14 грудня 2017 12:59
4

Андрей ТОТОВИЦКИЙ: "В словах Суркиса приятного было мало"

Осенью 2016-го полузащитник бельгийского «Кортрейка» радовался новому этапу своей карьеры: улучшал инглиш, знакомился с европейским укладом жизни, ездил на служебном «Мерседесе», раз в неделю обедал с игравшим в соседнем «Локерене» Сергеем Болбатом…

Декабрь 2017-го Тотовицкий и Болбат встретили игроками «Мариуполя» - в чемпионате, где, в некоторых клубах игроки приезжают на тренировки на маршрутках.

Сам полузащитник, что показали три очка по системе «гол+пас» в последнем мате года против «Стали» в полном порядке. Но не слишком ли резкая перемена участи?

ВИЗУ В БЕЛЬГИИ ОФОРМЛЯЛИ ДЕВЯТЬ МЕСЯЦЕВ

- Может, не стоило так очаровываться Европой?


- Я не могу сказать, что так уж сильно разочаровался. Просто увидел две стороны медали. Попал в очень хороший чемпионат, но не совсем в ту команду.

Ожидал, что организация дел в клубе окажется на порядок выше. В итоге уровень профессионализма моим ожиданиям не соответствовал. И прежде всего, это коснулось некоторых не футбольных нюансов.

- Пресловутые проблемы с визой?

- В том числе. В самом деле, как можно оформлять игроку клуба высшего дивизиона необходимые документы в течение девяти с половиной месяцев?! Когда я задавал соответствующие вопрос, в «Кортрейке» просто «падали на дурачка»: то страна что-то не выдает, то какие-то отдельные инстанции тормозят процесс… Из-за этой истории я, по сути, пропустил два месяца, когда чемпионат был в самом разгаре, и главное - сборы, которые могли бы укрепить мои позиции в основном составе.

В Борисполе меня просто «завернули» в аэропорту с вердиктом «просроченная виза». А когда я наконец-то вернулся в Бельгию, то услышал от тренера Карима Бельхочина: «Ты сам виноват, что не приехал!» Отвечаю: «У меня контракт, но как я могу его выполнять, если мне не сделали визу?» - «Ты просто не хотел ехать!» В общем, обиделся наставник, но со временем оттаял. Сам подошел ко мне: «Вижу, как ты работаешь - обязательно дам шанс». Дал, и я неплохо себя проявил.

В самом конце сезона Бельхочин снова завел со мной разговор: «Какие планы на будущее?» - «Пока не знаю, нужно подумать». Тренер сказал, что в беседе со спортивным директором попросил обязательно оставить в команде меня и еще одного парня. Я удивился: отношения вроде были не сахарные. В тот день не ответил ни да, ни нет. Но в итоге все-таки уехал.

МОЖЕТ, СТОИЛО ПОСЛУШАТЬ ФОНСЕКУ

- Дело закончилось подписанием нового 5-летнего контракта с «Шахтером». Но только 2 сентября «Мариуполь» объявил о вашей аренде.

- Нужно было что-то решать. У меня было одно очень неплохое предложение: команда из Европы была готова выкупить мой контракт. Переговоры были затяжные, я до конца верил, что все получится, тем более, что мой агент (Вадим Шаблий. - Прим. М.С.) утверждал, что клубы вот-вот ударят по рукам. Увы, но вскоре меня вызвал Сергей Палкин и резюмировал: максимальные условия, предложенные потенциальным покупателем, «Шахтер» не устроили. Была предложена аренда в «Мариуполь».

- То есть, выбора, по сути, не было?

- Существовал еще один туманный вариант в Португалии. Но я не хотел наступать на те же грабли, что в Бельгии. Проще было остаться в Украине. Тут хотя бы все более-менее знакомо и понятно.

- Вы сами когда-то сказали, что вам «не по приколу каждые полгода уходить в новую аренду». Не было надежды, что Паулу Фонсека снова даст вам возможность проявить себя на летних сборах?

- Возможность была полтора года назад. Провел три спарринга на позиции центрфорварда, забил 4 гола. Но в заявку клуба на сезон не попал. Фонсека сказал мне, что, в целом, на меня рассчитывает, однако захлестнули амбиции - я хотел играть, мечтал попасть в сборную и решил уйти. Возможно, это было ошибкой, ведь сеньор Паулу обещал дать мне шанс. Но такой уж я человек: плохо воспринимаю непопадание в состав.

- Вы ведь уже играли в Мариуполе в сезоне-2013/14. Что изменилось?

- В плане инфраструктуры - ничего, да и половину команды я знал. Яворский, Гальчук, Чурко и многие другие ребята все еще оставались в клубе.

БАБИЧ ПЕРЕСТРАИВАЛ ИГРУ РАДИ ЗРИТЕЛЕЙ

- Вернемся к футболу. В первое время вы чаще выходили на поле со скамейки запасных.


- В этом есть своя логика. В клубе сформировался костяк. И хотя после тренировок с дублем «Шахтера» и дополнительных занятий, я приехал в неплохом физическом состоянии, было бы не совсем этично, если бы главный тренер сразу поставил меня в состав. Тем более, что мне этого никто не гарантировал. Александр Севидов сказал просто: «Я знаю, что ты умеешь, теперь доказывай свою силу на тренировках, как это делали на сборах твои новые товарищи».

Я отнесся к этому нормально. Потихоньку выходил на поле в матчах чемпионата, потом сыграл в Кубке против «Колоса» и постепенно приближался к своим оптимальным кондициям.

- Новость об увольнении Севидова прозвучала как гром среди ясного неба?

- Для меня это была полная неожиданность. Мы выиграли кубковый матч в Ковалевке, вернулись в Мариуполь. В день восстановления Александр Владимирович собрал команду, сообщил, что больше не является ее наставником и попрощался.

- Можно ли сказать, что игроки знают причину отставки, но не выносят сор из избы?

- Лично я не в курсе причин. Нам никто ничего не объяснил.

- Что изменилось с приходом в команду Александра Бабича?

- Он поменял тактику, мы начали перестраиваться: больше играть первым номером, контролировать мяч, чаще атаковать. Нужно войти в ситуацию Сан Саныча: после ухода из «Черноморца» он фактически попал с корабля на бал, не ожидая, что поступит такое предложение. Одно дело прийти спасать команду, которая тонет. Другое - возглавить в середине сезона клуб с хорошими результатами. Психологически это значительно сложнее. Мы приняли его видение игры, но, видимо, с непривычки слишком сильно раскрывались и пропускали много контратак. Отсюда и недосчитались каких-то своих очков.

- Был ли смысл менять стиль игры, который приносил результат?

- Я думаю, что это было связано, прежде всего, с тем, что на наши матчи ходит много людей. В команде подобраны достаточно техничные футболисты, чтобы пытаться демонстрировать красивый футбол. «Бей-беги» особого удовольствия никому не приносит.

- По темпераменту Севидов и Бабич похожи?

- Они не деспоты. Каждый по-своему, но все же демократы.

БЫЛ УВЕРЕН, ЧТО МЕНЯ «ОБРЕЖУТ»

- Конкретно для вас переломным моментом стал выездной матч с «Вересом», который вы спасли на 80-й минуте, после чего уже практически не покидали основу?


- Можно сказать и так. Но я постоянно показывал, что должен выходить со старта на тренировках. Думаю, это сыграло не меньшую роль, чем тот гол.

- Домашнее поражение от «Зари» со счетом 2:5 - главный мариупольский кошмар первой части чемпионата?

- Нет, просто крайне досадное стечение обстоятельств. Мне кажется, я раз 50 смотрел ту игру в записи. У «Зари» отличная команда, но конкретно в этой игре, как мне кажется, ей повезло. У луганчан не было реальных возможностей забить нам с игры: им помогли два пенальти, один из которых выглядел очень спорно, и штрафной. В первом тайме мы владели преимуществом, создавали моменты, во второй раз вышли вперед. Нам тут же «поставили» 11-метровый, а затем и штрафной удар. А сразу после перерыва при счете 2:3 с поля был удален Вакуленко, и нас охватило отчаяние.

Это была третья игра подряд - после «Олимпика» и «Вереса», которую мы доигрывали в меньшинстве! Я сразу понял, что мы уже не отыграемся. И от этого на душе стало невероятно погано. Для того, чтобы что-то спасать, не осталось ни желания, ни сил, ни эмоций.

- «Мариуполь» стал рекордсменом по количеству красных карточек в первой половине сезона. Сколько из этих удалений было справедливыми?

- Извините, но я не хочу это комментировать.

- Закончим с «Зарей». Прежде, чем забить свой теперь уже знаменитый мяч с центра поля Александр Андриевский обокрал вас в самом центральном круге.

- Читал его интервью, данное «СЭ» после матча, и он верно оценил мои мотивы. Ну, конечно, я не хотел, чтобы нам забили такой обидный мяч. Но свое психологическое состояние на тот момент уже описал. Я шел на троих в центре поля и понимал, что, скорее всего, меня сейчас «обрежут». Но, поверьте мне, точно также сыграл бы и сейчас. Не было смысла перекатывать мяч назад и поперек. Нужно было пытаться что-то изменить. У меня не получилось, но мне не стыдно, потому что я хотя бы попытался.

- У Бабича долго не получалось выиграть. Это давило?

- Не у Бабича не получалось, а у всех нас. Мы вместе проигрывали, вместе теряли очки. Давило страшно!

СЕМЬ УДАЛЕНИЙ - ЭТО КАКАЯ-ТО ЖЕСТЬ

- Встречу с «Шахтером» вы пропустили по понятным причинам?


- Я и еще с полдесятка арендованных у горняков футболистов. Конечно, привык к этому еще со времен выступления в «Заре», но отношусь к этому отрицательно. Попробовать себя против такой классной команды хочется всегда. А как иначе прогрессировать?..

- Лучший матч «Мариуполя» этой осенью - победа со счетом 4:2 в последнем туре над «Сталью»?


- Отметил бы еще ничейные встречи с «Александрией», когда нам не хватило везения, а также с «Вересом», когда мы «придушили» хозяев в меньшинстве и могли не только сравнять счет, но и выиграть. Что же касается «Стали», то на эту игру я выходил с одной мыслью - умереть, но выиграть! Если уже дома в последнем туре не взяли бы три очка, люди бы нас не поняли. Нужно было бы просто собирать вещи и уезжать. Нам очень нужна была эта победа, потому что после «Динамо» в моральном плане команда оказалась в яме.

- Что случилось с вами в Киеве?

- Начали плохо, потом немного выровняли игру - сократили разрыв до минимума. Было чувство, что можем зацепиться, но потом нас снова убило удаление. Семь матчей в меньшинстве – это просто какая-то жесть.

- Послематчевое высказывание Игоря Суркиса о «собаке и будке» вас раззадорило?

- Приятного в этом мало. Но ничего, мы еще сыграем против киевлян и попробуем реабилитироваться.

- Ваш голевой пас на Руслана Фомина в эпизоде с первым мячом «Стали» вызвал некоторый резонанс?

- Я пересматривал этот эпизод после игры. Офсайд, пусть и на самую малость, все же был. Впрочем, если бы арбитр поднял флажок, то к нему тоже могли бы возникнуть вопросы: думаю, что, как и в других спорных ситуациях, он трактовал эпизод в пользу атакующей стороны. Не будем забывать, что у судей пока нет права пользоваться видео-повторами, и на принятие решение им дается доля секунды.

ОЧЕНЬ ОБИДНО ЗА ВИЦЕНЦА

- В «Заре» вы зарекомендовали себя мастером «стандартов»: гол прямым ударом со штрафного «Днепру» до сих пор стоит перед глазами...


- В «Мариуполе» тренер выписывает исполнителей стандартных положений перед каждым матчем: я тоже фигурирую в этом списке. Но реальный шанс забить представился пока только однажды - в матче на Кубок вратарь «Колоса» классно среагировал на мой удар. А еще однажды чуть не забил прямо от углового флажка.

- Для вас ведь это не в новинку?

- Выступая в «Заре», таким образом огорчил «Черноморец», который как раз тренировал Александр Бабич. А в следующем же туре едва не забил так «Днепру»: увидел, что Лаштувка собрался идти на перехват и решил его обмануть: мяч шел в створ, однако в самый последний момент его выбил оттуда Евгений Шахов.

- В полузащите вы можете закрыть четыре позиции. Где чаще всего играете при Бабиче?

- Как правило, под нападающими, но после травмы Танковского против «Стали» действовал в качестве опорника.

- По подбору игроков «Мариуполь» - команда уровня Лиги Европы?

- Да. Но, думаю, что игроки «Ворсклы», «Олимпика», конечно же, «Зари» скажут вам о себе то же самое.

- На последний матч вы вышли в футболках с надписью «Джаз, мы с тобой!».

- «Джаз» - прозвище Виталика Виценца. Парень энергичный, заводной, отсюда и кличка. Хотели поддержать товарища в связи с решением закончить карьеру…

- Как думаете, на этот раз оно окончательное?


- Боюсь, что да. У Виталия очень болит колено: он долгое время играл и тренировался через сильную боль. Там целый букет проблем - и связки, и мениск, и хрящ. Вопрос идет о возможности человека жить полноценной жизнью. Нужно выбирать - либо какое-то время играть в футбол, либо нормально ходить в повседневной жизни. Очень жаль, что парню приходится так рано уходить из профессии.

- Ваша семья все это время была с вами?

- С первого дня все переехали в Мариуполь. Включая нашего домашнего любимца - шпица по кличке Чемпион. Правда, «Чемп» пока не очень ладит с нашей маленькой дочкой Алисой, но, думаю, они присмотрятся друг к другу и станут друзьями.

- Остаетесь в «Мариуполе»?

- Этот вопрос - в стадии решения. Думаю, что останусь. Ну а пока хочу немного отдохнуть: скоро поедем всей семьей и с Кулачом и семьей в Египет. Ну а потом к родителям - в Ровенскую область.

Михаил СПИВАКОВСКИЙ, Спорт-Экспресс в Украине

"Но ничего, мы еще сыграем против киевлян и попробуем реабилитироваться." - А может извинится надо, не? Или на "дамбассе" так не заведено?
Сховати
Dynamix, не гравці автори того "шедевра"
Обижайтесь только на себя. Точнее, на свое руководство.
Обидно, но по делу братка.