25 листопада 2017 10:27

Как знаменитый фехтовальщик Георгий Погосов болеет за "Динамо"

Олимпийский чемпион и шестикратный чемпион мира по фехтованию на саблях Георгий Погосов уже более двадцати лет живет в Калифорнии (США), где работает преподавателем в Стэнфордском университете. Это не мешает ему каждый год приезжать в Украину и болеть за «Динамо». О его жизни за границей, связи между футболом и фехтованием наш разговор.


- Когда бываю в отпуске, каждый раз приезжаю в Киев. Обычно я здесь с июля по сентябрь. Это мой родной город, мне приятно в столице отдыхать и встречаться с друзьями. Даже не представляю себе другого места для отдыха. Родственников здесь, к сожалению, осталось уже мало, а вот друзей – наоборот, много: одноклассников, одногруппников, коллег. Конечно, хотелось бы приезжать чаще, но работа не позволяет. И двух месяцев вполне хватает.


- В Калифорнии вы занимаетесь тренерской деятельностью?

- Да, работаю в университете Стэнфорда старшим тренером студенческой команды по фехтованию. Кроме того, университет дает старшим тренерам привилегию арендовать помещение заведения, в котором я открыл свой частный клуб, где учу фехтованию и детей, и взрослых, словом, всех желающих, кто не является студентом университета. А также тех, кто в будущем хочет вступить в наше учебное заведение или в другие.


- Вы, как киевлянин, наверное, с детства болеете за «Динамо»?

- Для меня футбол всегда был вторым любимым видом спорта после фехтования. Я родился на Печерске, и мне стоило немного пройти пешком, а затем перелезть через забор, чтобы бесплатно попасть на футбол. Кроме того, мой одноклассник Саша был в команде и доставал нам билеты по 10 копеек. Мы посещали практически все матчи. Плюс, иногда я наблюдал за тренировками команды, когда они проходили на стадионе «Динамо» и были открытыми. Мне запомнилось, как Мунтян после тяжелого занятия около получаса бил по воротам Рудакова со всех позиций, а также отрабатывал одиннадцатиметровые удары. Не уверен, что сейчас футболисты так дорабатывают, а тогда было приятно смотреть. Часто видел игроков, с некоторыми был знаком. Когда впервые увидел Онищенко, меня удивило, что он невысокого роста, а такие мячи забивал! Поэтому футбол всегда был для меня чем-то особенным. Играли звезды: Веремеев, Блохин, Мунтян, Колотов... Всех не перечислишь. На это можно было смотреть бесконечно. Как-то увидел в Интернете замечательную комбинацию, которая завершилась голом. Я подумал: «Вот бы нам так играть». А потом вспомнил, что подобное уже где-то видел. Это оказался поединок «Динамо» на Кубок обладателей Кубков. Я уже не говорю о том, когда смотрел матчи против «Баварии» с Францем Беккенбауэром. Хотя это было лет 40 назад, помню до сих пор. Я пытался сочетать собственные тренировки с походами на матчи, ведь футбол – это было святое.


- Вы тоже вышли из общества «Динамо»?

- Я с детства очень любил футбол, и у меня были определенные задатки, играл за школьную команду. Во время одного из таких матчей на стадионе «Арсенал», когда мне было 11 лет, подошел тренер с «Динамо» и пригласил в секцию. А туда принимали с 12 лет. Я не дождался года и ушел на фехтование. А мог бы стать футболистом (улыбается). Думаю, играл бы на позиции нападающего. Также нравится позиция полузащитника, ведь там есть возможность корректировать игру, отдать нужный пас, как Веремеев или Буряк. Я очень симпатизировал этим футболистам. Владимир, вообще, четко, без эмоций на лице разыгрывал мяч и координировал атаки.


- А футболисты ходили вас поддерживать во время соревнований?

- Нет, такого не было. Мы занимались в школе №77 на Печерске. Как-то к нам на тренировку пришел Алексей Михайличенко, и мы вместе играли в футбол. Несколько раз его обвели – фехтовальщики это тоже могут (улыбается). А недавно благодаря моему близкому другу Алексею Семененко познакомился с Андреем Шевченко – было очень приятно.



- Можно ли сравнить фехтование с футболом? Вам приходится выжидать удобный момент для проведения выпада, так же и футболисты ждут благоприятной возможности для проведения атаки...

- Да, можно. Фехтование еще называют «физическими шахматами». Нужно не только выбрать удачный момент, но и создать его, думать на несколько ходов вперед. Как видите, я не очень высокого роста и не владею выдающимися антропометрическими данными – фехтовал в основном головой. Чтобы побеждать двухметровых противников, следовало готовить ловушки, создавать возможности для атаки. Футбол в этом очень похож: там также нужно много думать, чувствовать момент, когда подсунуть сопернику сюрприз. Как-то смотрел видео про Гарринчу, который владел одним маневром: делал финт влево, а шел вправо. Все соперники этот финт знали, готовились к нему, но все равно ничего не могли сделать. Это – высочайшее мастерство.


- Футбол – командный вид спорта. Вы также фехтовали в команде и выиграли шесть золотых медалей. Это можно как-то сравнить?

- Однозначно! Это почти одно и то же, ведь от ошибки одного страдают все. Если один-два человека «не тянут», это почти катастрофа. Поэтому очень важно взаимопонимание, единство, хороший настрой и уверенность друг в друге, вера в партнеров. А если что-то не получилось – поддержка, а не критика. Внутренняя атмосфера должна быть такой, чтобы ты не боялся идти на риск, сделать хитрый прием даже на самом высоком уровне. Так же и в футболе. На тренировке, когда игрок не волнуется, он может делать какие-то сложные финты или наносить невероятные удары. А на поле, перед зрителями, не получается. Поэтому чрезвычайно важно создать такую атмосферу, чтобы человек не боялся делать сложные приемы. По статистике, когда фехтовальщик выходит на дорожку, сразу же снижается процент вариативности применения приемов. Если на тренировке можно сделать 75-80%, то во время соревнований эта цифра уменьшается вдвое. Человек, который сделает во время соревнований хотя бы 50-60%, победит. Думаю, так же и в футболе: если кто-то на кого-то обиделся и поэтому не отдал пас, хотя был в более выгодной ситуации, игры не будет. Я очень горжусь тем, что у нас была доверительная обстановка. Я пришел в такую команду и, когда заканчивал свои выступления, оставил такие же традиции и атмосферу.


- Вам посчастливилось увидеть «Динамо» 1986 года, которое стало обладателем Кубка Кубков. Современный футбол значительно отличается от игры того времени?

- К сожалению, я очень мало его смотрю, в основном в обзорах. Есть талантливые игроки. Несколько раз ходил на матчи, в частности на «Динамо» – «Днепр», а в прошлом сезоне – на один из поединков Лиги чемпионов. Меня поразили болельщики: они молодцы, ведь болеют не только за команду, но и за страну, поют гимн. За этим было приятно наблюдать, чувствовал гордость. Также прекрасный стадион, который мне очень понравился, и хорошие игроки: Ярмоленко, Хачериди – это мыслящие ребята, хотя заметил, что Евгений достаточно эмоциональный, но если его эмоции направить в нужное русло, он будет еще лучше проявлять себя. Здесь нужна хорошая работа тренера: он должен знать, кому сказать ласковое слово, а с кем быть построже – по принципу «кнута и пряника».



- Через 30 лет после успеха в 1986 году многие футболисты стали тренерами. У кого лучше получилось проявить себя на этом поприще?

- Себя, однозначно, проявил Блохин, выведя сборную Украины в восьмерку лучших команд мира. Не знаю его в жизни, но на поле он был для меня суперигроком. Также хорошую работу в «Динамо» провел Сергей Ребров, но предполагаю, что он чувствовал давление, и возможностей по поиску игроков было гораздо меньше.


- Этим летом в «Динамо» сменился тренер. Как считаете, какое будущее у команды под руководством Александра Хацкевича?

- Если у него есть четкое видение и программа развития, то все должно получиться. «Динамо» всегда имело свое лицо, свой неповторимый дух. Надеюсь, новый тренер сможет сделать так, чтобы команду узнавали, как это было раньше, вернет так называемую «динамовскую карусель», когда у штрафной соперника игроки крутили невероятные комбинации, а он не понимал, что происходит, не мог предвидеть развитие событий. На это было приятно смотреть. Я знал, что Демьяненко пройдет, отдаст нужный пас, вернется и снова и снова будет делать что-то увлекательное. Тогда игроки «убивались» за каждый мяч и знали, в каком месте должны быть, что делать и за что отвечать. Не всё может получаться, но всегда видно, до конца ли работают исполнители, добегают ли, идут ли в борьбу. Футболисты и сами довольны, когда достигают успеха, и уверенность чувствуют, и зрителей больше приходит – цепная реакция. Хочется, чтобы команду «Динамо» можно было узнать по стилю и манере игры, даже если бы футболисты выходили на поле без футболок.


- В США болеют за «Динамо»? В Калифорнии большая украинская диаспора?

- О киевском «Динамо», конечно, знают мои ученики. Я приезжаю из Украины с сувенирами: футболками, фуражками и т.п. Они интересуются. Как-то попросили у меня автограф Алексея Михайличенко. У нас есть корейские спонсоры, и когда они узнали, что я могу его достать, чуть ли не на коленях просили меня это сделать. Для них это икона футбола. Алексей подписал мне футболку, и я сделал с ним интересное фото в фехтовальной стойке. Кто интересуется футболом, знает имена футболистов. К сожалению, те времена, когда знали всю команду, уже прошли, ведь нет таких результатов, как прежде. Там среди детей более популярны «Реал», «Барселона», «Бавария».