21 березня 2017 16:54

Стипе ПЛЕТИКОСА: "Хорваты заряжены эмоциями после войны"

Интервью с экс-вратарем сборной Хорватии Стипе Плетикосой Команда №! хотела записать, едва начав свою работу. И не только потому, что он в свое время защищал ворота донецкого Шахтера. После Дарио Срны Стипе является вторым гвардейцем своей национальной команды за историю. А еще он — очень хороший человек.

— Стипе, ты завершил футбольную карьеру менее года назад. Тяжело с этим смириться?

— Нет. Физической усталости у меня не было, и, по большому счету, я мог бы еще некоторое время выступать на высоком уровне. Мысль повесить бутсы на гвоздь пришла ко мне не спонтанно. У меня было трое детей, и супруга ждала четвертого, поэтому я сделал выбор в пользу семьи. Хочу участвовать в процессе воспитания детей, а не находиться все время в разъездах.

— Чем сейчас занимается Стипе Плетикоса?

— Я учусь в Сплите на втором курсе спортивного университета, а также занимаюсь в хорватской футбольной академии для получения PRO-диплома. Хочу быть футбольным функционером. А еще, когда получается выделить немного времени, езжу к своим лучшим друзьям, смотрю, как они работают наставниками.

— Кого навещаешь?

— Игора Тудора, возглавляющего турецкий Галатасарай, Ивана Леко, являющегося главным тренером бельгийского Сент-Трюйдена, и Ивана Юрича, работающего в Дженоа. Встречаюсь и с Гораном Сабличем, правда, сейчас реже, поскольку он тренирует боснийский Широки Брег.

— Самому тренировать не хочется?

— Нет. Для меня это тяжело, поскольку снова начнутся разъезды, разлука с близкими мне людьми. Не хочу. Хотя, конечно, не стоит говорить так категорично, в жизни может произойти всякое.

— За время своей футбольной карьеры ты завоевал много трофеев. Какой из них наиболее памятен?

— Наверное, самые сильные эмоции связаны с командой, где ты вырос, а это Хайдук, в котором мне посчастливилось выиграть чемпионский титул в 2001 году.

— Почему тебе не удалось в полной мере раскрыться в Шахтере?

— Трудно сказать. Возможно, потому, что в Хорватии я привык работать с тренером вратарей, а в Донецке хоть и был такой наставник, но не столь высокого уровня. Первые полгода я играл постоянно, но вскоре мне стало не хватать квалифицированной помощи. Начался игровой спад, травма, потом пришел Ян Лаштувка, который здорово выглядел…

— Сейчас следишь за Шахтером?

— Конечно. Очень переживаю, что команда не может выступать на своем поле. Это очень непросто для футболистов, когда приходится жить в другом городе, постоянно летать на матчи. Хочется верить, что эта неприятная ситуация вскоре закончится, и горняки снова смогут собирать полную Донбасс Арену.

Мне нравится, как донетчане выступают под началом Паулу Фонсеки. Руководство Шахтера попало в точку с его приглашением после многих лет работы в клубе Мирчи Луческу. А вылет команды из Лиги Европы я назову чистой случайностью. Оранжево-черные были выше классом, чем их соперник, но в футболе такое бывает.

— Ты — второй по количеству матчей, проведенных в составе национальной сборной Хорватии. Есть чем гордиться?

— А как же! Я ведь стоял у истоков нашей сборной. С 1991 года, начиная с команды U-12, прошел все возрастные категории. Так что есть и моя маленькая заслуга в том, что сейчас Хорватия пребывает на ведущих ролях в европейском футболе.


— Слышал, что ваши футболисты очень патриотичны. Это так?

— Совершенно верно. Эмоциями после войны с Сербией наши люди, и в частности — футболисты, заряжены до сих пор. И это передается из поколения в поколение. Возможно, это одна из причин того, что сборная часто попадает на мировые и европейские форумы.

— Ты завершил выступления за национальную команду после чемпионата мира 2014 года. Устал — или были другие причины для такого решения?

— Пришло чувство, что пора уступить место более молодым голкиперам — Даниэлю Субашичу и Ловре Калиничу.

— Как ты сказал, Хорватия часто попадает в финальную часть чемпионатов мира и Европы. Но почему не получается хотя бы повторить путь сборной, которая в 1998 году стала третьей командой планеты?

— Всегда чего-то хоть чуть-чуть, но не хватает. К примеру, в 2008 году на чемпионате Европы в Австрии и Швейцарии мы в четвертьфинале по пенальти уступили туркам. На последнем европейском форуме, опять-таки в 1/4-й, Фортуна от нас отвернулась в матче с португальцами.

Однако после Евро-2016, кроме Дарио Срны, все остальные футболисты остались в сборной, так что я надеюсь, что нынешняя команда уже готова к большим свершениям.

— В твоей карьере есть и поединок против Украины в 2008 году в отборе чемпионата мира.

— Я помню ту встречу. На стадионе в Харькове была прекрасная атмосфера. А сам матч выдался напряженным, никто не хотел уступать, поэтому, наверное, и результат оказался ничейным — 0:0. Кстати, может, та осечка и стала определяющей для нашей сборной, ведь Хорватия не попала в ЮАР через сито квалификации. Украина тогда была сильна, обыграла Англию и пробилась в стыковые поединки…

— Назови тройку лучших хорватских футболистов за историю.

— Звонимир Бобан, Давор Шукер и Лука Модрич.

— А Плетикоса хоть в пятерку входит?

— (Улыбается.) Нет. У нас и без меня было много сильных игроков. Могу попасть разве что в топ-20.



Сергей ДЕМЬЯНЧУК