23 серпня 2017 11:23

Борис ТАЩИ: "Свое будущее связываю с Германией"

Обозреватель «СЭ» дозвонился экс-игроку юношеских, юниорской и молодежной сборных Украины, ознаменовавшим подписание 2-летнего контракта с «Дуйсбургом» двумя подряд голами в трех стартовых турах второй бундеслиги.

«ФИЗИКИ» В ЧЕХИИ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ВСЕГО ОСТАЛЬНОГО

- Полгода назад, накануне переезда из Штутгарта в Брно, вы сказали, что имеете свое видение относительно нового этапа карьеры. Ожидания совпали с реальностью?

- Период, проведенный в Чехии, оцениваю положительно. В первую очередь, у меня была постоянная игровая практика: за этим туда и ехал. Атмосфера в «Збройовке», тренерский штаб, болельщики тоже оставили исключительно позитивные эмоции. Но теперь наступил новый период. И пока я тоже очень им доволен.

- Вы - игрок универсальный: в группе атаки можете закрыть минимум две-три позиции. Как использовал Бориса Тащи наставник «Збройовки» Сватоплук Хабанец?

- Перед тем, как пригласить в Брно, он видел меня на сборах в составе «Штутгарта». Мы тогда играли 4-4-2 в два нападающих, и я выполнял функции «ложной девятки». В принципе, и в Чехии меня использовали там же: мы тоже играли в два форварда, и я атаковал из глубины.

В принципе, это достаточно странно для моих антропометрических данных (рост - 192 см, вес - 90 кг. - Прим. М.С.). Имею в виду, что такие высокие футболисты редко играют под нападающими. Но я вот играю. (Улыбается).

- Украинцев в Чехии становится все больше, а мнение о чемпионате этой страны у нас какое-то несформированное, чтобы не сказать - превратное

- Мне сложно оценивать и сравнивать чешское первенство с чемпионатом Украины, где я не играл очень давно, да и вообще, нечасто появлялся в матчах премьер-лиги. А вот в Германии провел три года и отчетливо понимаю, что сравнивать чемпионат Чехии с немецким некорректно: бундеслига - турнир очень высокого уровня. Тем не менее, считаю, что для моего развития поездка в Брно была хорошим локальным шагом. Чешское первенство сложно в том плане, что здесь не так много футбола, зато в достатке борьбы. Все строится на атлетизме, «физики» намного больше, чем чего бы то ни было другого.

Но когда некоторые молодые ребята спрашивают у меня совета - переходить ли в тот или иной европейский клуб, я всегда говорю: вы должны ощутить некоторый внутренний импульс, который поможет вам решить - быть или не быть. По сути, играть можно в любом европейском чемпионате, используя его как трамплин, чтобы подниматься выше и дойти до своей мечты.

«ДУЙСБУРГУ» БЫЛ НУЖЕН ФОРВАРД ПЛАНА Марио ГОМЕСА

- Как вызрел ваш вариант с «Дуйсбургом», и не было ли предложений от клубов высших дивизионов?


- Предложения из других стран поступали, но я их особо не рассматривал, потому что мне не хотелось уезжать из Германии: свое будущее я связываю именно с этой страной. Поэтому я понимал, что мне нужно сделать правильный шаг. Говорить на сто процентов, что я угадал, - несколько преждевременно, но на сегодняшний день я полностью удовлетворен и клубом, и тренером, и коллективом, и городом.

- Как родился правильный внутренний импульс?

- Мы встречались с тренером «Дуйсбурга» Ильей Груевым. Интуиция и мое стратегическое видения развитие своей карьеры подсказали мне, что нужно соглашаться.

- Груеву удалось подобрать правильные слова?

- Дело не в словах. Я видел приличное количество тренеров на своем пути, и примерно понимаю: какой философии и подхода этот человек, какого он характера, как он видит меня в своей игре. У нас состоялся долгий и откровенный разговор, и все, о чем мы говорили, до сегодняшнего дня подтверждается на деле. Да, я стараюсь работать и выкладываться на все сто процентов, но этому способствует и то, что мне импонирует весь тренировочный процесс.

- Откуда Груев знал о таком игроке как вы?

- И он, и скаутская служба видели меня, когда я выходил на замену в матчах бундеслиги. А еще, учитывая, что с приходом в «Штутгарт» Ханнеса Вульфа я стал играть очень мало, самоутверждаться приходилось в матчах Кубка Германии. Представители «Дуйсбурга» посмотрели на меня и поняли, что им нужен конкретный пробивной нападающий - такой как Марио Гомес или Лука Тони. Я мог перестроить свою игру под этот стиль, но уже сегодня можно говорить, что я вернулся на позицию оттянутого форварда, и пока это работает.

- Переквалификация случилась на австрийском сборе или чуть позже?

- К моменту выезда команды в Австрию я не был готов в полной мере. Все произошло как-то очень быстро: переговоры, подписание контракта, сборы… Это была отчасти стрессовая ситуация, и мне понадобилось немного времени - может быть, дней десять, чтобы набрать кондиции. Что же касается амплуа, то по игре несложно понять, что мне комфортнее играть на месте оттянутого форварда. Тренер быстро понял это и предоставил мне полную свободу действий.

- Насколько ярко вы проявили себя в контрольных матчах?

- Когда вернул форму, играл постоянно - по тайму или чуть больше. Где-то, наверное, участвовал в каких-то голевых атаках, что-то отдавал, но голов не забивал. Для начала нужно было отладить взаимопонимание с новыми партнерами. Спаррингов, к слову, у нас было не так много. Пару-тройку провели в первой половине межсезонья, затем поучаствовали в международном турнире - с «Астон Виллой» и «Малагой». В этих встречах мы с партнерами играли примерно по 45 минут.

С ИЛЬЮЧЕНКО МЫ, СКОРЕЕ, ДРУЗЬЯ, ЧЕМ КОНКУРЕНТЫ

- Старт сезона у «Дуйсбурга» вышел средним: поражение, ничья, победа.


- Зато ощущается позитивная динамика! Кстати, мы и в Дрездене в первом туре играли очень здорово, но пропустили досадный гол в концовке со стандарта. Затем уже последовали ничья с «Бохумом» и выездная победа над «Хайденхаймом»...

- Два ваших гола, принесшие команде очки в двух последних поединках, похожи один на другой как братья-близнецы. Бильярдные удары с рабочей правой из-за пределов штрафной под дальнюю штангу - типичная для вас манера завершения атак?

- Не могу сказать, что это так уж для меня характерно. Голы такого плана я чаще забивал в юношеском футболе. Но это характерная манера для моей сегодняшней позиции и команды, в которой я играю. Тренер требует от атакующих исполнителей атаковать ворота из-за пределов штрафной. А для меня голы - есть голы, и совершенно неважно, какими они получаются. Главное, чтобы они приносили нам очки и помогали нам выполнить задачу на сезон. Ну и не могу сказать, чтобы эти голы были уж так похожи. Первый - я провел с подбора, а второй - после контратаки, убрав мяч под себя.

- В игре с «Хайденхаймом» вы еще и отдали голевую передачу. Получается, что во всех трех голах «Дуйсбурга» в этом сезоне есть ваша прямая заслуга…

- А еще заработал пенальти в матче на Кубок Германии, в котором мы уступили «Нюрнбергу» - 1:2. Что же касается моего голевого паса, то его таковым можно назвать с некоторой долей условности. Я обрабатывал мяч, чтобы ударить сам, но увидел, что позиция партнера более выгодная и уступил завершение ему. И хотя, в целом, тенденция, которую вы обрисовали, очень приятна мне, нужно тщательно работать, чтобы поддерживать ее и в дальнейшем.

- Так все же, что представляет собой Илья Груев как специалист?


- Ни на кого из знакомых мне украинских тренеров он своими характеристиками не похож. Болгарский тренер хочет играть в футбол - то есть, комбинационно, низом. Но вместе с тем, он адекватно оценивает ситуацию и уровень соперников, и достаточно гибок, чтобы перестроиться и, если это нужно, сыграть от обороны длинными пасами. Кроме того, Илья - положительно мыслящий человек, без доли негатива в работе.

- Из числа ваших партнеров выделяется 27-летний россиянин Станислав Ильюченко, который никогда не играл… на родине, защищая цвета исключительно местных клубов.

- Ильюченко играет на позиции нападающего, то есть, мы являемся конкурентами, но при этом у нас сложились отличные отношения: разговариваем, естественно, на русском, рядом сидим в клубном автобусе. «Стана», как мы называем его в команде, очень хороший парень. Заочно мы знали друг друга еще, когда я играл во второй команде «Штутгарта», а он бегал в третьей бундеслиге за «Оснабрюк». Насколько я понял, парень поздно начал играть в футбол, начинал, вообще, с 6-й лиги, а вот теперь уже во втором дивизионе. В любом случае судьба у него интересная.

С КОНОПЛЯНКОЙ ПОКА НЕ ЗНАКОМ

- Каково это слышать после забитого гола, что весь стадион хором трижды скандирует твое имя? В Дуйсбурге, как я понял, город живет футболом?


- В Германии футболом живет вся страна. А у нас красивый стадион, который вмещает за тридцать тысяч зрителей и постоянно набивается под завязку на домашних матчах. Фанаты просто отличные: они не просто создают атмосферу и дарят самые лучшие эмоции, но и остаются с командой в трудные времена, когда у нее получается намного меньше, чем хотелось бы…

- Ставится ли перед «Дуйсбургом» задача возвращения в бундеслигу?

- Думаю, что в первый сезон постановка таких целей звучала бы несколько странно. Пока что самое важное - закрепиться на уровне второго дивизиона.

- Дуйсбург - интересный город?

- Небольшой: до полумиллиона человек. С Одессой сравнивать его очень сложно, со Штутгартом, пожалуй, тоже. Зато в 20 км находится Дюссельдорф, который очень нравится мне с того дня, когда я впервые туда попал.

- Неподалеку от Дюссика, как называют его украинцы, живут двое ваших земляков - Руслан Валеев и Андрей Воронин.

- С Русланом мы познакомились в «Черноморце»: он какое-то время тренировался в дубле, когда я только начал выступать за родной клуб. Конечно же, знаю и Воронина, но мы не поддерживаем связь. Что же касается украинцев, выступающих в бундеслиге, то летом я переписывался с Юрченко, а вот с Коноплянкой мы не знакомы, хотя оба сейчас живут совсем близко.

- Мне показалось, или не так давно у вас появилась новая татуировка?

- Есть такое дело. На левом плече - картинка с футбольным сюжетом. Изображение меня с мячом в очень молодом возрасте – лет, наверное, в 12.

- Сколько тату сейчас красуется на вашем теле?

- Сейчас посчитаю. (Пауза). Шесть. Правая рука забита почти полностью, левая - только наполовину. На правой, в частности, выбит мой любимый номер «93» (он же год рождения Бориса. - Прим. М.С.) и инициалы. Но самой памятной татуировкой остается первая, которую я сделал после своего дебюта в бундеслиге. Я ведь не собирался себе ничего набивать, но это был символ реализованной мечты - знаковый момент в моей жизни, который показал, что если сильно чего-то хотеть, нет ничего невозможного. Когда это случилось, я решил - сделаю татуировку. А вообще, на моем теле еще много свободного места. Буду чего-то добиваться – заполню. Цели остаются, идей - куча…

Михаил СПИВАКОВСКИЙ, Спорт-Экспресс в Украине