен, но крепкая. Однако «Рома» в последних турах чемпионата своей страны с «Наполи» и «Торино» выглядела еще круче.

Это я к тому, что не упомню, когда украинские клубы два матча подряд не проигрывали итальянским. Как сложится во вторник и четверг, посмотрим.