28 березня 2016 11:58

(Не) играй, как Нойер. Как вратарь "Баварии" вернул либеро-стиль

Некоторые называют Нойера лучшим вратарём эпохи и наследником Кана. Но его стоит называть ещё и наследником Беккенбауэра.


«Может получиться опасная контратака! Боатенг и Бадштубер отрезаны, нападающий гостей получает заброс из глубины и в одиночестве убегает на чужую половину поля… Но мяч выбивает Мануэль Нойер! Как же далеко он вышел из ворот!»


«Нойер спокойно играет на выходе и забирает мяч. Он быстро бросает его рукой… кому? Ого, Франку Рибери! Рукой точно послал сферу на чужую половину поля, и теперь игрокам «Боруссии» нужно срочно возвращаться в защиту».

«Пирло отдаёт пас на Кассано! Офсайда нет, ведь нападающий получает мяч на своей половине поля. Но нет, не получает! Это Нойер оказался в центральном круге и подстраховал центральных защитников сборной Германии».


Даже если вырезать фамилию Нойер из всех этих предложений, любой ценитель футбола поймёт, о ком идёт речь. Даже если он не видел этих матчей. Достаточно просто ввести в строку поиска Youtube фразу Мануэль Нойер sweeper (чистильщик по-английски), чтобы всё стало ясно. Стоит посмотреть на игру немца всего пару раз, чтобы получить о нём яркое впечатление, которое будет довольно точным. Но неполным. Ведь уберите эксцентричную манеру Нойера регулярно играть за пределами штрафной площадки – и всё равно останется один из лучших вратарей нашего времени.


«Гений, миллиардер, плейбой, филантроп»

Помните эту цитату из «Мстителей»? Тони Старк отвечает, кто он без своего бронированного костюма. И, кроме шуток, отвечает убедительно. Так же убедителен Нойер, даже если лишить его самого яркого, самого узнаваемого качества.

В прошлом сезоне в чемпионате Германии 32 раза появился на поле и 20 раз сохранил ворота сухими. Он пропустил всего 0,56 гола за матч, улучшив свой отличный результат позапрошлого года. У Нойера 73% сейвов при игре на линии ворот – это примерно на уровне Де Хеа и Куртуа. Не менее убедительно он играет на выходах: больше 90% успешных попыток. Мануэлю часто забивают красивые голы (навскидку: Балотелли на чемпионате Европы, Патрис Эвра в Лиге чемпионов, Ивица Олич в Бундеслиге) – но это лишь потому, что простые голы он почти не пропускает. Либо команда должна провалиться в обороне, оставив вратаря совершенно беспомощным, либо это должен быть особенный, «штучный» удар.


В общем, Мануэль к своим 30 годам – один из лучших в Европе по всем классическим вратарским параметрам. Где-то на уровне Буффона. Просто кроме стандартного набора выдающихся качеств, у Нойера есть и футбольная версия бронированного костюма. Умение играть далеко от ворот не сводится только к эффектным броскам наперерез нападающим соперника. Ещё важнее (хотя и не так заметно), что Нойер, выдвигаясь на позицию либеро, даёт своей команде возможность оказываться в численном большинстве.


В трудном выездном матче с «Вольфсбургом», где судьба поединка решилась за несколько минут второго тайма, Нойер вступил в игру 64 раза – чаще, чем отыгравшие 90 минут Томас Мюллер и Роберт Левандовски. Чаще, чем 10 из 11 игроков «Вольфсбурга». В великом матче с «Ювентусом», отчёт о котором ещё не поздно прочитать, он вступал в игру больше раз, чем любой из соперников, и отдал 44 паса. Косвенный результат этого – экономия сил Киммиха, которому реже приходилось бежать назад сломя голову, но ещё и было достаточно отвечать за меньший кусок поля, чем если бы вратарь отсиживался в своей штрафной. Это вклад Нойера в общекомандную геометрию.


«С центра поля мне не забьют»


Угадайте, кто это сказал? Не угадали. На самом деле, это сказал Тони Шумахер, вратарь немецкой сборной 80-х. Сказал 30 лет назад. Так что Нойер не первопроходец, а скорее наследник славных атакующих традиций немецкой вратарской школы. Приведём монолог Шумахера целиком:


«Ты должен оставаться в воротах», – вдалбливали мне в пору моего появления в сборной. Но очень скоро коллеги и тренер осознали, что это противоречит моей натуре. И они признали то, что для моего прежнего тренера Ринуса Михелса было принципом: «Дистанция между вратарём и свободным защитником должна быть всегда постоянной». Это абсолютно правильно. Соперник только тогда по-настоящему опасен, когда он атакует и приближается к 30-метровой зоне. Так почему же дистанция, отделяющая вратаря от либеро, будет равняться 60 метрам, в то время как моя команда атакует? Гол с другой половины поля мне не забьют. Мне необходимо свободно идти вперёд, особенно как капитану команды. И в будущем я оставлю эту свободу за собой. Сто тысяч раз во всех возможных вариантах я отрабатывал умение отбивать кулаками и добился того, что теперь могу отбить мяч к середине поля и разрядить таким образом опасную ситуацию».

Обратите внимание на фамилию в середине абзаца. Михелс. Основоположник тотального футбола, учитель Круиффа. У которого в свою очередь учился пониманию футбола Гвардиола. И это замыкает цепочку преемственности идей. Хотя Мануэль Нойер всегда отличался смелой игрой за воротами, систематически выполнять функции либеро он начал уже при Гвардиоле. Михелс с Шумахером – Круифф – Гвардиола с Нойером. То, что Шумахер 30 лет назад говорил о расстоянии между вратарём и защитником, сегодня мы видим на поле каждый раз, когда наблюдаем за игрой «Баварии». Что касается умения выбить кулаками мяч на 50 метров, то Нойер этим не ограничивается. Кажется, я уже говорил, что Нойер может начать атаку своей команды, рукой добросив мяч на чужую половину поля точно в ногу Франку Рибери или Дугласу Косте?

Какой пример он подаёт детям?

Вернёмся к заголовку текста. Зачем там это «не»? В качестве предостережения. Харизматичный, уверенный в себе, надёжный и немного эпатажный, Нойер – неизбежный образец для целого поколения немецких вратарей. Талантливые Цилер, Трапп, Лено и тер Штеген не могут не быть под влиянием первого номера

сборной, а тер Штеген и вовсе его копирует. Об идентичности их игрового стиля говорил, например, Пепе Рейна.


Но чтобы играть, как Нойер, нужно быть Нойером. Нужно обладать качествами, которые трудно выработать тренировками: интуицией, чувством момента, куражом – тем, что заложено в характере от природы. И умением психологически восстанавливаться после ударов судьбы. Все помнят, какой гол он пропустил от Деяна Станковича с центра поля? Сам Мануэль играет так, как будто забыл. Снова и снова делать то, что стало причиной неудачи – основа чемпионского менталитета, это отмечали, например, Билл Шенкли и Бобби Робсон. Правда, они говорили о нападающих, но голкиперов это касается не меньше. Далеко не все на это способны.


Ставить под угрозу карьеру из-за моды на эффектный стиль игры одного парня, который единственный может себе это позволить в силу таланта? Немного нелепо, но, видимо, неизбежно.

Играя, как Нойер, иногда приходится пропускать, как Нойер. Или как тер Штеген. Последний за полгода пропустил два гола с центра поля: от Сан Хосе в матче на Суперкубок Испании и от Флоренци в Лиге чемпионов. Серьёзно, когда Нойер в очередной раз появляется на экране где-то в районе центрального круга, ради молодых вратарей не мешало бы пускать где-то в углу бегущую строку «Не пытайтесь повторить это сами».


Глядя, как он гоняется за мячом по всей половине поля и обводит соперников на бровке, легко забыть о том, что главное достоинство Нойера не в том, что он делает за пределами штрафной площади, а в том, что он делает на линии ворот.