2 березня 2018 10:10
1

Мирко РАЙЧЕВИЧ: "Одонкор каждый день плакал, а Ле Таллек должен сказать спасибо Грозному"

В новом веке в украинском чемпионате легионеров было в достатке во всех командах. Даже представители первой лиги могли похвастаться высококлассными исполнителями. Но трудолюбивых, порядочных и надежных футболистов было не так много. Один из таких – черногорец Мирко Райчевич, в свое время защищавший цвета "Зари", "Черноморца" и "Говерлы". Его первый сезон в составе луганчан, где он ярко себя проявил в паре с албанцем Паритом Джихани, фанаты "черно-белых" до сих пор вспоминают с особой теплотой. Райчевич оставил о себе хорошую память. Он поработал с разными тренерами – Волобуевым, Блохиным, Грозным, Гамулой и Севидовым – получил огромный опыт.


В Турции с Мирко мы пересеклись в одном отеле, грех было не вытянуть 35-летнего футболиста на интервью в рамках постоянной рубрики FootBoom "Пятничные беседы о прошлом". На тренировочном поле отеля черногорец тепло встретил делегацию "Олимпика", подошел поприветствовать главного тренера донецкой команды Романа Санжара и явно был рад такой встрече.


- Не могу сказать, что я был хорошо знаком с Романом Санжаром, - начал нашу бесуду Мирко, - но помню его еще по тем временам, когда мы пересекались в первой лиге. Понимаю, как трудно столь долгий срок работать на одном месте. Хотел поздороваться с ним и пожелать удачи. Пять лет быть тренером команды Премьер-лиги – это фантастика! Тем более у Романа постоянно меняются футболисты, но он каждый раз добивается результата.


- У вас в Viber аватарка, на которой вы в солидном костюме и с каким-то призом…


- Это было в прошлом году, мне вручили "Серебряный мяч" в Черногории. Когда я вернулся из Украины, в первом же сезоне выиграл чемпионат. А затем удостоился такой вот чести.


- Вы уже почти три года как покинули Украину. Связь с нашей страной как-то поддерживаете?


- Поддерживаю, всегда радуюсь, когда с кем-то созваниваюсь. В основном общаюсь с ребятами, с которыми мы играли в "Говерле". Это голкипер Александр Надь, Максим Фещук, наш капитан Виталий Лисицкий, еще несколько футболистов. А еще я очень рад был встретить ребят, которые прилетели в Турцию учиться на тренерскую лицензию – Вову Езерского, Эгише Меликяна и Андрея Тлумака. С последним мы знакомы еще со времен совместного выступления в "Заре", когда я только приехал в Украину. У меня есть друзья в вашей стране, и я очень рад, когда их встречаю.


- Вы, как и ваши бывшие партнеры, планируете получить тренерскую лицензию?


- У меня уже есть категория В, летом планирую закончить обучение по программе А. Я прохожу тренерские курсы в Черногории, никуда не спешу. Мне интересна эта работа, тем более я сейчас играю под руководством отличного специалиста Вешко Стешевича, который входил в тренерский штаб Миодрага Божовича, много работал в России. У него интересный подход к футболу, есть чему поучиться. Надеюсь, что у меня все получится на тренерском поприще в будущем.


"Фанаты "Зари" для меня – как первая любовь. Всегда буду их вспоминать"


- Из украинских тренеров кто вам больше всего дал знаний и умений?


- У меня были хорошие отношения и с Гамулой, и с Волобуевым, могу выделить Севидова, он был молод, со своими идеями. Но выделю Вячеслава Грозного, у него я получил больше тактических знаний. Несмотря на то, что я у него мало играл, это очень хороший специалист.


- В Луганске вы работали с Анатолием Волобуевым. Чем запомнился вам этот тренер?


- Я помню, что как только прилетел в Украину, сразу же получил травму. Контракт еще не был подписан, думал, тренер не захочет меня брать. Это было на сборах.

Прошло две недели, и я понял, насколько уважительно Анатолий Иванович относился ко мне. Я понял, что этот человек верит в меня. Он относился ко мне как отец, много помогал, а я старался ему отплатить на футбольном поле. Я всегда буду помнить первые полгода, которые провел в "Заре". В паре с Паритом Джихани мы выглядели отлично!


- Помните свой первый визит в Украину?


- Когда собирался ехать в Украину, думал, что там будет холодно. Зимой темнеет в три часа дня, очень холодно. Но ты сначала месяц проводишь на сборах, а затем начинается чемпионат. Так что быстро все проходит. Помню игру с "Шахтером" на "Арене Львов" в составе "Говерлы", вот тогда было действительно холодно.


- Стадион "Авангард" в Луганске собирал по 15 тысяч зрителей тогда. Атмосфера была отличная?


- Конечно, там было приятно играть. Мы показывали хорошие результаты благодаря такой поддержке, это всегда взаимосвязано. Когда я уехал в "Черноморец", и мы играли с "Зарей", луганские фанаты вывесили банер: "Мирко, возвращайся"! И тогда я по-настоящему понял, насколько эти люди меня уважали. Фанаты "Зари" для меня – как первая любовь. Всегда буду их вспоминать.


Очень жаль, что "Заря" вынуждена играть вдали от дома сейчас. Можно только поблагодарить владельцев луганского клуба, а также "Шахтера", "Олимпика", что несмотря на все эти трудности сохранили клубы и свою донбасскую идентичность. А то, что сейчас на стадионах меньше болельщиков, не говорит о том, что "Зарю" меньше любят.


- Вас удивил тот прогресс, которого добилась "Заря" менее чем за 10 лет с тех пор, как вы играли в этом клубе? Какой была инфраструктура клуба тогда?


- За год до моего приезда в "Зарю" команда боролась за выживание, но затем у нас были хорошие финансовые условия, нам вовремя платили, было все для тренировочного процесса за городом. Но в январе умер президент клуба Валерий Букаев, начались смутные времена, все разваливалось. Слава Богу, через полгода пришел новый владелец, смог все сохранить и вывести клуб на новый уровень.


"Олег Блохин – авторитарный тренер, он любит борьбу, любит "напихать" футболистам"


- В Одессе вам нравилось жить, не правда ли?


- Одесса – мама! (смеется, - прим. авт.) Меня друзья часто спрашивают, где было лучше всего. Я всегда отвечаю, что в Одессе. Этот город очень похож на Черногорию, только там живет миллион человек. Много туристов, отличные пляжи, хороший климат.


- Но с футбольной точки зрения этап карьеры в "Черноморце" не задался…


- Да, в "Черноморце" у меня не сложилось. Поначалу я играл, все хорошо было. Ко мне хорошо относился Виктор Гришко, тогдашний наставник "моряков". Я забил "Таврии" на выезде. Но затем сменился тренер, "моряков" возглавили Блохин и Баль. У них было другое видение футбола. Я поговорил с Блохиным, сказал, что хочу играть и мне лучше уйти в другую команду. Он меня понял, и мы полюбовно разошлись.


- Как охарактеризуете тренера Олега Блохина?


- Он тогда формально не был тренером, на этой должности числился Андрей Баль. Но Блохин присутствовал на всех тренировках, постоянно консультировал своего коллегу и фактически был главным тренером. Олег Владимирович – авторитарный тренер, он любит борьбу, любит "напихать" футболистам. Он такой, зачем его менять?


- Кто из партнеров по "Черноморцу" запомнился больше всего?


- Несомненно, Косырин. Это же "Одесская акула"! Мы немного поиграли в "Черноморце", а затем встретились в "Говерле". Навсегда запомнил его гол в ворота "Динамо": Одонкор с правого фланга прострелил, а Александр забил. Мы открыли тогда счет в матче, но в итоге проиграли. Александр всегда говорил, что думал, его все очень уважали.


"До сих пор смотрю в YouTub некоторые пресс-конференции Гамулы"


- "Черноморец" вылетел, а вы перебрались в "Закарпатье", которое также на тот момент играло в первой лиге. Это был шаг назад?


- Я считаю, что футболист жив до тех пор, пока играет. Если ты не играешь, ты теряешься. В "Черноморце" видно было, что играть я не буду, поэтому решил уйти, чтобы иметь игровую практику. После Одессы Ужгород казался не селом, но очень маленьким городом. Зато оттуда на машине до Белграда мне ехать 6-7 часов.


- Тогда в Ужгороде играли достаточно известные футболисты Дамьен Ле Таллек и Давид Одонкор. Что это за футболисты?


- Для начала мы выступали в первой лиге на протяжении двух лет. У нас была задача – попасть в Премьер-лигу. На первый год добиться цели не удалось, в концовке растеряли свое преимущество. А затем пришел Нестор Шуфрич и его сын Александр, который был связующим звеном между инвестором и командой. Нам сразу улучшили условия, Александр Севидов собрал отличную команду. Пришел классный защитник Щедраков, в полузащите был талантливый парень Трухин, очень жаль, что он раньше не заиграл в Премьер-лиге. Мы заслуженно попали в элиту.


Летом, конечно, нужно было усилиться. "Говерла" подписала моего земляка Лазаревски, грека Балафаса, испанца Лопеса, игравшего в "Севилье". Пришел Одонкор, известный футболист, но он тогда еще не проявил себя на высоком уровне. Он каждый день плакал, ему все было не так – то поле, жесткое, то еще что-то. Полгода он отыграл, а на сборах у него снова появились проблемы с коленом, и он уехал домой.


Ле Таллек? Он должен сказать большое спасибо Вячеславу Викторовичу. Он был нападающим, рассказывал мне о конкуренции с Робертом Левандовски в "Боруссии". Но травма плеча вывела его из строя на долгий срок, и Дамьен остался позади Роберта. В "Говерле" Грозный начал его опускать ниже по схеме. Мы играли с "Карпатами", хорошо играли, но проиграли. Тренер на разборе полетов критиковал француза за то, что тот не реализовал массу моментов. "Дамьен, ты не нападающий. У тебя много моментов, но ты не забиваешь. Ты хорошо отбираешь мяч, ты жесткий, будешь опорным хавбеком", - говорил Грозный. За полгода в Украине он получил необходимый опыт игры на этой позиции, сейчас Ле Таллек – один из лучших в "Црвене Звезде", а порой даже играет центрального защитника.


- История возможного подписания Рикардо Куарежмы "Говерлой" - миф?


- Нет, думаю это была шутка. Мне говорили, что руководство общалось с агентом португальца, но вряд ли бы он согласился перейти в "Говерлу".


- Максим Шацких был лидером коллектива?


- Он ведь узбек? Представляете насколько тяжело легионеру стать легендой украинского футбола! Он всегда был справедливым, порядочным, настоящим лидером коллектива. Я очень рад, что он сейчас входит в тренерский штаб "Динамо".


- Вице-президент "Говерлы" Александр Шуфрич с командой тренировался?


- Бывало такое, но не часто. Несколько раз. Помню, как-то в Словении на сборах бегал с нами.


- В ужгородском клубе с вами так и не расплатились?


- Нет, мне должны зарплату за год. Я не заслужил, чтобы хозяин "Говерлы" меня обманул. Я многое отдал этой команде. Возможно, я сам ошибся, потому что мог уйти на год раньше. Не знаю, как сегодня платят в украинских командах, но тогда у "Говерлы" было все плохо с финансами.


- Нестор Шуфрич приезжал в расположение "Говерлы"?


- Я один или два раза видел его. Раз в Ужгороде, когда мы вышли в Премьер-лигу, еще раз в Киеве, когда я приезжал в офис. Вообще, если хозяин регулярно бывает на тренировках команды, это еще не говорит о том, что он хороший хозяин. Хороший хозяин клуба – этот тот, который не вмешивается в тренерскую работу и платит вовремя.


- Игорь Гамула – человек, который умеет задать хорошее настроение?


- Несомненно! Я до сих пор смотрю в YouTub его некоторые пресс-конференции. С ним каждый день что-то было смешное, анекдоты рассказывал без остановки.


- Вячеслав Грозный умеет пошутить. Может вспомните самую веселую историю, связанную с этим тренером?


- Я не играл долго у него, но могу сказать, что это высококлассный специалист. Но я думаю, что Грозный начал набирать в "Говерлу" футболистов, которым клуб попросту не мог платить такие деньги. Поэтому и начались проблемы. Не говорю, что виноват именно Грозный, но он этих футболистов приглашал. А они затем начали судиться с клубом. Сколько раз мы не хотели тренироваться? Грозный не был с командой. Он говорил, кто хочет играть, тот будет играть, кто не хочет – может не играть.


- После семи лет в Украине вы решили вернуться в родную Черногорию. Не было вариантов продолжить карьеру в одном из украинских клубов?


- Предложения были, но я понимал, что пора возвращаться. Не знаю, если бы "Говерла" продолжила свое существование, даже с учетом урезания зарплаты, я может и остался бы. Но такого варианта не было. Моей мечтой было еще пару лет поиграть за "Будучность". Договорился о контракте, но спустя два часа руководители клуба поменяли свое решение. Тогда я решил перейти в "Младость", которая также базируется в Подгорице.


"Они в глаза Черногорию никогда не видели!"


- Вы провели три матча в составе национальной сборной Черногории. В их числе исторический, первый официальный матч против венгров. Какие чувства тогда испытывали?


- Слава Богу, наша страна отделилась без войны. Я был первым игроком сборной Чернигории в основном составе, который представлял национальный чемпионат. Я тогда был капитаном лучшего клуба страны – "Будучности". Эмоции в такие моменты всегда зашкаливают, ты прикасаешься к чему-то историческому.


- Сборная Черногории сама упустила путевку на ЧМ-2018, проиграв в двух оставшихся турах группового этапа квалификации Польше и Дании.


- Раньше в Черногории было много талантливых футболистов – Савичевич, Вучинич, Брнович. Но за последние десять лет кроме Йоветича и еще десятка игроков, у нас не было по-настоящему талантливых игроков. Сейчас возглавляет сборную сербский специалист Любиша Тумбакович, он делает ставку на игроков из Сербии, у которых бабушка родилась в Черногории. Они в глаза Черногорию никогда не видели! Не хочу рассуждать, плохо это или хорошо. Но факт остается фактом, некому играть за Черногорию.


- Вам скоро исполнится 37 лет. Собираетесь еще поиграть в футбол?


- На данный момент я капитан "Младости" и директор ДЮСШ. Наш новый владелец клуба хочет развивать академию, поэтому доверил мне эту миссию. Что касается продолжительности карьеры, буду играть до тех пор, пока буду понимать, что я нужен команде.


- Что из себя представляет ваш нынешний клуб "Младость"?


- Несколько лет назад это был младший брат "Будучности". Молодые и перспективные игроки этой команды всегда шли в аренду в "Младость". Можно сказать, что "Будучность" - это киевское "Динамо", а "Младость" - это "Говерла". Вы наверняка помните, как в Ужгороде играли Мякушко, Хлебас, Коваль. Но когда Югославия развалилась, стало больше команд. Последние шесть-семь лет "Младость" играет в еврокубках, проходит один-два раунда, а это хороший опыт.


- Страсть к рыбалке у вас осталась до сих пор? С кем рыбачили в Украине и какой ваш самый большой улов?


- Страсть есть, рыбалки нет (смеется, - прим. авт.). Семья, жена, дети, времени особо нет. Мы ходим на рыбалку летом. В Украине рыбачили с Надем, Бабенко и Тлумаком. А еще хороший рыбак – Максим Шацких!


Олег Барков

Рыбалка с большой буквы? Что это за гей-намеки?