16 серпня 2017 15:17

Сергей БОЛБАТ: "В "Локерене" экономия на всем. Даже на душе!"

Поединок 5-го тура между «Мариуполем» и «Карпатами» подтвердил, что в лице приазовцев УПЛ получила крепкого бойца. Львовские испанцы были нещадно биты — 3:0, третий, «похоронный» мяч положил 24-летний полузащитник Болбат, два последних сезона недурственно отыгравший в Бельгии.


Словом, поводов пообщаться было предостаточно, начав с гола «Карпатам», вспомнили о жизни в Бенилюксе, зацепив, конечно же, и «Шахтер», которому и принадлежат права на футболиста.


— Сергей, со стороны показалось, что победа над «Карпатами» была уверенной, чуть ли не легкой. Но ты наверняка скажешь, что матч давался тяжело.
— Победа уверенная с нашей стороны, понятно, нелегкая, сил много потратили и жара огромная. Но, я думаю, мы показали, что сильнее соперника, и счет по игре, и никаких вопросов не должно возникать.


— Тебе понравились «Карпаты», испанцы?
— Мне без разницы соперник, главное, наша игра и то, что мы наигрываем, и приносим удовольствие и себе, и болельщикам.


— Тебе самому твой гол понравился? Технично исполнил.
— Конечно, приятно забить, тем более, на последних минутах, это подчеркивает, что не зря тратишь столько сил. Значит, все усилия не насмарку были, я очень рад голу.


— Незадолго до него, ты не использовал похожий выход к воротам львовян. Может, стоило пробить раньше, а не ждать, пока догонит защитник?
— Да, был еще момент, но не получилось забить. Ничего страшного, бывает, что не всегда все получается. Нужно минимизировать ошибки и работать над этим.


«Мог сыграть в Мариуполе еще вместе с Ордецом, Кулачем и Тотовицким»

— Ты никогда не скрывал уважения к воспитавшему тебя «Шахтеру». Но, признайся, тяжело не иметь возможности распоряжаться своей судьбой? Вот уход из «Локерена», приход в такую же аренду в «Мариуполь» — все эти вопросы решает клуб, не ты?

— Как сказать, не только клуб, и я решаю, и агент дает варианты и предложения. Помимо футбольных факторов есть много околофубольных, которые влияют на судьбу твою и развитие карьеры.


Как ни крути, любому человеку при любом раскладе идеально не будет, всегда может возникнуть чувство неудовлетворенности. Поэтому ищешь варианты, анализируешь и думаешь, вот, хороший. Сейчас я выбрал вариант с «Мариуполем».

— Так получилось, что клубы, в которые ты уходил в аренду, медалей с неба не хватали. Хотя с «Металлистом» в еврокубках играл, с «Локереном» едва не попал в Лигу Европы. Получается, единственным твоим трофеем остается Суперкубок Украины-2014, в котором ты и провел единственный матч за основу «Шахтера»?
— Нет, не единственный, еще два матча в чемпионате играл. Потом пошел в аренду в донецкий «Металлург». Я тоже читал, что у меня один матч за «Шахтер», но их еще несколько было в чемпионате. И только потом ушел в аренду.


— Ты уже не безусый юнец, но все еще веришь, что сможешь пробиться в основу «Шахтера»?
— У меня контракт с клубом еще на два года. Не хочу думать наперед и загадывать, как будет, так и будет. Я максималист и стараюсь проявить себя, думаю, получается. Просто не всегда футбольные качества решают, сейчас такое время, много околофутбольных моментов. Дай Бог, все сложится и все будет хорошо.


— Позиция Луческу была понятна: атакующих легионеров у него было на два состава, уже стольких продали, а до сих пор не заканчиваются. Когда прошлым летом в команду пришел Фонсека, мысль закралась: а вдруг при португальце протиснусь в первую команду?

— Нет, я не общался с Фонсекой. Это был тот период, когда тренер «Локерена» проявил инициативу, чтобы я остался, говорил, надо-надо, хорошо будет. И я даже никаких других вариантов не рассматривал, кроме продления аренды на второй год.


— То, что «Мариуполь» вышел в УПЛ, сыграло самую значимую роль при выборе следующего клуба?
— Ну, конечно! Команда Премьер-лиги, достаточно хорошего уровня, и это чувствуется на тренировках, в играх. Коллектив хороший, реально много ребят знал раньше: и со времен академии еще, и так с кем-то встречались в футбольной жизни. Особых сомнений не было.


— К слову, в отличие от многих одноклубников по «Шахтеру» ты как-то избежал аренды в «Ильичевце». Отдавали тебя в донецкий «Металлург», «Металлист», а твой одноклассник Кулач, и твой земляк Ордец в Мариуполе играли. Или у тебя тоже был вариант к Павлову пойти на воспитание?
— Был, как раз когда там Ордец, Кулач, Чурко, Тотовицкий играли. Тогда было предложение, я то ли отказался, то ли просто не сложилось. Я в то время в дубле играл, пару матчей еще провел и перешел в «Металлург».


— Чуть больше двух лет назад ты играл в вышке. Это уже был не пик расцвета нашего чемпионата, но все же уровень был повыше, чем сейчас?
— Честно сказать, сейчас не отвечу. Зимой или следующим летом хотя бы спрашивайте. Я как ушел из «Металлиста», так два года был заграницей, и сейчас мне сложно что-то сказать. А по слухам или на основе мнения других людей я не могу рассуждать, считаю, это неправильно. Как я почувствую и увижу, тогда смогу оценивать.


— Вот прошло пять туров, а столько интересного: победа «Динамо» над «Шахтером», вылет киевлян из ЛЧ, падение «Зари», затянувшаяся болезнь «Карпат». Что думаешь по этому поводу?
— Это не моя задача — комментировать. Это проблемы или удачи тех команд. Я могу рассказать о нашей команде, и о себе лично.


— С «Мариуполем» можно замахнуться на что-нибудь существенное. Может, пока не на медали, но на выход в шестерку для начала?
— Будем все для этого делать, и я в частности максимум усилий приложу, чтобы все получилось.


— За недавним матчем против «Шахтера» ты наблюдал с трибуны: арендованных, как всегда, не выпустили?
— У меня в арендном соглашении указано это.


— Зато накануне ты сыграл за дубль мариупольцев, и именно твой гол не позволил «Шахтеру» победить – 2:2. Как впечатления от игры под руководством Игоря Леонова?
— Все хорошо, игра хорошо прошла. Хотя в принципе изначально не очень складывалось, поставили два пенальти нам. Но мы весь матч атаковали и приятно, что удалось сравнять счет. Просидели всю игру на их половине поля.


— Сейчас целый скандал случился с отказом «Динамо» ехать в прифронтовую полосу. Ты уже прочувствовал, что недалеко от Мариуполя стреляют?
— Не знаю вообще, откуда у всех такая информация появилась, почему все так боятся. Как сарафанное радио, один сказал и оно пошло. Это все глупости, не хотят ехать. Я думаю, они приедут и убедятся сами, что все в порядке. И будет прекрасный матч у нас на стадионе.


— Сережа, просмотрел несколько твоих интервью бельгийского периода, и в каждом из них проскальзывали ностальгические нотки: мол, как ни прекрасна Бельгия, но чего-то не хватает. Или показалось?
— Так и было. Как ни крути, скучаешь по дому, и насколько бы ты не привык жить заграницей, там все равно сложно, чувствуешь себя чужим. Ощущаешь, что ты не дома, поэтому скучал сильно.


— Вот вернулся в наши реалии. Доволен?

— На данный момент рад, что получилось вернуться в Украину, и в хорошую команду. У нас хороший коллектив, надеюсь, будем бороться за хорошие места. Так что на данном этапе доволен, но опять же все зависит от меня и от команды, нужно проявлять себя.


— Возможностей остаться в Европе не было?
— Если честно вам сказать, то я даже не рассматривал их. Реально за два года натерпелся там. Ведь был не на полноценном контракте, а это сильно влияет на то, будешь ты играть или нет.


Там люди с другого угла смотрят на футбол, есть особенности. Они смотрят на футбол как на бизнес, могут ставить заведомо слабее игрока, который не дает результата, только лишь бы он набрал форму и минуты, и чтобы его на несколько сотен тысяч дороже продать. Доходило до того, что я забивал победный гол, а на следующую игру мог не попасть в заявку. При этом они даже объяснений не давали.


В этом плане сложновато. Может если бы был полноценный контракт или же опция выкупа, то было бы легче и все пошло бы иначе. Получилось бы совершенно другое развитие событий.


— Ты уезжал в «Локерен» очень молодым. Любопытство преодолевало страх?
— В первое время ехал с любопытством, интересно, новый вызов. Я ведь одним из первых поехал из Украины в Европу, так чтобы реально перейти в команду из премьер-лиги. Даже навскидку никого не вспомню. Как первопроходец, вот и было интересно, что там да как.

Поначалу столкнулся с трудностями, было очень и очень сложно. Знание английского оно, конечно, спасает, но все равно тот фактор, что ты в чужой стране, где все по-другому, морально и психологически давил.

— Когда возник вариант с Бельгией, наверное, подумал: так себе чемпионат, средненький? Хотелось, небось, в Испанию или Германию?

— Конечно, я бы поехал или туда, или туда, если бы были варианты. Но я даже сам не среагировал тогда перейти, я еще по Лиге Европы знал «Локерен», встречались с «Металлистом», и думал, что все будет на неплохом уровне. Если они заинтересованы, есть смысл перейти, поэтому других вариантов не рассматривал.

— Быстро привык к требованиям главного тренера Жоржа Ликенса? Кстати, что он требовал от тебя?
— У каждого тренера свои нюансы, там тренер требует, а ты стараешься выполнять и вписываться в структуру игры. Привыкаешь.


— Ты говорил, что болельщики приняли тебя сразу, со второй игры стали скандировать имя. Что кричали: «Серж» или «Болбат»?
— Фамилию кричали, с первой же игры. Эмоции, конечно, зашкаливали, очень классно было. Это культура болельщиков, они помогают почувствовать новому игроку, что он дома.

— За первый сезон ты сыграл в 24-х матчах, забил три мяча и отдал три результативные передачи. Тренер остался доволен?

— Да, потому как это их инициатива была, они настойчиво просили, чтобы я остался на второй сезон. Адаптация позади, все уже шло хорошо, и они видели меня игроком основного состава.


Но опять же повторюсь, у них свое мышление, они говорят, что рассчитывают на тебя, а потом в один день просыпаются и у них другой игрок. Там в этом плане специфические люди, это я на своем опыте говорю. Пока я был в «Локерене», три или четыре тренера сменилось, даже не могу сказать, сколько их точно было. В такой период я попал, постоянные перемены, вся эта суета, не было стабильности. Даже вот вы назвали 24 игры. Но выпускали на пять или десять минут, а это считается уже игра. Любой футболист понимает, что этого недостаточно, чтобы в полной мере себя проявить.


— В прошлом сезоне матчей было 23, в них 3 гола. А сколько передач, а то разные цифры гуляют?
— Две отдал, по-моему, со стандартных положений. С игры не отдавал.


— Партнеры «спасибо» говорили, или там не принято благодарить пасующего?
— Как и в любой команде, скажут: «Хороший пас или подача», ничего особенного.


— 5 желтых карточек и одна красная. За что удалился в матче с «Генком»? Обе желтых арбитр дал справедливо?

— Помню, там вообще нелепый момент, судья мог и не давать. Было в середине поля на фланге, я подтолкнул или он зацепился и упал, а судья просто дал вторую желтую, ничего особенного. Бывает так.


— Вообще, чемпионат грубый? В какой футбол играют бельгийские клубы дома, а не в еврокубках?
— Попытаюсь объяснить. Первые четыре или пять команд, они играют в комбинационный футбол. Есть у команд тактика 3-4-3, чуть специфическая, наработки, стандарты, есть нюансы. Интересно смотреть, и интересно играть против них.


А вот после топ-5 там нет как таковых автоматизмов или наработок, играют на желании, настрое, поддержке трибун, больше так. Команда, может, гореть 0:3 и через 30 минут уже 3:3. А грубость там не особо в почете, нормальный чемпионат.


— Вас, украинцев, в Бельгии играла целая ватага – ты, Безус, Тотовицкий, Малиновский. На шашлыки, я так понял, некогда было выбираться? В ресторанах встречались?
— Конечно, очень часто виделись. С Тотовицким вообще много времени проводили. Понятно, что когда свои рядом, легче намного.


— Когда оставили еще на сезон, продолжил жить в том же доме? Или тебе клуб квартиру снимал?
— Клуб не снимал, нужно было самому найти. Но я его поменял. Сначала, когда жил, был хороший, но не очень, я ведь на скорую руку нашел. А потом, когда уже изнутри узнал, как все работает, как можно найти лучше, то сменил.


— Ты как-то сказал: «Здесь стараются максимально экономить. Кушаем, например, на стадионе». В чем еще проявлялась экономия?
— Во всем. В любой сфере, в клубе, во всем, что ни назовете. Экипировка — максимальная экономия, раздевалка тоже. Даже душ! Там нельзя включить кран, только кнопка, нажимаешь — она 15 секунд работает и вода выключается. Нужно все время нажимать, чтобы помыться. То есть, даже в этом плане. Тренажерка также, все так бедненько, по минимуму.

— К чему так и не смог привыкнуть в Европе?
— На самом деле ко всему привык, приезжал туда, был дом, ко всему привыкаешь. Человек так создан, что к любым условиям может адаптироваться. Просто надо время, а еще это отнимает нервы и здоровье. Хотя, конечно, это и жизненный опыт.


— Понятно, стейк он и в Бельгии стейк, и у нас. Чем питался?
— Особо питание не отличается, все классическое, продукты качественные. Такого, что скучал по каким-то блюдам, не было, все можно приготовить и все есть. Все нормально было.

— Признайся, не скучаешь по Бельгии, по «Локерену»?
— Нет, точно не скучаю, на сто процентов ответ (смеется). Сейчас я воспринимаю это как этап, школа жизни, хороший опыт был для меня. Увидел Европу изнутри, в частности в Бельгии. Имею уже преставление, каково оно. Не все так радужно там, как говорят: вот уехал в Европу и все круто.


Любой футболист сталкивается с трудностями, можно почитать интервью любого нашего игрока, каждый столкнулся. Если туда едешь, нужно быть морально готовым.


— А последний твой тренер в «Локерене» исландец Кристинссон не хотел тебя продлить?
— У меня с ним не очень отношения заладились, он делал странные вещи. Я забиваю гол, потом убирает из состава и две игры не берет даже в заявку. Мы много ссорились, мы на повышенных тонах разговаривали. Это не они не захотели меня оставлять, это я принял решение, что там не буду находиться. Еще в феврале-марте месяце так решил.


Та информация в интернете, что «Локерен» не пользуется опцией выкупа, меня удивляла. Неужели сайты и журналисты, которые не знают информации, не могут зайти в интернет и прочитать на том же Трансфермаркте, какой контракт у человека. Они написали, что «Локерен» не воспользовался опцией выкупа. Так ее и не было! А во-вторых, я сам отказался и дал понять руководству, что не собираюсь оставаться в этой команде.


— Сергей, нынешним летом ты женился. Поздравлять или сочувствовать, все-таки попрощался со свободой?
— (улыбается). Конечно, поздравлять, это очень хорошие моменты.


— Свадьбу гуляли накануне твоего дня рождения – 12 июня. Нарочно так подгадали или случайно получилось?
— Получилось не то чтобы случайно, планировали летом, хотели, чтобы выпало на период отпуска. У нас же разъезды, отъезды, переезды, поэтому так.


— Почему расписывались и праздновали именно в Киеве?
— Не знаю, живу там сейчас, так и получилось.


— В свадебное путешествие куда махнули?
— В том то и дело, что не махнули, сборы как раз. Свадьба, потом день рождения, и там неделю готовился, бегал потихоньку, пока решался вариант с «Мариуполем». А потом сразу туда поехал. Как такового времени не было.


Если бы был контракт с командой и знал расписание, то можно было распланировать заранее. А так в период ожидания, сложно было спланировать.

— Я к чему спросил, просто Новый год вы с будущей супругой встречали в Эмиратах, в другой раз на Карибах загорали. Любишь экзотический отдых? Где, кстати, больше всего набрались впечатлений?
— В Эмиратах. Если ехать в отпуск, даже не обсуждается, только туда.


— Сережа, ты такой открытий, душевный парень, а отсудил у «Металлиста» три с хвостиком миллиона гривен. Дело принципа?

— Чисто перед самим собой, что я все сделал, что мог, чтобы совесть не грызла. Если не получится, то так и будет, но если я плюну, и не буду пытаться, это как-то не для меня.


— Уже получил сумму, или это суд присудил, а отдадут когда-нибудь потом?
— Этот только решение суда. А реально ли получить, не знаю. Будем бороться, не знаю, как будет. Больная такая тема для украинского футбола.


Иван АНДРЕЙЧЕНКО