13 листопада 2017 18:53

Александр КУЧЕР: "Мы могли выйти в плей-офф и бороться дальше за путевку на ЧМ-2018. Но получилось так, как получилось, - это футбол"

35-летний защитник сборной Украины Александр Кучер, стабильно играющий в Турции за идущий четвертым "Кайсериспор", рассказал "Сегодня" о своей жизни в отеле, сербских собеседниках, "бразильском" прозвище и о заочном подарке от жены на юбилей.


— Саша, как обустроился в Турции? К чему было привыкнуть труднее всего?
— В целом все нормально. Адаптируюсь потихоньку. Одна проблема — нет рядом семьи. Дети ведь еще маленькие: старший сын, Лукьян — в этом году в первый класс пошел, младший, Мирон, — еще в садике. А в Кайсери нет интернациональной школы, чтобы обучение шло на английском языке. Все школы турецкие, где всего два-три урока английского в неделю. Понятно, что в этой ситуации детям, а соответственно и супруге, лучше было остаться в Украине. Если бы была английская школа, семья, конечно, была бы со мной. А так приходится жить одному, жена бывает только наездами.

— Клуб выделил тебе квартиру или дом?
— Какой смысл снимать квартиру, если я почти постоянно сам? Живу в отеле, и меня это вполне устраивает. К тому же моя гостиница находится рядом с тренировочной базой, всего в 10 минутах езды, что тоже удобно.

— Тренер "Кайсериспора" — румын Шумудикэ. Не знаешь, перед тем, как пригласить тебя, он не консультировался с Луческу?
— Не знаю, как он, но я накануне отъезда с Мистером общался. Он мне давал рекомендации относительно того, что из себя представляет турецкий чемпионат, к чему мне там нужно быть готовым.


— И какой был главный посыл?
— Что надо ехать и играть (улыбается). Сказал: "Саша, ты справишься".

— В прошлом сезоне ты за короткое время трижды играл в Турции: с "Шахтером" против "Башакшехира" и "Коньяспора" в Лиге Европы, и со сборной в отборе ЧМ. Возможно, для тебя это был некий знак судьбы?
— Как-то не думал об этом. За время карьеры я научился ничему не удивляться: сегодня ты играешь здесь, а завтра можешь оказаться совсем в другом месте. Раз так случилось, значит, так надо было.

— Кайсери находится в центре Турции, довольно далеко от известных туристических мест. Тебе в нем не скучно?
— Ну, город довольно большой, около миллиона жителей, инфраструктура достаточно развита: большие торговые центры, рестораны. Есть где провести свободное время. К тому же мы все привыкли считать, что Турция — это, прежде всего, морские курорты, и только на побережье развит туризм. Но Кайсери тоже туристический город, только не для летнего, а для зимнего отдыха. Рядом расположены несколько горнолыжных курортов. И зимой сюда приезжает много любителей спусков.

— Стадион в городе хороший?
— Да, новый, очень удобный и для футболистов, и для зрителей. На нем и сборная Турции иногда играет. Кстати, года три-четыре назад сюда и "Шахтер" приезжал на товарищеский матч, но без меня — я тогда был в сборной.

— Народ футбол любит?
— На каждом домашнем матче собирается не меньше 20 тысяч (вместимость "Кадир Хаса" — 32 846 зрителей. — Авт.), поддерживают очень хорошо. Ездят за нами и на выезды. Пока что в этом сезоне мы даем им больше поводов для радости, чем для расстройства. После 11 туров "Кайсериспор" на четвертом месте, при том что в прошлом сезоне едва не вылетел из Суперлиги. И атмосфера внутри коллектива тоже очень хорошая: ребята все дружелюбные, тренерский штаб постоянно открыт для общения. Каких-то эмоциональных решений стараются не принимать — все через разговор. Так что я чувствую себя комфортно.

— У тебя контракт по системе "1+1". Сейчас ты играешь почти постоянно, то есть в клубе тобой довольны, и вероятность того, что ты останешься еще на год, достаточно велика...
— Пока не хочу загадывать. Посмотрим.

— С экс-партнерами по "Шахтеру" связь поддерживаешь?
— Со многими ребятами регулярно созваниваемся. Чаще всего — с Андреем Пятовым и Ярославом Ракицким.

— Каковы твои успехи в турецком? Что уже можешь сказать?
— Ну, пока только самые обиходные слова: "Привет! Как дела? Спасибо". То, что может как-то помочь в быту. А в команде общаемся в основном на английском, поскольку в клубе много иностранцев, включая тренера.

— А по-русски с кем-то можно поговорить?
— У нас играют два серба: Стоилькович и Мелег. Конечно, в целом друг друга понимаем, языки все-таки немного похожие. К тому же у меня в этом плане есть опыт: я много лет общался в "Шахтере" с Игорем Дуляем (улыбается). Поэтому, когда они говорят по-сербски, я понимаю общий смысл сказанного. Так же, как и они, когда я что-то скажу по-русски.

— В центре защиты ты играешь в паре с франкоговорящим камерунцем Кана-Бийиком. С ним тоже на английском общаетесь?
— Да, Кану все хорошо понимает по-английски, так что никаких проблем в игре не возникает. Тем более что футбольные моменты понятны и так.

— Наши легионеры, игравшие в Турции, жаловались, что зарплаты не всегда платятся вовремя. Как с этим в "Кайсериспоре"?
— Все нормально. Президент клуба, который владеет сетью клиник, буквально живет командой: бывает на всех играх, приезжает почти на все тренировки, общается с тренерами, с игроками. Мне это напоминает то, как было в свое время в Донецке.

— Ты дебютировал за "Кайсериспор" в поединке с "Сивасспором". За соперников в том же матче впервые сыграл Сергей Рыбалка. Вы с этим как-то поздравили друг друга после матча?
— Пообщались, конечно, немного — и перед игрой, и после. Пожелали друг другу удачи. Сергею, наверное, все-таки чуть полегче приходится: у него в команде играет русскоязычный парень (защитник Дьяков. — Авт.), так что всегда есть, с кем пообщаться. А в "Карабюкспоре" вообще диаспора наших: Селезнев, Рыбка и Близниченко.

— Как тебя называют в клубе?
— Алекс, просто Алекс.

— Прямо как легендарного бразильского капитана "Фенербахче"?
— Ну да (смеется).

— В конце октября тебе исполнилось 35. Как отметил юбилей?
— У нас в тот день как раз была игра чемпионата — дома с "Коньяспором". После матча в раздевалку принесли торт, команда поздравила. А потом был праздничный ужин с женой, она как раз приехала.

— Что супруга подарила?
— Беговую дорожку. Но в Турцию везти ее не стала, установила в киевской квартире. Так что я смог оценить подарок только сейчас, когда приехал в сборную.

— Тебя как-то посвящали в новички?
— Нет, в каком-то специальном обряде участвовать не пришлось. Просто представили — и все. Ни петь, ни проставляться от меня не требовали (улыбается).

— То ли дело наша сборная, где песня в исполнении новичка — обязательное условие. На этом сборе в команде было, как никогда, много новичков — сразу шестеро. Неслабое выступление получилось...
— Да, ради такого гала-концерта даже Дворец "Украина" на один вечер заказали (пошутил Александр, имея ввиду ресторанный зал отеля. — Авт.).

— Если оглянуться на прошедший отборочный цикл ЧМ-2018, в каких матчах потеря очков была наиболее обидной?
— Знаете, хочется побеждать в каждом матче. И когда игра заканчивается не в твою пользу, всегда в той или иной степени обидно. Ведь ты приложил столько усилий, а поставленной цели не достиг. Но самым обидным было, конечно, поражение в последней игре от Хорватии. Все было в наших руках, мы играли дома и могли все решить в свою пользу: выйти в плей-офф и бороться дальше за путевку на ЧМ. Но получилось так, как получилось, — это футбол. Главное, чтобы мы не опускали руки и двигались дальше.


Кинзерский Эдуард